Масштабы дорожного строительства в 2010 году в Челябинске сражают наповал. Если привести их к общему знаменателю – к денежному – получается следующая картина. В 2008 году был зафиксирован своеобразный рекорд вложений в развитие дорожной инфраструктуры города – чуть более 3 миллиардов рублей. В 2010 году на подобные цели потратят более 4,5 миллиарда рублей, и для Челябинска сумма беспрецедентна.
Но деньги деньгами, а нас больше интересует, насколько результативно они потрачены. Изменится ли карта Челябинска после 2010 года, и что нас ждет в перспективе? Ответы на эти вопросы мы искали в кабинетах у чиновников и «в полях», проехав по горячим точкам дорожных работ.
Новая карта Челябинска
Главная новость – строительство с нуля сразу нескольких магистралей, призванных улучшить коммуникацию удаленных районов.
Так, проехать со стороны Екатеринбурга и Металлургического района в северо-западную часть города можно будет в обход перегруженных центральных улиц. Новая четырехполосная дорога соединит начало Свердловского тракта с улицей Молодогвардейцев через поселок Шагол и Краснопольскую площадку. Сейчас строится путепровод через Шагольский железнодорожный переезд и полным ходом идет создание самой магистрали, которая за свою близость к ЛЭП получила название улица Высоковольтная.
Улица Чайковского через путепровод над «железкой» будет продолжена от ул. Куйбышева до Успенского кладбища, где через Южный проезд соединится со Свердловским трактом. Разумеется, после окончания работ трафик по Чайковского резко возрастет, поэтому улицу расширяют как на всем протяжении, так и на перекрестках – сейчас идет реконструкция пересечения с Комсомольским проспектом и проезжей части до проспекта Победы. Таким образом, жители ЧМЗ и гости «с севера» смогут заезжать в город по Чайковского и далее на ул. Братьев Кашириных. А последняя является одним из звеньев транспортного кольца Челябинска, окончание строительства которого запланировано на следующий год (подробности ниже).
Не менее важное направление – с востока города в его западную часть. В этом году появится дублер проспекта Ленина от Меридиана к началу улицы Каслинская через реку Миасс и железнодорожные пути – строительство путепровода в начале улицы Российская идет полным ходом. Новая магистраль (улица Новомеханическая) позволит разгрузить проблемный Ленинградский мост, а со временем заняться его реконструкцией. Попутно запланировано расширение улицы Каслинской, которая станет четырехполосной до проспекта Победы и будет расширена дальше до улицы Бр. Кашириных, замкнувшись таким образом на внутреннее транспортное кольцо.
Значение улицы Новомеханической возрастает, если принять во внимание новую транспортную развязку в районе пересечения Копейского шоссе и Меридиана. Виадук, состоящий из двух путепроводов и наземных проездов, существенно облегчит проезд по Меридиану из Ленинского района в сторону улицы Механической (раньше автодорога разрывалась Копейским шоссе), откуда можно будет свернуть на Новомеханическую и уйти в сторону северо-запада или центра города. Таким образом, эти два объекта – улица Новомеханическая и развязка на Копейском шоссе – существенно улучшат связь Ленинского района с другими частями мегаполиса.
Нельзя недооценивать значение развязки и для жителей Копейска, поскольку она «расшивает» пробочное место в районе пересечения с меридианами и улицей Гагарина. Существенно реконструировано и само Копейское шоссе, превратившись в шестиполосную дорогу с разделительным барьером и новым покрытием на участке до улицы Туркменская (недалеко от путепровода через железнодорожные пути).
Таким образом, в этом году появятся три межрайонные магистрали и шесть путепроводов. Разумеется, чтобы принять идущий от них транспортный поток, необходимо реконструировать прилегающие улицы и перекрестки. Часть работ была проделана ранее, какие-то объекты сдадут до конца года, но процесс не прекратится и в дальнейшем.
