Очаги аварийности
Курчатовский, Металлургический и Тракторозаводский районы названы самыми аварийными в городе. Именно здесь по итогам 2012 года зарегистрирован рост ДТП. Об этом сообщил начальник ГИБДД Челябинска Константин Островский на заседании комиссии по безопасности дорожного движения. В целом карта очагов аварийности по городу стала плотнее: если в конце 2011-го насчитывалось 235 самых опасных участков, то 2012 год добавил к ним новые 44 точки.
Теперь местами концентрации ДТП признаны 279 участков, в которых погибли 35 человек и почти полторы тысячи получили ранения.
Очагом аварийности признается участок протяженностью до 400 метров, на котором за год произошло три и более ДТП с пострадавшими.
«Очаги аварийности имеют плавающий характер: в одном месте мы решаем проблему, она появляется в новом. Ведь в городе очень активно строятся новые дороги, реконструируются старые, соответственно возрастает скорость движения, его интенсивность», – поясняет начальник городской ГИБДД.
«Например, в Курчатовском районе, где раньше вообще не было дорог, отстроены новые улицы, появились новые серьезные перекрестки, – продолжает замглавы администрации Челябинска по дорожному хозяйству Владимир Алейников. – И не стоит сбрасывать со счетов увеличение автопарка: за последние семь лет количество транспорта в городе выросло на 49%, что тоже вносит свои коррективы в организацию дорожного движения и прямо пропорционально связано с ростом ДТП».
Самые опасные участки в районах Челябинска (по данным ГИБДД Челябинска)
Двадцатка самых аварийных мест областного центра – здесь.
На карте указано только количество аварий с пострадавшими, но если приплюсовать к ним случаи еще и с материальным ущербом, ситуация становится напряженнее. Например, на перекрестке улиц Первой Пятилетки и Героев Танкограда за прошлый год случилось 91 ДТП, на Чичерина и 250 лет Челябинску – 84 аварии, на пр. Победы – Чичерина – 73 и так далее. И в основном аварии здесь происходят из-за несоблюдения очередности проезда или с пешеходами, которых не пропустили на зебре.
По техническим причинам...
«Размножение» очагов аварийности в ГИБДД связывают не только с ростом автомобилизации, строительством новых дорог, но и недостатками в организации дорожного движения. Так, статистика показала, что сопутствующей причиной каждого четвертого ДТП в Челябинске оказывается отсутствие дорожной разметки. Кроме того, в прошлом году возникали серьезные проблемы с содержанием технических средств. «В последние месяцы прошлого года поврежденные знаки долгое время не восстанавливались, хотя это должно происходить в течение максимум трех суток, а знаки приоритета должны восстанавливаться вообще в течение одного дня, – поясняет Константин Островский. – Это было связано с недостаточным финансированием, и надеемся, что в текущем году таких проблем не возникнет».
Есть вопросы к организации пешеходных переходов: сегодня 346 из 1561 не соответствуют стандартам. То есть не всегда присутствует разметка, обустроены подходы и так далее. Кстати, в прошлом году в городе убрали 59 пешеходных переходов на многополосных улицах, которые представляли наибольшую опасность для людей. Решение спорное, но его признают результативным.
В 2012 году в Челябинске появились четыре новых светофора и 12 объектов реконструировано.
Эксперты сходятся во мнении, что надземные и подземные переходы – самые эффективные решения по безопасности пешеходов. Но без финансирования из федерального бюджета строительство таких объектов в Челябинске не планируется, по крайней мере в текущем году. «Все упирается в деньги, – сообщает Владимир Алейников. – Требуются большие финансовые вливания: например, строительство подземного перехода на перекрестке проспектов Свердловского и Ленина обойдется примерно в 250 млн рублей. Причем деньги должны поступать по мере необходимости, ведь строительство в центре города должно проходить быстро, иначе представьте, что будет происходить на дорогах, перекрой мы эти важные улицы на длительный период».
Касательно последних ДТП с вылетами автомобилей на пешеходов: горожане предлагали отнести остановки подальше от перекрестков. Однако сейчас дорожники применяют эту тактику для увеличения пропускной способности перекрестков, а с точки зрения безопасности этот метод называют спорным. «Мы ориентируемся на расчеты ГИБДД, и здесь утверждают, что чаще всего на перекрестках скорости небольшие. А на «прогонах» автомобили набирают темп, и размещать остановки общественного транспорта на этих скоростных участках, может быть, гораздо опаснее», – пояснил Владимир Алейников.
