По-научному, автокондиционер – это отдельная система автомобиля, которая отвечает за создание и автоматическое поддержание в автомобилях температуры, влажности, чистоты, интенсивности потока воздуха. По сути же – это уникальное изобретение, которое обеспечивает комфортные условия поездки в автомобиле.
Рассмотрим основные мифы и факты, связанные с этим важным агрегатом автомобиля.
Миф первый. Заправлять кондиционер нужно только при его ремонте. Причем делать это можно самостоятельно.
Кондиционер необходимо обслуживать вне зависимости от его исправности, об этом четко написано в инструкции по эксплуатации автомобиля в разделе «Техническое обслуживание автомобиля».
Заправить кондиционер можно и самому, но в этой на первый взгляд легкой процедуре есть много нюансов. Ведь если не знать, в чем причина плохой работы кондиционера, то можно и вовсе остаться без него в самый неподходящий момент.
«Для эффективной диагностики кондиционера необходимо оборудование, которое выявит неисправность либо утечку. Избыточные или недостаточные сто грамм фреона повышают либо понижают давление в кондиционере, что, в первую очередь, приводит к утечке хладагента и выходу из строя компрессора», – говорит генеральный директор сети автоцентров «PROF-TON» Василий Панихин.
Миф второй. Фреон везде одинаковый. Поэтому неважно, где его приобретать и заправлять.
Несмотря на подкупающую стоимость фреона, эту операцию необходимо производить только по технологии и на оборудовании, рекомендованном производителем автокондиционера, так как разовая экономия грозит достаточно дорогостоящим ремонтом в будущем.
«На каждом автомобиле имеется шильдик с обозначением типа хладагента, потому и заправлять кондиционер следует в соответствии с номенклатурой по типу фреона», – отмечает коммерческий директор автомагазина «Самурай» Юрий Терехов.
«Точный объем хладагента можно выявить только на специализированной станции при помощи профессиональных установок по заправке кондиционера таких как Breeze 134 Automatica или AC-1500, которые и используются в сети наших автоцентров», – отмечает генеральный директор сети автоцентров «PROF-TON» Василий Панихин.
Миф третий. Если какая-то деталь кондиционера вышла из строя, ее можно заменить, не меняя весь агрегат.
Кондиционер, как и любая техника, со временем изнашивается и выходит из строя. Как правило, происходит износ не всего аппарата сразу, а его отдельных частей.
«Поменять одну вышедшую из строя деталь системы кондиционирования теоретически, можно, однако по опыту работы могу сказать, что неисправностей на самом деле насчитывается больше, – рассказывает руководитель автосервиса «Уральский меридиан» Ярослав Пелесков. – Основной причиной всех проблем работы автокондиционеров является разгерметизация системы. Поэтому при диагностике неисправностей сначала выявляются и устраняются течи в системе кондиционирования, а потом уже идет ремонт или замена конкретных деталей».
Все проблемы, касающиеся компрессоров, делятся на две основные группы: механические повреждения и неисправности в электрике. Наиболее частая причина – обрыв муфты свободного хода на компрессоре кондиционера. «Обычно это происходит из-за общего перегрева системы кондиционирования по причине забитого грязью радиатора, – добавляет руководитель автосервиса «Уральский меридиан» Ярослав Пелесков. – В целом, у всех автомобильных кондиционеров есть так называемые слабые места – детали, которые выходят из строя в первую очередь. К таким относятся трубки и конденсоры. Кроме того, на некоторых моделях автомобилей заводом-изготовителем устанавливаются не очень качественные шланги высокого давления, которые подвержены частым обрывам».
Миф четвертый. Необходимость проверять конденсор – очередная уловка, придуманная сервисменами.
Конденсор – самая уязвимая часть кондиционера. Именно он принимает на себя огромные дозы воды и пыли. А летний пух вперемешку с зимней грязью постепенно забивают пространство между радиатором охлаждения двигателя и конденсором.
Вследствие этого увеличивается давление в системе кондиционирования, повышается нагрузка на компрессор кондиционера и происходит ухудшение работы всей системы кондиционирования. Именно поэтому всем владельцам автомобилей с кондиционерами рекомендуется два раза в год производить профилактику работы всей системы.
«Промывка системы кондиционирования осуществляется раз в 100 тысяч километров пробега либо при выходе из строя и замене агрегата кондиционера (например, компрессора). Этот процесс представляет собой полный демонтаж системы, замену компрессора, фильтра осушителя и клапана ТРВ. Причем промывка системы должна производиться специальными жидкостями – сольвентами, – рассказывает руководитель автосервиса «Вектор-Центр» Сергей Пантилеев. – Это принципиально важно, потому что многие производители компрессоров просто снимают гарантию, если перед его установкой система была промыта с нарушением технологии. Что же касается профилактики систем кондиционирования, нужно выбирать сервисы, которые осуществляют именно обслуживание автомобильных кондиционеров, а не просто занимаются их сезонной заправкой».
