RU74
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Челябинске
Погода-4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -10

0 м/c,

728мм 74%
Подробнее
4 Пробки
USD 103,27
EUR 108,56
Авто Можно ли отточить водительское мастерство на автосимуляторе?

Можно ли отточить водительское мастерство на автосимуляторе?

В России с гоночным ремеслом проблемы: подготовленных трасс практически нет, спонсоры к автоспорту прохладны, чемпионатов мало. Но если кровь кипит, можно погоняться на компьютере, тем более современные автосимуляторы...

" width=

В России с гоночным ремеслом проблемы: подготовленных трасс практически нет, спонсоры к автоспорту прохладны, чемпионатов мало.

Но если кровь кипит, можно погоняться на компьютере, тем более современные автосимуляторы обеспечивают потрясающий уровень детализации и физической достоверности: в иных играх вы сможете определить степень износа покрышек «по рулю» или начало сноса по изменившемуся звуку шин. Гонщики «Формулы 1» нередко используют автосимуляторы для ознакомления с новыми трассами, в чем, к примеру, признавались и Жак Вильнев, и Хуан-Пабло Монтойя.

Особое удовольствие – гонка в режиме онлайн против соперников со всей России или даже всего мира, причем в рамках вполне серьезных чемпионатов и 24-часовых гонок (да-да, они длятся сутки напролет).

Мы встретились с фанатом гоночных покатушек Даниилом Соломатовым, который участвует в онлайн-чемпионате игры GTR2. Он ответил на наши часто задаваемые вопросы, например, какое оборудование нужно для игры и обязателен ли руль?

Но первое, что нас интересовало – действительно ли автосимуляторы позволяют стать гонщиком «на домашних пирожках»? И помогает ли виртуальный опыт в повседневной езде?

«В среде симрейсеров ходят два мнения: одни считают, что помогает, другие – что нет, и даже вредит, – говорит Даниил. – Большинство, правда, все-таки склоняется к первому варианту, и вот почему. Симы (автогоночные симуляторыприм. редакции) позволяют на интуитивном уровне прогнозировать поведение машины на типичные действия вроде торможения и одновременного поворота, на снос, занос и другие явления. Они полезны для понимания процессов, которые происходят с автомобилем в движении, тем более сложная система телеметрии позволяет при желании детально разобраться в физике машины. Но, опять же, в обычной жизни это относится скорее к контраварийной подготовке, но никак не к обычной езде. То есть, если вы только учитесь водить машину, симуляторы скорее вредны. Простой пример – элементарно тронуться на «девятке» для новичка гораздо сложнее, чем стартовать с пробуксовкой на каком-нибудь 800-сильном монстре в игре. То же относится к рулению и торможению, поэтому первичные навыки нужно получать на настоящем автомобиле. Но с точки зрения контраварийной подготовки симы формируют некоторые рефлексы и понятия, которые однако все равно нужно шлифовать на реальном автомобиле. Что касается меня, то я уже обладал знаниями и умениями управлять обычным автомобилем и не сразу научился управлять виртуальным – на привыкание ушло много времени. Однако после «наката» в симе на дорогах общего пользования я чувствую себя уверенней. Резюме такое: в целом симы помогают для развития водительских навыков, причем бесплатно, безопасно, интересно».

" width=

Даниил иногда принимает участие в наших тест-драйвах и картинговых покатушках, и влияние автосимуляторов на стиль его вождения ощутимо: в отличие от обычных водителей, он интуитивно выбирает оптимальные точки торможения и траектории в поворотах, которые с позиции обывателя могут показаться противоестественными или даже опасными.

А насколько хорошо воспроизведена физика автомобиля в виртуальном мире? «Физическая модель GTR2 не считается самой продвинутой, – говорит Даниил, – но вполне достаточна для воспроизведения реальных реакций автомобиля на работу рулем и педалями, а также имитации обратной связи – по сути, это все, что необходимо. Однако назвать физику игры абсолютно достоверной нельзя: к примеру, один симрейсер, проехавшийся на реальном гоночном автомобиле, был поражен заметно большим уровнем сцепления (хотя это субъективно, ведь симрейсер не испытывает перегрузок, сидя перед компьютером). И вообще реальные рекорды различных трасс давно побиты виртуальными гонщиками, но вряд ли мы можем предположить, что на самом деле ездим лучше Тома Кристенса».

