Челябинская область встретила 8 Марта абсолютно не по-весеннему. В этот день многие автомобилисты, оказавшиеся на трассах, застряли в дороге и провели выходной в жутких пробках, а некоторые – и во временных пристанищах. Многокилометровый затор образовался в западном направлении трассы М-5 «Урал» в районе Сима, в снежном плену оказался и юг области, где снегопад начался еще накануне праздника.
На 7-8 марта в Челябинской области было объявлено штормовое предупреждение в связи с прохождением циклона. Ожидались сильный снегопад, порывистый ветер, плюс особые рельефные условия нашего региона явно не сулили доброго пути. Тем не менее многие автомобилисты перед праздничными выходными отправились в дорогу, где их и застало ненастье.
Вечером четверга буран разыгрался на юге области и парализовал межмуниципальные направления. Десятки машин застряли на автодорогах Бреды–Карталы, встал транспорт из Карталов в Магнитогорск, причем ситуация была настолько серьезная, что застрявших людей приходилось эвакуировать с дорог и предоставлять временный ночлег.
«7 марта мы выехали из Карталов в сторону Магнитогорска около семи вечера и только к полуночи были в районе Фершампенуаза. Дорогу занесло настолько, что ехать дальше было просто невозможно. В сторону Магнитки стояла пара десятков машин, несколько автомобилей также забуксовали на встречной. Причем через сугробы не могли проехать даже полноприводные внедорожники, – рассказывает автомобилист Василий. – В итоге всех, кто застрял в этом снежном буране, эвакуировали в здание администрации поселения, где люди ждали до утра. В Магнитогорск мы приехали только в полдень 8 марта».
В равнинных условиях при обильном снегопаде и сильном ветре возникают переметы дороги, которые не позволяют водителям спрогнозировать ситуацию. Автомобиль мгновенно теряет сцепление колес с дорогой, и на ровном месте машину выносит с траектории – риск аварий в штормовых условиях очень высокий. И свидетельства очевидцев тому подтверждение: к обочинам и в кюветы причалило немало автомобилей. «Вечером 7 марта мы ехали из Челябинска в Карталы, и на всем протяжении пути то тут, то там видели машины, в том числе и грузовики, слетевшие с дороги. Из снега их вытягивали «Уралами». При этом мы не встретили ни одной спецмашины, которая расчищала бы дороги, – рассказывает автомобилистка Ксения. – Мело двое суток. А 10 марта, когда ехали обратно в Челябинск, на отрезке между Варной и Чесмой наблюдали настоящие снежные коридоры. По сути была расчищена только одна полоса, а с обеих сторон образовались большие снежные валы высотой с автомобиль. Разъехаться двум машинам в этом узком расчищенном пространстве было практически нереально. Чтобы пропустить встречный поток, нужно было останавливаться – очень опасные ситуации».
В ГИБДД области подтвердили, что на некоторых участках дорог в южном направлении намело сугробы высотой до двух метров, а видимость в условиях снегопада составляла всего один метр.
На расчистку автодорог Бреды–Карталы и Бреды–Кизильское в ночь с 8 на 9 марта были привлечены 32 единицы спецтехники и 57 человек от дорожных служб и МЧС, сообщают в региональном управлении министерства чрезвычайных ситуаций. К 1:30 субботы заносы удалось расчистить и открыть движение. Людям предоставили пункты временного размещения.
В ГИБДД Челябинской области отметили, что наиболее критическая ситуация складывалась на юге региона: замело дороги в Брединском, Варненском, Карталинском, Агаповском, Верхнеуральском районах. Также обстановка накалилась в горно-заводской зоне на автодороге Р-350 в районе поселка Кропачево и на самой трассе М-5 «Урал» под Ашой.
«В ночь на 8 марта резко усилился ветер, начался обильный снегопад. В дежурную часть областной Госавтоинспекции поступило более 150 обращений от автомобилистов, которые не могли проехать по дорогам, – уточняют в пресс-службе регионального управления ГИБДД. – Личный состав работал в усиленном режиме всю ночь и весь день 8 марта. Только на участок Аша–Кропачево были стянуты более 20 экипажей областного полка ДПС для регулирования движения и обеспечения беспрепятственного прохождения снегоуборочной техники. Инспекторы оказывали помощь водителям, транспорт которых вышел из строя. Эти автомобили буксировали на ближайшие стоянки , а их водителям и пассажирам предлагали обогреться в патрульных машинах».
Наиболее сложная обстановка на федеральной трассе М-5 «Урал» возникла на 10-километровом участке в районе Сима. «Под Ашой, в районе Сима, простоял сутки, – рассказывает водитель фуры Сергей. – Пробка началась еще на территории Башкортостана и в итоге растянулась на несколько десятков километров. Застряли и легковушки, и большегрузы. В принципе ГИБДД сработала хорошо: организовали движение так, чтобы могли разъехаться встречные потоки. Масла в огонь подливали и сами водители, особенно на легковых машинах: они пытались протиснуться по встречной полосе, буксовали в снегу, полностью запирая направление. Легковушки «рассосались» относительно быстро, потом и тяжелая техника пошла вперед».
К счастью, на этом направлении обошлось без серьезных дорожно-транспортных происшествий, в отличие от Курганской области, где на заснеженной трассе сошлись два большегруза, и в обоих автомобилях погибли водители.
Телефон экстренной связи в случае ЧС – 112. Центр оперативного управления Упрдор «Южный Урал» – 8 (351)266-65-63.
Между тем, в управлении федеральных дорог отмечают, что в условиях штормового предупреждения многотонники вообще не должны покидать специально оборудованных стоянок – это продиктовано нормативными документами и элементарной техникой безопасности. Но это в очередной раз не остановило водителей перед выездом в буран. «Со слов самих автомобилистов, видимость была настолько плохая, что они с трудом могли разглядеть капот своей машины. Движение большегрузов было приостановлено, а легковой транспорт двигался на низкой скорости с включенными «аварийками», чтобы более четко обозначить автомобили в условиях снегопада и избежать ДТП. Подчеркну, что обо всех негативных последствиях метеоусловий сообщалось накануне с акцентом на особые рельефные условия нашего региона, но должного эффекта это не возымело, – комментирует ситуацию Упрдор «Южный Урал» Татьяна Денисова. – Полностью дорога не перекрывалась: вводились временные ограничения движения для расчистки полотна, реверсивное движение. 8 марта на участок протяженностью 10 километров была стянута вся спецтехника подрядной организации: шесть комплексов дорожных машин и автогрейдер, которые работали в круглосуточном режиме, – выпала месячная норма осадков».
В Челябинске 8 марта зарегистрировано 115 ДТП, восемь из них с пострадавшими. Подробности о ситуации с аварийностью в регионе читайте в «Сводке ГИБДД».
Штормовое предупреждение в регионе продлено на 12 марта. В связи с прохождением теплого фронта в отдельных районах области ожидается сильный снег, метели, налипание мокрого снега на провода, на дорогах гололедица, усиление ветра до 13-18 м/с. ГИБДД и дорожные службы еще раз обращаются к автомобилистам с просьбой не выезжать на трассы до улучшения погодных условий, а водителям фур еще раз напоминают, что есть правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, за нарушение которых перевозчики несут административную ответственность.
Фото: Фото пользователей сайта 74.ru, видео с сайта YouTube.com, пользователей А. Лошака, Е. Жукова, Н. Макаровой, Э. Ванюшкиной, SZlat1