Начав в 17 лет карьерный путь с помощника слесаря, сегодня он руководит крупным промышленным комплексом. Радуясь в далекие 80-е покупке ушастого «запорожца», теперь он проводит уик-энд за рулем Lexus IS250 и мечтает управлять самолетом. Человек, который добивается поставленных целей и не останавливается на достигнутых результатах, Сергей Кравчук.
От КамАЗа до Лексуса
– Сергей Владимирович, насколько серьезно ваше увлечение автомобилями?
– Не могу сказать, что это серьезное увлечение, хотя автомобили мне нравятся, и я отслеживаю появляющиеся новинки. Да в принципе любой мужчина увлекается автомобилями. Наверное, это сложилось исторически: сначала были лошади, потом они трансформировались в лошадиные силы.
– А в техническом состоянии автомобиля разбираетесь?
– Конечно. Еще с первого класса мы с пацанами во дворе разбирали мопед моего деда. С его разрешения, конечно, без этого никак. С детства я уже знал марки всех автомобилей, разбирался в моделях и мог на каждую букву алфавита назвать марку или модель. После мопедов были мотоциклы, сначала «Минск», потом «Восход», затем «Иж», «Ява-350», гоняли с товарищами на них всюду в радиусе 100 км от дома, как не убились, до сих пор удивляюсь.
– То есть технику знаете с юных лет?
– Да я и водить-то научился лет в 14. Причем на КамАЗе. У нас неподалеку от дома работали какие-то строители, ну и мы там крутились. Уже не помню, как мы напросились. Видимо, им скучно было, вот они и начали учить нас водить. Трудно описать свои ощущения: я еле выглядывал из-под руля, главное – было до педалей достать и правильно переключиться. А уже после этого я научился водить легковые. У кого-то у отца был рафик, потом учились на «копейке», а после я приобрел первый автомобиль – «ушастый» «запорожец» синего цвета.
– Как он у вас появился?
– Это был год 1990-й примерно. В то время я закончил школу и работал слесарем на заводе. Однажды получил мебельную стенку, которую и выменял на машину. А чуть позже мы с другом напополам купили «копейку» 1972 года. Около года ездили вдвоем, потом начались какие-то споры из-за машины, в итоге я ее выкупил. После этого были «семерка», «девятка», «девяносто девятая». Конечно, все машины покупались битые, аварийные, а потом восстанавливались. И двигатель, и ходовая – все перебиралось по болтикам. Да в то время даже при желании не было возможностей ремонтировать машину в сервисах.
– Наверное, вы считались видными парнями. Девчонки проявляли интерес?
– Да они всегда проявляли, будь мы и с автомобилями, и без. (Смеется.)
– Когда же появилась первая иномарка?
– Это уже было на рубеже 1999-2000 годов. Тогда я приобрел Dodge Stratus.
– А сейчас на чем передвигаетесь?
– Если говорить о служебном автомобиле – это Land Cruiser 200. Очень нравится этот автомобиль по соотношению цены и качества. До него был Land Cruiser 100, поэтому уже более десять лет являюсь поклонником данной марки. Этот автомобиль третий, на каждом я проезжаю по 300-400 тысяч километров, а потом меняю. Land Cruiser приспособлен для длительных поездок, а рабочие командировки составляют у меня в среднем по 350 километров в одну сторону. Зачастую мой рабочий день начинается в 4-5 утра, и пока меня везут до пункта назначения, успеваю выспаться. Опять же в целях экономии собственного времени и сил уже лет шесть пользуюсь услугами водителя.
– Что же предпочитаете для семьи и «для души»?
– Вообще, я искал себе что-то спортивное, но на автомобили были очереди, поэтому я не стал дожидаться и купил имеющийся в наличии Lexus IS250. У машины спортивный норов, она юркая, разгоняется до 250 км/ч без проблем.
У жены Ольги – Toyota Rav4, она тоже более семи лет ездит на автомобилях этой модели. Сейчас будем присматриваться к новой машине и, скорее всего, выберем Lexus RX 350.
– Другими словами, Land Cruiser – это часть рабочего дресс-кода?
– Можно и так сказать. У седанов и внедорожников разный функционал. Джип – это офис, рабочая энергетика, ты в него садишься, и сразу же находятся какие-то дела, обсуждаются проблемы. В нем даже в выходные невозможно абстрагироваться от работы. Для джипа скорость на втором месте, главное – проходимость. Ведь у многих межпоселенческих дорог качество не очень, да и снег зимой не везде хорошо чистят. По этому Land Cruiser отвечает всем требованиям: и представительный, и практичный.