Важно ли иметь руль и педали или можно играть на «клаве»? «Лишь единицы сдвинутых и тех, кто не может позволить себе руль, гоняют на клавиатуре, и некоторые вполне конкурентоспособны, но это редкие исключения, – объясняет Даниил. – В любом случае в дождь, когда нужны максимально точные и пропорциональные реакции, на клавиатуре будет серьезный проигрыш. Когда я купил игру, руля у меня еще не было. Проехав... нет, скорее, попытавшись куда-то доехать на клавиатуре, я сильно разочаровался, поскольку после всяких Toca race driver, Need For Speed и им подобных первое впечатление от GTR2 было как у ребенка после первой поездки на двухколесном велосипеде. Я чувствовал себя как корова на льду и довольно быстро оставил это дурацкое занятие, и два года игра пылилась на полке, пока в один прекрасный день я не купил руль и педали (кстати, случайно выбрал одни из самых удачных симрейсеровских рулей). Не скажу, чтобы дело сразу пошло в гору, но мне понравилось. Как и в случае с велосипедом, необходимо пройти через многочисленные ошибки, а когда ничего не получается – не бросать, потому что рано или поздно начнется прогресс. Что касается рулей, то вполне приемлемый стоит сегодня 3-4 тысячи рублей. У меня – G25 от Logitech с обратной связью на руле и педали тормоза. Его, правда, трудновато найти, и в Москве на распродаже он стоит тысяч шесть. Приемлемое соотношение цена-качество имеет руль Momo Racing Force Feedback (также известный как «черный Momo»), который стоит около 3,5 тысяч».

" width=

Рули с обратной связью дрожат при проезде поребриков, реагируют на кочки и другие неровности, а главное – обеспечивают возвратное усилие, которое позволяет гонщику чувствовать степень сцепления ведущих колес с трассой. Хорошие устройства имеют несколько регулировок, например, можно выбирать линейную или параболическую зависимость реакции на нажатие педали газа-тормоза, делая ее «острой» в начале хода и более плавной в конце или наоборот.

Гоняться против «ботов» (машин, управляемых самой игрой), конечно, интересно и полезно, однако самый смак – это езда в виртуальных чемпионатах в режиме онлайн против других, не менее опытных и талантливых соперников. «Азарт, адреналин, мурашки по коже, когда кто-то позади тебя на расстоянии атаки, тряска рук, пульс 180 ударов в минуту после продолжительной гонки... – рассказывает Даниил с несвойственной ему эмоциональностью. – Полный набор реальных, а не виртуальных переживаний и волнений во время event'a. А чего стоит мандраж перед гонкой, даже перед квалификацией!».

Организовать сетевую игру вы можете со своим другом или коллегой, используя один из компьютеров в качестве сервера, а можете подключиться к уже существующим серверам вроде Аutosim.ru, на котором играет Даниил. Сетевая игра позволяет даже слушать радиообмен соперников с их командным мостиком.

«Наш сервер, собранный на добровольные пожертвования игроков, установлен в московском хостинг-центре и выполняет только игровую функцию. Требования к связи банальны: во время гонки не должно быть продолжительных разрывов связи. К сожалению, они иногда случаются, что выкидывает тебя из игры, и это крайне досадно, но можно смотреть на это, как на поломку автомобиля в реальных гонках. Что касается скорости передачи информации, то у нас она составляет 256 Кбит/сек. Очень важен небольшой «пинг» (задержка обновлений) – идеально до 50 мс. Проблемы появляются при его повышении до 200 мс: автомобиль игрока начинает скачкообразно перемещаться по трассе, что осложняет борьбу с ним. В одной игре могут принимать участие до 50 гонщиков, и максимум обычно ограничен не только возможностями сервера, но и «толкучкой» на трассе. Хотя современные автосимуляторы позволяют поддерживать до сотни игроков на длинных трассах типа Северной Петли Нюрбургринга. За час гонки обычно расходуется от 20 МБ трафика, поэтому для регулярного участия желателен безлимитный тариф. И еще одна тонкость – онлайн-игру поддерживает только лицензионная версия программы GTR2. В принципе, можно выбрать другой симулятор, и тот же сервер Аutosim.ru поддерживает еще ряд гонок: rFactor, GTR evolution, Race07, GT Legends».

" width=

И если вы успешный симрейсер, то можете померятся силами с иностранцами. «После нескольких гонок с французскими симрейсерами в 2007-2008 годах команда портала Аutosim.ru получила приглашение на участие в 24-часовом марафоне в Сузуке. Смена пилота происходила после трехчасовой сессии, а в Интернете можно было смотреть прямую трансляцию гонки и слушать переговоры участников между собой... В этом смысле атмосфера действительно похожа на гоночный уик-энд. После неплохого выступления наших команд мы получили приглашение на участие в гонке на новом треке в Сингапуре, а сейчас приглашены на аналогичный event в «Зеленом Аду» на Нюрбургринге».

