Рынок подержанных автомобилей бьет ценовые рекорды. По данным портала SmurtUS.ru, цены на машины с пробегом начали стремительно расти. По сравнению с показателями прошлого года, в среднем ценник по России увеличился на 11%. Самые быстрые темпы набрали автомобили возрастом до 3 лет – их стоимость возросла почти на 30%.
Достаточно ощутимо прибавили в цене 5-7-летние «легковушки» – здесь отмечается рост на 17%, а машины возрастом 3-5 лет подорожали на 8%.
«Цены на вторичном рынке, действительно, в течение последних месяцев показывают стабильный рост, – утверждает коммереческий директор Первого Уральского автосалона «Автомаркус» Константин Миронченко. – И суммы, за которые хотят продать автомобиль, нередко оказываются завышенными. Даже сложно проследить тенденцию их определения. Конечно, у нас это не 30%, но в среднем 10-20% накручивают»
Специалист привел наглядный пример: недавно продавали 4-годовалый ВАЗ-2115 за 183 тысячи рублей. Цена новой «пятнашки» сейчас больше всего тысяч на 70-80. Если учитывать, что в первый год машина теряет 20% от прайса, то такая годовалая Lada уже должна стоить не больше 210 тысяч рублей. Но ведь в свое время хозяин покупал эту машину явно за меньшую сумму, чем просят за нее в салонах на данный момент. В общем, продать этот автомобиль за 180 тысяч – это успех. Даже при идеальном состоянии ее можно оценить тысяч на десять дешевле.
Или, допустим, 4-летняя Toyota Corolla с пробегом меньше 20 тысяч км в средней комплектации на рынке почти приравнивается к Auris в топовой версии 2008 года выпуска. Первую отдают за 450 тысяч рублей, вторую – за 420. По сути, подобную цену запрашивают только за класс авто. Кому важен высокий уровень оснащения, тот завышает ценник за богатую комплектацию, кто во главу угла ставит год выпуска – тот рассчитывает прайс исходя из «молодости» машины. Тенденции различны и зачастую несопоставимы.
«Хозяин мог назвать идеальную для себя цену – более выгодную, чем среднерыночная, и ему просто повезло – покупатель не стал торговаться, – продолжает г-н Миронченко. – На него начинают ориентироваться другие автовладельцы, которые выставляют машину на продажу – так, как снежный ком, цена нарастает от раза к разу».
Это один аспект, который влияет на ценообразование – ориентация на конкурентов. Однако продавцы видят еще одну причину роста цен на вторичном рынке авто – это большое количество желающих купить подержанные машины в связи с подорожанием нового транспорта.
«Поскольку сейчас все новые машины стали дороже, автосалоны распродали свои прошлогодние запасы и не предлагают очень больших скидок, люди переключаются на сегмент б/у автомобилей, – считает менеджер по продажам автосалона «Автодом» Евгений Шарманов. – Последние, в свою очередь, с учетом повышенного интереса растут в цене. Например, даже 10-летние иномарки, вроде BMW, которые год назад можно было купить тысяч за 350-400, сейчас стоят порядка 450 тысяч рублей. Lexus RX 350 тоже стал дороже в среднем на 150 тысяч. В общем, разброс показателей роста составляет от 12 до 25%».
Также специалист автосалона отметил, что предложение на вторичном рынке сейчас дефицитное. Заграничными поставками он фактически не пополняется, а существует за счет внутренних перепродаж. Это опять же ограничивает выбор для покупателей, которым приходится довольствоваться тем, что есть. А значит, и принимать правила игры, в данном случае – цены.
Кстати, следуя тенденции производителей и некоторых дилеров завышать стоимость на популярные модели, «вторичка» тоже поэтапно наращивает цифры в прайсах. Как мы знаем, сейчас на иномарки стоимостью до 500 тысяч рублей и отечественные Lada очередь расписана на несколько месяцев вперед. Именно с этим сегментом по большей части конкурируют б/у автомобили. Поскольку у многих купить новую бюджетную машину возможности сейчас нет, внимание переходит на авто с пробегом.
Менеджер по продажам автосалона «Эксперт-Авто» Богданович Антон говорит о том, что автомобили гольф-класса тоже подорожали в последние месяцы. Речь не идет об огромной процентной разнице: здесь цены увеличились от 3 до 10%. Например, стоимость 3-летнего Ford Focus выросла в среднем тысяч на 20. На первый взгляд, процент небольшой, но прибавить за год два десятка тысяч рублей абсолютно идентичная версия «американца» могла только в благоприятных для этого рыночных условиях. Как видим, они сейчас есть.
Кстати, банки тоже отметили рост цен на авто, но при этом средний размер кредита и их количество стабильны: «Подорожание автомобилей с пробегом, скорее всего, связано с повышением цен на новые машины, – отмечает директор центра розничного кредитования ФКБ «Юниаструм Банк» в Челябинске Валентина Устьянцева. – К тому же иссяк запас авто, которые отдавали дешевле по различным «кризисным» акциям. В связи с этим цены и поползли верх. Однако ни количество кредитов на подержанные автомобили, ни их средний размер в 400-500 тысяч рублей не изменились». Это говорит о том, что либо у людей появилось больше возможностей вносить крупные первоначальные взносы, либо покупатели еще находят более-менее выгодные предложения.
В целом, ситуация в Челябинске отвечает тенденциям на вторичном рынке машин по всей стране. Максимума в 30% наш рост цен пока не достиг, но недалек от этого пика. Ценник увеличился во всех сегментах, хотя меньше всего это проявилось на люксовых иномарках. А что касается причин движения стоимости вверх, то они общероссийские: сложности с покупкой новых автомобилей и их дефицит, плюс ко всему – ограниченное предложение хорошего товара на самой автомобильной «вторичке». Сейчас участники этого рынка снимают сливки, и не исключено, что будут продолжать заниматься этим, пока от дилеров не поступят новые интересные предложения.