Миф пятый. Кондиционер и коррозия – понятия несовместимые.
Конденсор работает в условиях сезонного перепада температур. Поэтому уже через 5-7 лет работы на поверхности конвенсора возникает коррозия.
«В своей практике мы сталкивались со случаями, когда медный контакт пятимиллиметровой толщины, расположенный на датчике высокого давления, истлевал, превращаясь в пыль. Либо контакты дополнительного вентилятора ржавели настолько, что коррозия проникала в глубь корпуса электродвигателя, – вспоминает руководитель автосервиса «Вектор-Центр» Сергей Пантилеев. – Коррозию усиливают и внешние факторы – соли, металлы, вода – которые попадают на конденсатор. Отмечу, что коррозия может быть и не видна невооруженным взглядом: сгнившая деталь может выглядеть вполне прилично. Ржавчина станет очевидной, если почистить щеткой в нужных местах. Также нужно помнить, что коррозия не жалеет и электрику кондиционеров».
Вот почему по истечении пяти-семилетнего срока эксплуатации автомобиля специалисты настоятельно рекомендуют полностью менять конденсор.
Миф шестой. Воздушные фильтры салона не влияют на работу кондиционера.
Бывает такое, что вроде бы кондиционер работает исправно, а прохлада в салон не поступает. Наиболее часто это указывает на забитый фильтр тонкой очистки внутрисалонного воздуха.
«Рекомендуется менять фильтр перед началом летнего сезона, с интервалом пробега 15 тыс км или раз в год, – объясняет управляющий BOSCH Автосервис Сергей Прудников. – Причем, о необходимости замены фильтра салона многие начинают задумываться тогда, когда при включении кондиционера в салоне появляется неприятный запах. Причина зловония – грязь, скопившаяся на фильтре салона и в испарителе».
На самом деле салонный фильтр – единственный барьер, который предохраняет легкие автомобилиста от продуктов сгорания топлива, гари, сажи и грязи, а также обычной пыли от тормозных колодок автомобилей и высохших дорожных реагентов, которыми насыщена атмосфера большого города.
Кроме того, влажная и теплая среда на поверхности испарителя способствует развитию болезнетворных бактерий. А если фильтр салона загрязнен или отсутствует вовсе, мы вдыхаем воздух, насыщенный микроорганизмами и спорами грибов и плесени. Часть из них оседает на приборной панели, однако большая масса попадает в организм водителя и пассажиров.
«Регулярная замена фильтра салона действительно важна, и делать ее лучше в специализированных автосервисах, – рекомендует управляющий BOSCH Автосервис Сергей Прудников. – Эта процедура требует определенных знаний и навыков. Например, на одних автомобилях нужно демонтировать педаль тормоза, на других – щетки стеклоочистителя, на третьих нужна аккуратность, чтобы не повредить уплотнительную прокладку. Замену фильтра салона рекомендуется проводить каждые полгода».
Миф седьмой. Кондиционер значительно увеличивает расход топлива.
Компрессор кондиционера – это действительно дополнительная нагрузка на двигатель, отнимающая у него до 4-5 л.с. Использование кондиционера повышает расход топлива в среднем на 10-15%. Но в некоторых случаях использование кондиционера даже позволяет экономить. Например, езда на автомобиле (по трассе с высокой скоростью) с полностью открытыми окнами (в жаркую погоду) может увеличить расход топлива до 20%. При закрытых же окнах, но при включенном кондиционере расход топлива возрастет процентов на 10. Другими словами, с кондиционером расход топлива будет меньше.
Миф восьмой. Дезинфекция кондиционера – второстепенная и, по сути, ненужная услуга.
Понижение температуры на поверхности испарителя ведет к конденсации влаги. Здесь же накапливаются всевозможные загрязнители: пыль, листья, насекомые, пыльца. Такой микроклимат – идеальные условия для развития микроорганизмов.
Именно поэтому в период активного использования кондиционера испаритель нужно мыть как минимум раз в месяц.
«Существует три способа дезинфекции испарителя. К первому относится так называемая дымовая шашка. Она уничтожает все бактерии и плесень, убирает инородные тела и абсолютно все запахи из воздушного пространства в автомобиле, – объясняет коммерческий директор автомагазина «Самурай» Юрий Терехов. – Второй вид дезинфекции кондиционера – использование аэрозольного баллона с антисептиком. Он представляет собой высококонцентрированный состав, содержащий биологически активные вещества. Такой аэрозоль очищает кондиционер от жировых и других загрязнений, восстанавливает хладопроизводительность кондиционера, дезинфицирует систему кондиционирования и удаляет затхлый запах».