Конечно, если вы втянетесь в виртуальные гонки, то непременно захотите быть самым-самым. Случается ли, что доминантной силой в чемпионате становятся дебютанты, как Льюс Хэмильтон? И какой вообще возраст симрейсеров? «Новички, крушащие с первого раза опытных пилотов – это лишь относительные новички. пришедшие из других симов, как, например, немного устаревший GT Legends. В последнее время наблюдается тенденция, аналогичная современной «Формуле 1», когда все более молодые пилоты «дерут» возрастных гонщиков. Появляться в среде сим-рейсеров молодые люди начинают в возрасте 17-18 лет, что, скорее всего, связано с затратами на неприбыльное увлечение, которое уже и не детское, и вроде как не совсем взрослое. А максимальный возраст 30-35 лет ограничивается тем, что сами рули и продвинутые симуляторы появились не так давно».

Важная составляющая хорошего автосимулятора – возможность настройки автомобиля. Для опытных пилотов вопрос о победе зачастую решается именно за счет идеальных настроек, поэтому симрейсеры уделяют этому аспекту повышенное внимание. Регулировать можно десятки параметров автомобиля: жесткость амортизаторов (сжатие, отбой, быстрый удар, медленный), жесткость пружин, стабилизаторов поперечной устойчивости, давление в шинах, остроту рулевого управления, передаточные отношения коробки передач, обороты срабатывания лимитатора и т.д.

" width=

Надо ли говорить, что продвинутый симрейсер имеет четкое понимание физики автомобиля, и, может быть, именно этот опыт наиболее ценен с точки зрения участия в настоящих гонках. «Чтобы добиться идеальных настроек, необходимо анализировать результаты заездов и искать слабые места в настойках, – говорит Даниил. – Справиться с этой нелегкой задачей помогает программа анализа телеметрии Motec i2 Pro, главная прелесть которой в том, что она идентична официальному, одобренному FIA продукту, которым пользуются настоящие гонщики. Графики, которые формирует программа, позволяют проанализировать нюансы работы автомобиля, например, увидеть распределение температуры на поверхности покрышки в разных точках трассы. Это очень важно – холодная или наоборот перегретая шина либо не обеспечивает сцепления, либо слишком быстро изнашивается.

Кроме того, программа позволяет анализировать и корректировать стиль пилотажа, например, увидеть время прохождения отдельных отрезков, моменты блокировок колес на торможении и т.д. Конечно, новичку сложно постигнуть все тонкости настройки машины сразу, поэтому дебютантам помогают опытные гонщики, кроме того, есть уже готовые инструкции по настройке автомобилей. В принципе, не стоит бояться этого аспекта – для многих достаточно настроить автомобиль по ощущениям, а изучение телеметрии – уже для опытных, стабильных игроков».

" width=

В стимуляторах отражены многие нюансы гоночного уик-энда, в частности, пит-стопы. «Они аналогичны реальным пит-стопам в гонках серии GT и представляют собой раздельную дозаправку и замену покрышек (в «Формуле 1» это делается одновременно)», – поясняет Даниил.

В симуляторе GTR2 воспроизведено множество действующих трасс, включая российскую «Мячково», а также исторические трассы, вроде оригинальной 14-километровой петли Спа-Франкоршамп (современная «Формула 1» использует укороченный 7-километровый вариант).

Машины также на любой вкус: сверхмощные спортпрототипы LMP1 и LMP2, автомобили класса GT (например, Porsche 911, Ferrari 360 Modena), редкие спорткары (Lister Storm, Saleen S7), исторические автомобили (Porsche 356), легендарные «Формулы 1» (Lotus 72). И все это во множестве вариантов, в том числе и по раскраске: если хотите, можете гоняться на Porsche 911 GT3 в цветах «Юкоса».

«Можно принимать участие в летнем или осенне-зимне-весеннем чемпионатах, причем в последнем – в одном из пяти классов (LMP1, LMP2, GT1, GT2, GT3), – подытоживает наш собеседник. – Есть одноразовые гонки на интересных, незнакомых, раритетных трассах/автомобилях, к примеру, сражение двух легендарных марок Ferrari и Porsche на Северной Петле Нюрбургринга. Бывают и «миролюбивые» гонки на интерес для привлечения в ряды сим-рейсеров новичков».

Сегодня виртуальные гонки воспринимаются многими как развлечение для больших мальчиков. В этом есть доля правды, но знаете что? С каждым годом они будут обретать все более официальный статус и рано или поздно заимеют свои топовые чемпионаты с миллионной зрительской аудиторией, «звездными» пилотами и настоящими спонсорами. Ведь с точки зрения спорта, виртуальные гонки ничем не отличаются от настоящих.

Видео:

Фото: Фото с сайтов Аutosim.ru, Nfsunlimited.net

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
26
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Рекомендуем
Объявления