Пешеходам – свет
По-прежнему свой «вклад» в аварийность вносит и недостаточное освещение улично-дорожной сети, особенно на переходах. На многих участках освещение недостаточно и не соответствует ГОСТам, а порой и вовсе отсутствует. Проводилась комиссионная проверка 230 пешеходных переходов, и она показала, что 62 (27%) из них плохо освещены. Кроме того, из года в год кочует проблема с освещением на автодороге «Северный луч» и дороги в поселок Сухомесово. «Дорога протяженная – пролегает через весь поселок, а вдоль проезжей части идет поток пешеходов, поскольку отсутствует тротуар, и при всем этом нет освещения», – описывает глава администрации Ленинского района Александр Орел. Например, около полуночи 13 июня по дороге на поселок Сухомесово водитель «десятки» сбил пешехода, внезапно вышедшего на дорогу. Мужчина погиб под колесами автомобиля.
В прошлом году, уточнили в ГИБДД, здесь произошло две аварии со смертельным исходом, в одном из случаев пришлось разыскивать скрывшегося водителя. «Если здесь случаются ДТП, как правило, они имеют самые трагические последствия», – подтверждает Константин Островский.
Между тем в 2012 году проводился эксперимент по дополнительному освещению пешеходных переходов на 10 наиболее аварийных участках.
И этот пилотный проект полностью себя оправдал: ни одного ДТП на этих участках не зарегистрировано. В текущем году практика будет продолжаться.
На организацию освещения улично-дорожной сети Челябинска в прошлом году было выделено 163 млн рублей.
Определенный эффект дали желтые щиты с показателями аварийности: на некоторых перекрестках, где такая информация размещалась, аварий стало меньше в два раза и более (Молодогвардейцев – Бр. Кашириных, пр. Ленина – Энтузиастов). На хорошем счету у дорожников – отнесение правых поворотов, которые удобны для водителей и упорядочивают движение. В 2012 году построили 10 таких объектов, и теперь во всем Челябинске их 70. Также дорожники отметили положительный эффект от электронных информационных знаков для объезда загруженных участков, но с учетом их доработки. «По данным СМЭУ ГАИ, их внедрение увеличило пропускную способность перекрестков, – уточняет Владимир Алейников. – Сейчас мы их временно демонтировали: во-первых, были замечания по их экранности, а во-вторых, со стороны ГИБДД, по местам размещения – до перекрестка и того участка, где идет разделение потоков».
Город под камерами
Сити-менеджер Сергей Давыдов настоял на развитии автоматизированных систем фиксации нарушений. «Решать проблему с очагами аварийности нужно с помощью камер – весь мир идет по этому пути. Видимо, на этих участках люди чаще нарушают, чаще превышают скорость, так давайте поставим камеры и предупредим людей об опасности. Не будут нарушать – меньше будет аварий. Мы ведь камеры ставим не для того, чтобы поймать и наказать, а чтобы предупредить...» – предложил глава городской администрации.
В СМЭУ ГАИ эту идею поддержали, ведь эксперимент с камерами на перекрестке пр. Ленина и ул. Красной выдал результат уже после первого месяца: как только водители узнали, что здесь появилось наблюдение, нарушать стали в два раза реже.
Сейчас организация разработала план по оснащению автоматизированными системами еще 20 перекрестков города, который еще предстоит обсудить властям.
«77% ДТП происходит по вине водителей, но как ловить всех этих нарушителей? Все мы знаем, что личного состава ГИБДД не хватает, значит, нужно применять технику. У нас нет другого пути, кроме установки камер, чтобы выявить основную массу нарушителей», – поддержал Владимир Алейников.
Учитывая все эти факты, власти города сейчас готовят программу по безопасности дорожного движения на 2013 год. И каждый горожанин может высказать предложение по улучшению ситуации с аварийностью на конкретных участках дорог.
«К 20 марта мы планируем разработать эту программу, поэтому в период до 10 марта городская администрация принимает конкретные предложения от горожан, как нужно, на их взгляд, организовать движение на том или ином участке улицы, – сообщил Сергей Давыдов. – Жители города сталкиваются с определенными проблемами на дорогах, и с их помощью мы можем совместно решить эти вопросы. Если где-то не хватает пешеходного перехода, светофора, знаков, искусственных неровностей, ограждений, нет освещения дорог, любой челябинец может направить в адрес администрации (454113, пл. Революции, 2) письмо или оставить предложение в онлайн-приемной на сайте администрации».
Власти обещают рассмотреть каждое предложение в индивидуальном порядке и убедительно просят не распространяться на общие моменты, а приводить конкретные доводы, конструктивную критику и способы решения проблемы.
Фото: Фото из архива сайта AutoChel.ru