«В 2010 году мы увидим беспрецедентные темпы дорожного строительства, – рассказывает глава городской администрации Сергей Давыдов. – Однако ни в коем случае нельзя рассматривать ситуацию в отрыве от предыдущих пяти лет. Когда Михаил Юревич был главой города, он поставил перед администрацией в качестве одной из основных задач – решение транспортных проблем. Эта работа шла целенаправленно в течение нескольких лет, и она будет продолжаться. У нас есть программа «Развитие улично-дорожной сети Челябинска», рассчитанная до 2020 года, и отдельные ее этапы выполняются ежегодно. Поэтому 2010 год неверно считать окончательным шагом, после которого мы прекратим работу – нет, это просто один из этапов долгосрочной программы, хотя, должен признать, такими темпами мы дороги не строили никогда».
Внутреннее транспортное кольцо
Сеть магистралей, пересекающих город по широтам и меридианам, со временем будет дополнена внутренним транспортным кольцом, отдельные элементы которого сдаются регулярно. В 2010 году улицу Курчатова продлят от перекрестка с Елькина до привокзальной площади, где параллельно ведется строительство плоскостной развязки, которая соединит Курчатова с ул. Цвиллинга и Свободы, а также обеспечит выезд на виадук в районе вокзала (в Ленинский район и на Меридиан).
Первая конфигурация транспортного кольца должна включать улицы Курчатова, Свободы, Кашириных, Труда и Энгельса, образуя на виде сверху сапог. Пока для полного комплекта не хватает нового путепровода в начале улицы Бр. Кашириных, который соединил бы ее с ул. Свободы и Российской. В администрации признаются – в этом году закончить развязку не успеют, поэтому ее запуск планируется в следующем году. Тем не менее часть нового виадука уже установлена, и его можно видеть при проезде временного моста в начале ул. Бр. Кашириных.
Впоследствии кольцо будет замкнуто «накоротко» через новый мост, который продлит улицу Энгельса до Краснознаменной на другом берегу Миасса. Таким образом, шестиполосное кольцо будет опоясывать центр города, включая площадь Революции, улицу Кирова, Торговый центр.
Сквозной коридор
Маршрут от Свердловского тракта через поселок Шагол и улицу Молодогвардейцев в будущем может получить продолжение: повернув направо вдоль Университетской набережной, он пересечет реку Миасс по новому мосту, дублирующему Шершневскую плотину, и далее по берегу водохранилища протянется до улицы Кузнецова, соединившись с Уфимским трактом. По замыслу, дорога обеспечит сквозной проезд транспорта со стороны Екатеринбурга на Уфу, минуя центр города, плюс значительно облегчит перемещение между удаленными районами, например, АМЗ и ЧМЗ.
Отдельные элементы магистрали, возможно, будут сданы в следующем году, мост через Миасс реально закончить за два года. А пока ведутся работы на улице Университетская набережная в районе поселка Шершни недалеко от места, где в будущем появится новый мост.
Крупным планом
Помимо строительства новых магистралей, большой объем средств выделен на реконструкцию и ремонт существующих дорог, и эффект ощутят все районы города.
На северо-западе обновляется покрытие на улицах 40 лет Победы и Чичерина, в два раза расширяют улицу Косарева на участке от проспекта Победы до ул. Братьев Кашириных.
В центре реконструируется Каслинская и Кирова, две новые полосы и расширенные перекрестки получил проспект Ленина, в два раза увеличилась ширина улицы Красной на всем протяжении от Труда до Воровского – улица стала дублером нагруженного Свердловского проспекта. В дополнение к продленной улице Курчатова реконструированы улицы Доватора и Худякова. По две новые полосы получит и «затычная» улица Труда (1-й Пятилетки) на участке от Российской до Артиллерийской – данное мероприятие важно и в свете скорого открытия развязки в районе Площади Павших Революционеров (Кашириных-Свободы-Российская).
В Ленинском районе новое покрытие получила улица Новороссийская и Машиностроителей, приводится в цивилизованный вид Копейское шоссе на протяжении от пересечения с «Меридианом» до путепровода через железнодорожные пути. На ЧТЗ омолодили улицу Салютную, на ЧМЗ – 60 лет Октября.
