Можно ли отточить водительское мастерство на автосимуляторе?
В России с гоночным ремеслом проблемы: подготовленных трасс практически нет, спонсоры к автоспорту прохладны, чемпионатов мало. Но если кровь кипит, можно погоняться на компьютере, тем более современные автосимуляторы...
В России с гоночным ремеслом проблемы: подготовленных трасс практически нет, спонсоры к автоспорту прохладны, чемпионатов мало.
Но если кровь кипит, можно погоняться на компьютере, тем более современные автосимуляторы обеспечивают потрясающий уровень детализации и физической достоверности: в иных играх вы сможете определить степень износа покрышек «по рулю» или начало сноса по изменившемуся звуку шин. Гонщики «Формулы 1» нередко используют автосимуляторы для ознакомления с новыми трассами, в чем, к примеру, признавались и Жак Вильнев, и Хуан-Пабло Монтойя.
Особое удовольствие – гонка в режиме онлайн против соперников со всей России или даже всего мира, причем в рамках вполне серьезных чемпионатов и 24-часовых гонок (да-да, они длятся сутки напролет).
Мы встретились с фанатом гоночных покатушек Даниилом Соломатовым, который участвует в онлайн-чемпионате игры GTR2. Он ответил на наши часто задаваемые вопросы, например, какое оборудование нужно для игры и обязателен ли руль?
Но первое, что нас интересовало – действительно ли автосимуляторы позволяют стать гонщиком «на домашних пирожках»? И помогает ли виртуальный опыт в повседневной езде?
«В среде симрейсеров ходят два мнения: одни считают, что помогает, другие – что нет, и даже вредит, – говорит Даниил. – Большинство, правда, все-таки склоняется к первому варианту, и вот почему. Симы (автогоночные симуляторы – прим. редакции) позволяют на интуитивном уровне прогнозировать поведение машины на типичные действия вроде торможения и одновременного поворота, на снос, занос и другие явления. Они полезны для понимания процессов, которые происходят с автомобилем в движении, тем более сложная система телеметрии позволяет при желании детально разобраться в физике машины. Но, опять же, в обычной жизни это относится скорее к контраварийной подготовке, но никак не к обычной езде. То есть, если вы только учитесь водить машину, симуляторы скорее вредны. Простой пример – элементарно тронуться на «девятке» для новичка гораздо сложнее, чем стартовать с пробуксовкой на каком-нибудь 800-сильном монстре в игре. То же относится к рулению и торможению, поэтому первичные навыки нужно получать на настоящем автомобиле. Но с точки зрения контраварийной подготовки симы формируют некоторые рефлексы и понятия, которые однако все равно нужно шлифовать на реальном автомобиле. Что касается меня, то я уже обладал знаниями и умениями управлять обычным автомобилем и не сразу научился управлять виртуальным – на привыкание ушло много времени. Однако после «наката» в симе на дорогах общего пользования я чувствую себя уверенней. Резюме такое: в целом симы помогают для развития водительских навыков, причем бесплатно, безопасно, интересно».
Даниил иногда принимает участие в наших тест-драйвах и картинговых покатушках, и влияние автосимуляторов на стиль его вождения ощутимо: в отличие от обычных водителей, он интуитивно выбирает оптимальные точки торможения и траектории в поворотах, которые с позиции обывателя могут показаться противоестественными или даже опасными.
А насколько хорошо воспроизведена физика автомобиля в виртуальном мире? «Физическая модель GTR2 не считается самой продвинутой, – говорит Даниил, – но вполне достаточна для воспроизведения реальных реакций автомобиля на работу рулем и педалями, а также имитации обратной связи – по сути, это все, что необходимо. Однако назвать физику игры абсолютно достоверной нельзя: к примеру, один симрейсер, проехавшийся на реальном гоночном автомобиле, был поражен заметно большим уровнем сцепления (хотя это субъективно, ведь симрейсер не испытывает перегрузок, сидя перед компьютером). И вообще реальные рекорды различных трасс давно побиты виртуальными гонщиками, но вряд ли мы можем предположить, что на самом деле ездим лучше Тома Кристенса».
Важно ли иметь руль и педали или можно играть на «клаве»? «Лишь единицы сдвинутых и тех, кто не может позволить себе руль, гоняют на клавиатуре, и некоторые вполне конкурентоспособны, но это редкие исключения, – объясняет Даниил. – В любом случае в дождь, когда нужны максимально точные и пропорциональные реакции, на клавиатуре будет серьезный проигрыш. Когда я купил игру, руля у меня еще не было. Проехав... нет, скорее, попытавшись куда-то доехать на клавиатуре, я сильно разочаровался, поскольку после всяких Toca race driver, Need For Speed и им подобных первое впечатление от GTR2 было как у ребенка после первой поездки на двухколесном велосипеде. Я чувствовал себя как корова на льду и довольно быстро оставил это дурацкое занятие, и два года игра пылилась на полке, пока в один прекрасный день я не купил руль и педали (кстати, случайно выбрал одни из самых удачных симрейсеровских рулей). Не скажу, чтобы дело сразу пошло в гору, но мне понравилось. Как и в случае с велосипедом, необходимо пройти через многочисленные ошибки, а когда ничего не получается – не бросать, потому что рано или поздно начнется прогресс. Что касается рулей, то вполне приемлемый стоит сегодня 3-4 тысячи рублей. У меня – G25 от Logitech с обратной связью на руле и педали тормоза. Его, правда, трудновато найти, и в Москве на распродаже он стоит тысяч шесть. Приемлемое соотношение цена-качество имеет руль Momo Racing Force Feedback (также известный как «черный Momo»), который стоит около 3,5 тысяч».