А по выходным на «Лексусе» я перемещаюсь по городу легко и быстро в любое время года.
«Не терплю свинства за рулем»
– Вы любитель больших скоростей?
– Нет, я законопослушный гражданин. Хотя я могу, если это необходимо, достаточно быстро передвигаться по городу. Но достигается это не за счет высокой скорости, а благодаря моделированию ситуации и правильному передвижению в транспортном потоке. Если же не хватает здоровой дозы адреналина от вождения, иду на картинг.
– А как относитесь к лихачам?
– Я вообще стараюсь подальше держаться от дураков. Если вижу на дорогах наглухо затонированных представителей отечественного автопрома с огромной выхлопной трубой, стараюсь не приближаться к таким водителям. Хотя мы сами в молодости устраивали так называемые гонки на выживание. Но происходило это не на городских дорогах. Мы катались на специально отведенной местности в поселке Первомайском. Помню, устраивали соревнования на скорость или гонки на льду.
– Значит, вы абсолютно миролюбивый водитель?
– В принципе, да. Единственное, что не терплю, это когда мусорят из окон автомобилей. Я всегда по мере возможности догоняю таких водителей и делаю им замечание, говорю, что так вести себя неправильно.
«Я добрый папа.., когда высплюсь»
– Как вы проводите свободное время, если таковое у вас имеется?
– Свободного времени все меньше и меньше. Любим всей семьей устраивать велопробеги. Хобби – это вина, их дегустация. Хотя это даже не хобби, это целый мир. Еще приготовить люблю что-нибудь вкусное.
– Дети не переняли раннее увлечение техникой?
– Младшая дочь и сын (7 и 5 лет соответственно – Прим. автора) интересуются автомобилями, но пока только детскими. Им нравится гонять со мной на снегоходах. Еще они любят кататься на электромобилях в парках. Планирую купить сыну один такой экземпляр.
– А вы строгий отец?
– Когда не высплюсь, да. (Смеется.) Хотя дети уже хорошо понимают мое настроение. Вообще воспитанием детей целиком занимается жена. Я уже подключаюсь, когда нужно принять какое-то важное решение либо настоять на принятом выборе.
Вообще, что касается воспитания детей, я считаю, что позиция родителей должна быть одинакова по любому вопросу. И если один из родителей озвучил то или иное решение, второй должен обязательно его поддержать, даже если имеет другое мнение. В этом можно разобраться позже наедине. Дети не должны болтаться между папой и мамой.
– Вы предпочитаете в общении с ребенком настоять на своем мнении или предоставляете свободу выбора?
– Нет, пусть ребенок увлекается всем, чем хочет. Дети же всегда стараются попробовать те или иные интересы в жизни, это естественно. Единственное, на чем мы настаиваем, это что бы ни попробовал ребенок (танцы, музыку или спорт), через полгода-год он должен выбрать одно направление, которым будет заниматься серьезно. А там, если будет оставаться время, можно попробовать и другие увлечения. В этом плане мои дети заняты по полной программе. Сюда входит и бассейн, и танцы, и фигурное катание, и изучение по два иностранных языка. Когда мои дети приходят домой, их сил зачастую даже на «Спокойной ночи, малыши» не хватает.
«Деньги – это критерий оценки. И не более»
– Вы начали карьеру с помощника слесаря и добились впечатляющих результатов. От сотрудников тоже требуете постоянного стремления вперед?
– Своим сотрудникам я предоставляю немало возможностей для принятия самостоятельных решений. Для меня главное – результат. Бывает и так, что те топы, которые находятся рядом, получают нареканий больше, чем следовало бы. Может быть потому, что я считаю их более близкими людьми и требую от них столько же, сколько и от себя. На мой взгляд, главная задача руководителя – это кадры, их правильный подбор и грамотное построение отношений с ними.
– То есть вы не приемлете сотрудников, которые медленно выполняют свою работу? Вам ближе «вечные двигатели»?
– Не совсем так, на разных местах по-разному, но в целом развитие компании, да и ситуация с кризисом не подразумевают сидения на месте. Топ-менеджеры это понимают, поэтому наш коллектив – это интенсивно работающие люди. Те сотрудники, которые не выдерживают подобный ритм работы, оседают во втором эшелоне управления или в дочерних компаниях. Там более спокойная деятельность.