И это лишь вершина айсберга – полный список объектов можно посмотреть здесь. «Сейчас в работе порядка 65-70 крупных объектов, из них – 14 перекрестков, которые получают дополнительные полосы или «рукава» для поворотов, – сообщает Сергей Давыдов. – При этом за предыдущие три года уже были расширены 53 перекрестка, и, я надеюсь, челябинцы заметили, насколько изменилась дорожная ситуация».
Миллиард на «второстепенки»
Капиллярная сеть внутриквартальных и дворовых проездов, быть может, не всегда заметна с высоты полета градостроителей, но для жильцов конкретных домов подъезды к ним имеют не меньшее значение, чем крупные транспортные артерии. В 2010 году более миллиарда рублей выделено на обновление и реконструкцию дорог «дворового» масштаба.
«Мы давно эту проблему заметили, и хотя в качестве приоритета выделили основные магистрали, резкого дисбаланса в качестве дорог общегородского и квартального значения быть не должно, – считает Сергей Давыдов. – Еще в 2008 году из городского бюджета по инициативе главы города выделили 100 млн рублей на реконструкцию проездов во дворах, столько же в прошлом, в этом году сумма удвоилась. Проблема в том, что многие дома в Челябинске строились 30-40-50 лет назад, и тогда о нынешнем уровне автомобилизации никто не подозревал, и это касается как самих дворов, так и внутриквартальных проездов. Чтобы изменить ситуацию, в этом году 1,068 миллиарда рублей из федерального бюджета выделено на обновление внутриквартальных дорог. Мы также ориентируем администрации районов и управляющие компании привлекать средства частного бизнеса и собственное финансирование для обустройства дворовых территорий. В целом к концу года в каждом районе будет реконструировано порядка 50 дворов, а всего по городу – 350. И эта работа обязательно продолжится».
«За чей счет банкет?»
Упомянутые 4,5 миллиарда рублей – результат «усилий» нескольких бюджетов. «Примерно 2,2 миллиарда – это собственные доходы бюджета города, – рассказывает Сергей Давыдов. – Кроме того, по инициативе «Единой России» федеральный бюджет выделил 1,3 миллиарда рублей, из которых большая часть направлена на реконструкцию и ремонт внутриквартальных дорог. Также челябинские единороссы инициировали перед губернатором выделение средств на строительство транспортных развязок – это более миллиарда рублей из областного бюджета».
Взгляд с тротуара
Масштабы дорожного строительства заметны пешеходам, и многие задаются вопросом – не склоняется ли чаша весов в сторону автомобилистов? Например, на улице Красной расширение проезжей части ведется за счет полосы зеленых насаждений и тротуаров.
«Сразу хочу заверить вас, что никакого ущемления прав пешеходов нет, – объясняет глава городской администрации. – По СНИПам ширина тротуара не должна быть менее 1,5 метра, и это требование мы соблюдаем. Такой ширины достаточно, чтобы свободно разъехались две коляски. Подчеркну также, что во многих районах мы ремонтируем или отстраиваем заново тротуары, чтобы пешеходы не испытывали дискомфорта. Что касается строительства подземных переходов, то оно запланировано, но в этом году – нужно понимать, что переход на большом перекрестке обходится примерно в 200 миллионов рублей. В ближайшей перспективе – строительство подземных переходов на пересечении проспекта Ленина и Свердловского, Ленина и Энгельса, улиц Бр. Кашириных и Кирова».
Тактика и стратегия
«Концепция развития города до 2020 года предполагает радикальную перестройку всей транспортной системы мегаполиса, – подытоживает Сергей Давыдов. – У нас есть тактическая задача, которая заключается в борьбе с пробками, возникающими из-за резкого увеличения уровня автомобилизации в последние годы. И у нас есть стратегическая задача – это создание задела в плане дорожного строительства, который позволил бы не допустить транспортного коллапса в будущем, ведь количество автотранспорта будет расти. В рамках этих задач мы движемся в двух направлениях – реконструкция существующих магистралей и строительство новых. 2010 год стал особенно ярким, к примеру, никогда раньше мы не сдавали за год шесть путепроводов. Но я бы хотел подчеркнуть, что этот значительный объем работ знаменует не окончание пути, а лишь один из важных этапов».