Помимо этого существует механическая чистка кондиционера. Ее рекомендуют в особо запущенных случаях, когда систему кондиционирования демонтируют и вручную прочищают каждую деталь. Это самый дорогостоящий вид дезинфекции кондиционера.
«Автосервис «Наш» оказывает все виды услуг по чистке и дезинфекции кондиционера. И хотя на первый взгляд этот процесс кажется простым, лучше доверить его выполнение профессионалам, – добавляет коммерческий директор автомагазина «Самурай» Юрий Терехов. – Кроме того, в «Нашем» автосервисе имеется новейшее итальянское оборудование «Клима-9000», позволяющее прочистить и максимально точно диагностировать систему кондиционирования без участия человека».
Миф девятый. Кондиционер используется только летом. Поэтому в другое время года о нем можно забыть.
Кондиционер имеет не только функцию охлаждения в жаркую погоду. К примеру, во время дождя кондиционер можно использовать как осушитель при запотевании стекол автомобилей.
Во все другое время года кондиционер необходимо включать хотя бы раз в месяц.
«Кондиционер нужно включать даже зимой для профилактики работы всей системы кондиционирования, ведь с фреоном по агрегату циркулирует и масло, что препятствует высыханию сальников, – советует руководитель автосервиса «Авто-Семь» Андрей Антонов. – Это можно сравнить с воздушным шариком: через несколько дней он постепенно сдувается, так как воздух проходит через микротрещины в резине. При длительном бездействии с графитового сальника компрессора испаряется масло и возможна утечка через сальник. Поэтому, пригнав зимой автомобиль на мойку, включите кондиционер – это разгонит хладагент и масло по системе кондиционирования и продлит ее жизнь».
Миф десятый. Обслуживание кондиционера в сервисе – услуга дорогая и, по сути, ненужная.
О том, что необходимо периодически чистить радиатор, знают все автовладельцы. Однако некоторые пытаются сделать это на мойке путем воздействия сильного напора воды, но результат такой процедуры может быть плачевным.
«От сильного напора воды соты радиатора загибаются, а внутри них остается грязь. И после такой процедуры единственным выходом станет замена радиатора. Поэтому, чтобы правильно почистить радиатор, нужно сначала разобрать переднюю часть автомобиля. То же самое относится и к испарителю. Только опытный специалист знает технологию демонтажа и очистки», – объясняет управляющий BOSCH Автосервис Сергей Прудников.
В целом же обслуживание кондиционера в автосервисе должно включать в себя следующие виды работ:
диагностику работы испарителя и конденсатора,
проверку чистоты фильтра салона и целостности электрических разъемов
проверку наличия посторонних шумов при работе кондиционера;
проверку наличия посторонних запахов;
проверку герметичности системы кондиционирования.
Все эти процедуры лучше проводить в профессиональном, а главное проверенном автосервисе с современным оборудованием, ведь выполнение услуг грамотным специалистом – залог качественной работы автомобильных агрегатов.
Интересные факты об автомобильном кондиционере
Свою историю автомобильный кондиционер начал с 1884 года. Тогда американец Уильям Вителей предложил использовать кубики льда для охлаждения автомобиля. Они располагались на решетке в поддоне под автомобилем. Однако этот способ лишь слегка помогал пассажирам во время поездки, должного эффекта достигнуто не было.
Доказано, что кондиционер в автомобиле просто необходим в жаркую погоду. Повышенная температура воздуха в салоне напрямую зависит от роста количества ДТП. Например, если уровень температуры приближается к 27 градусам, то риск ДТП равен 6%, при достижении 32 градусов – на 13%, а при температуре выше 37 градусов – на опасные 33%!
Климат-контроль – система не только полезная, но и разумная. Садясь в горячий автомобиль, люди не задумываются, что первые минуты прохлады могут обернуться воспалением легких: скорость потока на выходе из агрегата порой достигает примерно 6-8 м/с, а его температура может опускаться ниже +3°С. Грамотный климат-контоль таков: скорость потока не превышает 2-2,5 м/с, а температура не опускается ниже +10...+12°С.
Обычный автомобильный кондиционер может охладить 140 м³, это больше, чем размер средней квартиры.
Как это ни странно, но автомобили светлых цветов, как правило, охлаждаются лучше, чем аналогичные темных цветов и с темной внутренней отделкой.
Обслуживание автомобильных кондиционеров в Челябинске
Фото: Фото с сайтов Liquimoly.ru, Pushcar.ru, Airconditioning.ru