Обсуждение законопроекта о техосмотре продолжается, и уже сложились как минимум четыре концепции, включая его полную отмену.
Есть и менее экстремальные варианты. Одно из предложений – отдать процедуру на контроль саморегулируемой организации, в которую войдут аккредитованные сервисные центры. Также рассматривается идея возложить техосмотр на страховщиков и вписывать данные о его прохождения в полис ОСАГО. Ну а пока все остается по-старому: ТО проводится на базе частников, но заключение выдает инспектор ГИБДД. И сроки окончательного принятия решения снова сдвигаются, на этот раз – на 31 мая.
Итак, первоначально предполагалось, что техосмотр отдадут частникам, объединенным в саморегулируемые организации (СРО). Последние – это форма круговой поруки для объединения нескольких фирм, которые самостоятельно следят за качеством услуг (в данном случае – проведением техосмотра) и наказывают «не успевающих».
«Чтобы получить разрешение на этот вид деятельности, компания должна вступить в СРО, где будет обеспечена всей необходимой информацией по стандартам для техцентра. Они касаются размеров площадки, оборудования, персонала, среди которого обязательно должны быть два эксперта, которые делают заключение, ставят свою подпись и выдают талон, – рассказывает замдиректора сервисного центра «Мапра» Евгений Бобин. – Соответственно, эти эксперты должны пройти обучение». Контролировать деятельность площадок будет СРО. Вступая в ряды организации, каждый эксперт должен застраховать свою профессиональную ответственность и сделать членский взнос. Если талон выдан транспортному средству вопреки нормам, и автомобиль попадет в аварию из-за технических неполадок, то затраты на восстановление машины берет на себя компания, в которой застрахован эксперт. Если возмещения не хватает, деньги возьмут из кассы членских взносов СРО. Тут вступит в силу естественный отбор – компании, которые приносят одни убытки из-за некачественного ТО, будут лишаться права проведения процедуры.
Основой вопрос этой концепции: должны ли пункты ТО оказывать услуги по ремонту и настройке автомобиля? Эту схему посчитали изначально коррупционной: мол, будут находить несуществующие дефекты и таким способом обеспечивать себе заработок. Поэтому появилась новая схема – с участием страховых компаний.
В прежней концепции Российский союз автостраховщиков заменит СРО, то есть возьмет на себя роль контролирующего органа. Он будут аккредитовывать площадки (скорее всего, на платной основе) – таким образом в 2012 году планируют расширить сеть операторов до 10 тысяч с сегодняшних трех тысяч пунктов. Также на основании поступивших жалоб проводить проверку объектов, распределять бланки талонов между операторами. При этом талон техосмотра понадобится в дальнейшем только при оформлении автогражданки – данные будут вписываться прямо в полис, который и станет гарантией, что вы прошли ТО. Таким образом, талон изживает себя как документ, а покупка ОСАГО станет невозможной без технической процедуры. Кроме того, если машина попадает в ДТП из-за неисправностей, а талон выдан, тогда компания, проводившая проверку, понесет финансовую ответственность. В перспективе всю базу по прошедшим ТО машинам планируют вести в электронном виде, и самое интересное, что следить за ней будет ГИБДД...
«Обе схемы «дырявые», – считает автомобилист Антон Грехов. – СРО или страховые компании не будут нести никакой ответственности, ведь ГИБДД крайне редко указывает техническую неисправность в качестве причины ДТП. Банальный пример: лопается тормозной шланг, который «проглядели» на ТО, водитель на полном ходу врезается в столб. От машины – груда металла. Кто будет искать первопричину аварии? Напишут стандартное «не справился с управлением», и виноват будет водитель. Или другая ситуация – водитель избежал ДТП, потому что вовремя дернул ручник. Мало кто в этом случае инициирует разборки с пунктом ТО, так что инцидент не попадет в официальную статистику. А какую ответственность пункты ТО будут нести за слепящие фары или отсутствие брызговиков? Несмотря на благие намерения, техосмотр так и останется кормушкой».
В новой системе пересматривается периодичность прохождения проверки: для новых машин она вовсе не нужна в течение первых трех лет. Для остальных регламент не меняется: легковушки и легкие грузовики от трех до семи лет будут проходить ТО каждые два года, старше семи лет – ежегодно.
Сейчас именно этот «страховой» вариант рассматривается в Госдуме, и планируется, что президент его подпишет после 1 июля. Поскольку закон может вступить в силу только с 1 января 2012 года, с момента одобрения его президентом начнется переходный период. То есть «срок годности» талонов за 2010 год автоматически продлевается, пока действителен ваш полис ОСАГО. Например, срок действия полиса заканчивается в октябре, а талона – в декабре, тогда вы оформляете новый полис и ездите со старым техосмотром до октября 2012 года. Если же полис заканчивает свое действие позже талона, тогда придется проходить ТО как обычно. Но что, например, мешает водителю приехать заранее в страховую и купить новый полис до истечения срока годности прежнего?
«А почему не оставить без изменений нынешнюю систему, но ввести дополнительный контроль? – говорит челябинский автомобилист Алексей Заносов. – Например, организовать мобильные станции техосмотра, которые будут курсировать между пунктами ТО и проверять соответствие выданных заключений реальному состоянию автомобиля. То есть выехала машина, ее тут же загоняют на пункт контроля: так и покупателей талонов можно вычислить, и инспекторов, выдающих «левые» документы, и дефекты диагностического оборудования. Да, коррупционный риск тоже есть, но контролировать несколько мобильных станций проще, чем все пункты ТО. Три-четыре мобильные станции на город – и вопрос решен».
В процессе появления новых концепций президент Дмитрий Медведев предлагал совсем отменить «никчемную процедуру», потому что в нынешнем виде она бесполезна – талоны просто покупаются. И как показал опрос сайта AutoChel.ru, почти половина респондентов поддерживает эту идею. Но как мы видим, отказываться от техосмотра не торопятся, а привлекают к этой процедуре все больше структур. Между прочим, в США техосмотр предельно упрощен, а в 13 штатах его вовсе нет. Где-то проверка проводится для машин старше четырех лет, в некоторых штатах – только при смене владельца. И основной пункт, по которому машина проверяется, – это соответствие нормам токсичности. Иногда это единственный параметр осмотра. Один из самых «придирчивых» штатов в этом смысле – Вирджиния. Здесь проверяют состояние топливной и тормозной системы, работу приборов, оптики, ремней безопасности, шины, диски и прочее. В общем, примеры спокойной жизни без техосмотра в привычном понимании есть.
«Любая из этих концепций сводится к одному вопросу: кто будет нести ответственность? Если машина попадает в аварию по техническим причинам – в конечном счете виноват сам владелец, кто бы заключение ни выдал, – говорит председатель регионального совета МООА «Свобода выбора» Алексей Бруй. – Главная ведь задача – поддерживать машину в хорошем состоянии, а все эти схемы подразумевают финансовый интерес. Обязать водителей ежемесячно проходить проверки и ремонтировать машины нереально. Как один из вариантов – просто обязать водителей проходить диагностику за минимальную сумму, чтобы водителю было не накладно. Ему будут выдавать рекомендации, без всяких талонов. Таким образом, отвечать за все будет сам водитель. Без всяких лишних процедур приходим к тому же – собственной ответственности. Опять же, как обязать, как мотивировать? В общем, единого решения по техосмотру, который бы удовлетворил все стороны, я пока не вижу».
Что будет с техосмотром в нашей стране, выяснится к июню, и не исключено, что победит новая, неожиданная концепция.