Напомним, что пока Челябинск является городом со сравнительно низкой автомобилизацией – примерно 200 автомобилей на 1000 жителей. Для сравнения, в Тюмени этот показать выше практически в два раза. Концепция развития города разрабатывалась исходя из перспективного уровня автомобилизации в 450 автомобилей на 1000 человек, поэтому есть надежда, и в 2020 году Челябинск останется «проездным» городом.
Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт
$(".revolution .o40let").html()
Новое покрытие на всем протяжении ул. 40 лет Победы
Дублер проспекта Победы соединит ул. Каслинскую с Меридианом
Скоро вся ул. Каслинская до пр. Победы будет четырехполосной
Расширение ул. Каслинской к ул. Бр. Кашириных
«Сверток» для поворота направо с пр. Ленина на ул. Российскую (от ЧТЗ)
На ул. Кирова строят парковки и обновляют асфальтовое покрытие
Ширину проезжей части на ул. Косарева (от Кашириных к пр. Победы)
увеличивают с 6 м до 16 м
Ул. Чайковского расширяют от Комсомольского пр-та до ул.Бр.Кашириных
Ул. Чайковского продолжат до Успенского кладбища,
создав дублера Свердловскому тр-ту
Продолжение улицы Молодогвардейцев через Краснопольскую площадку
соединит Северо-Запад города с поселком Шагол и Свердловским трактом
Краснопольскую площадку наконец соединят с городом хорошей дорогой
Новое покрытие на ул. Чичерина
Новое покрытие улицы Салютная от Героев Танкограда до ул. Танкистов
Выезд с ул. Танкистов на пр. Ленина ужасен, но обещают сделать до конца года
)
Проспект Ленина расширили на две полосы
)
Расширение проспекта Ленина
Ул. Красную расширяют в два раза.
Пока новые полосы используются для парковки
Улицу Курчатова продлят до привокзальной площади
Четырехполосная Курчатова вольется в плоскостную развязку
на привокзальной площади
Новое покрытие на протяжении всей ул. Новороссийской
Реконструкция проезжей части на ул. Новороссийской
Новое покрытие на улице Машиностроителей
Копейское шоссе — 6 полос, разделительный барьер и новое покрытие
Новая развязка соединит две «половинки» а/д Меридиан и Копейское шоссе
Строительство путепровода через Миасс
(дублер проспекта Победы, улица Новомеханическая)
В этом году будут сданы два путепровода в районе пересечения
Копейского шоссе и а/д «Меридиан»
В этом году будут сданы два путепровода в районе пересечения
Копейского шоссе и а/д «Меридиан»
Расширение перекрестков на пр. Ленина
Расширяется проспект Ленина и его перекрестки
ул.Чичерина - Новое покрытиеул.40 лет Победы - Новое покрытиеул.Университетская набережная - Новое покрытиеул.Чайковского - Расширениеул.Косарева - Расширениеул.Каслинская - Расширениеул.Новомеханическая - СтроительствоПродолжение ул.Чайковского к Успенскому кладбищу - Строительствоул.Высоковольтная - Стоительствоул.Кирова - Новое покрытиеул.Красная - Расширениепр-т.Ленина - Расширениеул.Салютная - Новое покрытиеул.Худякова - Расширениеул.Труда - Расширениеул.Доватора - Расширениеул.Курчатова - Строительствоул.Новороссийская - Обновление покрытияул.Машиностроителей - Обновление покрытияКопейское шоссе - Расширениеул.60 лет Октября - Новое покрытиеМногоуровневая развязка на пересечении Копейского шоссе и а/д Меридиан
Многоуровневая развязка ул.Братьев Кашириных, ул.Свободы, ул.Российская
(окончание строительства в 2011г.)
ул.Труда - Расширение
Фото: Фото автора, видео Анны НЕЙМАН