– А что для вас деньги?
– Деньги – это критерий оценки. То количество денег, которое я могу потребить, я уже заработал. Теперь это просто некие очки, баллы, оценка моей деятельности. Раньше казалось: чем больше денег, тем больше свободы. А на самом деле все наоборот. Сейчас ты практически ежечасно, а порой и ежеминутно планируешь свой день и ночь. И каждый час, когда ты не работаешь, ты объясняешь себе, что потратил это время на семью, здоровье и прочее. В другом случае ты сразу начинаешь считать, сколько возможностей потерял от своего безделья. Это уже автоматически происходит в голове.
Вообще, я могу сказать, что каждый сам кузнец своего несчастья. Счастье нам дано от Бога, а неприятности мы сами себе куем.
«Мы все обречены на успех»
– Многие компании пострадали от кризиса. Многие люди потеряли работу и уже не надеются на благополучное будущее. Что вы можете сказать таким людям?
– На самом деле я считаю, что в этой стране мы просто обречены на успех, просто надо постоянно работать. У нас большой дефицит профессионалов в любой области, начиная от сантехники и заканчивая ракетостроением. У нас есть заказы на самолеты – мы не умеет их строить, есть заказы на суда – то же самое. У нашей компании даже есть заказы на краны, которые мы построить не можем. И так везде.
Когда я нанимал строителей, приходили люди, которые просили безумные деньги, но работу выполняли отвратительно. Качество сделанного было таким, что я бы правой ногой лучше заштукатурил. Поэтому я считаю, что работы в этой стране полно, надо правильно ее искать и качественно выполнять.
– По-вашему, кризис принес не только негативные результаты?
У нас произошла кризисотерапия. Раньше был какой-то бред. Когда мы создавали конструкторское бюро, к нам приходили люди, только окончившие институт, и называли цифру в тысячу долларов, не имея опыта вообще. А мы, в свою очередь, были озадачены, где набрать людей с адекватными амбициями. Ведь этих сотрудников еще нужно учить как минимум полгода, они за это время наделают кучу ошибок и принесут компании если не миллионные, то полумиллионные убытки. А после кризиса мозги у людей встали на место, все начали ценить работу. И сейчас есть люди, готовые учиться и работать за вменяемые деньги. Причем, думаю, что в следующем году уровень зарплат вернется на докризисный уровень, но мозги у людей прочищены хорошо, и компаниям без труда можно будет подобрать нужных специалистов.
– Каковы ваши планы по развитию компании и по саморазвитию?
– По компании в самых смелых планах – занять около трети российского рынка мостовых кранов. Что касается меня, развиться так, чтобы мог управлять всем эти бизнесом, и еще хватало сил на семью. Это требует большой самоорганизации и умения. Еще хотел бы совершенствовать свой английский.
Не намерены приобрести какой-нибудь эксклюзивный авто?
– Мне нравится много интересных, красивых машин. Есть и серийные автомобили, и эксклюзивные экземпляры. Но пока я не вижу в этом большого смысла. Точнее, пока у меня нет необходимости потребления такого автомобиля. Если бы, к примеру, я мог позволить себе хотя бы в выходные ездить на такой машине, то может быть. Пока потребности не имеется.
– Грузовик водить вы умеете, автомобили и мотоциклы тоже. Есть желание научиться управлять, к примеру, самолетом?
– Да, есть. Сначала бы я научился управлять вертолетом, а потом уж самолетом. Кстати, раньше я очень боялся перелетов и перед каждой поездкой боролся с собой. Но перелетов становилось все больше, и организм, видимо, устал бояться и привык. Потому и появились такие желания. У нашей семьи есть загородный дом в Еткульском районе, по дороге проезжаем аэропорт Калачево. И всегда, когда я вижу аэропорт, мне в голову приходит мысль, что было бы неплохо, если б у нас появилась служба аэротакси. Например, осуществлялись бы перевозки людей в радиусе 500 километров за разумные деньги. Думаю, это бы пользовалось постоянным спросом. И многие бизнесмены экономили на этом время и деньги. Потому что на сегодняшний день постоянно ускоряется темп жизни, и терять 4-5 часов, передвигаясь к нужному пункту на автомобиле, уже становится невыгодным, а порой и накладным. Но пока это всё мечты…
Фото: Фото Олега КАРГОПОЛОВА