Определить потенциальных нарушителей можно с первого взгляда, и основные признаки таких деятелей – красивые номера, глухая тонировка и дорогие автомобили. Такого мнения придерживается большинство водителей, которых задействовали в социологическом исследовании. Причем владельцы машин с особыми номерами имеют определенные привилегии со стороны полицейских, уверены участники опроса.
Как проявляется социальное неравенство на дорогах, какое влияние оно оказывает на соблюдение ПДД? Чтобы выяснить общественное мнение непосредственных участников дорожного движения, опросили 1100 автомобилистов в крупных областных центрах. В итоге 43% поддержали тотальное несоблюдение правил водителями независимо от своего социального статуса. Те, кто это мнение не разделяет, связывают частоту нарушений с определенным кругом лиц: представителями государственной власти, бизнес-элиты и известными персонами. Как правило, именно эти категории водителей имеют особые серии номеров и, по мнению 58% респондентов, пользуются на дорогах большими правами. А проявляется это в снисходительном отношении ГИБДД, что окончательно распускает привилегированную касту. Участники опроса отметили, что машины с красивыми номерами чаще остальных замечены за превышением скорости, пересечением сплошной разметки, езде по встречке, выделенной или разделительной полосе, и позволяют себе чаще других садиться за руль под градусом.
«Всех обладателей красивых номеров я бы не подводил под единую черту, но с похожим экземпляром я имел неприятный опыт общения. Как-то на Худякова ехал по крайней левой полосе, и сзади меня начал поджимать черный тонированный вкруг Lexus GX с красивым номером. – рассказывает автомобилист Андрей. – Сигналил, мигал фарами. Я предпочитаю не связываться с такими и по возможности перестроился бы вправо – дал дураку дорогу. Но как обычно, была пробка. В зеркале заднего вида я заметил, как джип внаглую залез в правый ряд, поравнялся со мной и начал снова сигналить, выпихивая на встречку. Я сбавил скорость, ехал, прямо скажем, по-черепашьи, тогда они отстали и по встречной полосе умчались вперед. Из окна со стороны пассажирского сидения показалась лысая голова, он что-то кричал вслед, размахивал кулаком. Я уверен, для таких закон не писан, и им все сходит с рук».
Интересно, что сами водители на своей шкуре ощущают неравенство на дороге в зависимости от стоимости своей машины. Как правило, обиженными и оскорбленными оказываются владельцы малолитражек или автомобилей пенсионного возраста: «езжу второй день на ВАЗ 2106, так как продал авто и жду новый. И просто поражаюсь водителями, в частности на «девятках» и Daewoo Nexia, – пишет пользователь LordDevil2008 на форуме сайта Autochel.ru. – еду в среднем ряду, не лезу в левый крайний, но нет – каждому нужно обогнать и подрезать. Сегодня один деятель с утра испортил настроение напрочь: сильно подрезал, а я чуть его не зацепил. если я еду на ВАЗ-2106, я уже не водитель?»
75% опрошенных убеждены, что разница в отношении стражей порядка к разным «кастам» автомобилистов является основной причиной высокой смертности на дорогах. И различие в санкциях подразумевает порой полное их отсутствие в отношении определенной категории лиц. Показательно, что 97% респондентов убеждены: предъявление инспекторам ГИБДД служебных удостоверений позволяет отдельным водителям избегать наказаний за нарушение правил. В связи с этим респонденты считают, что нужно ввести запрет на предъявление полицейским каких-либо удостоверений по статусной принадлежности. И вообще ввести для нарушителей из числа представителей власти более серьезные наказания, чем для «простых смертных».
«С одной стороны, нарушителем может стать каждый. С другой – я подсознательно стараюсь держаться подальше от тюнингованных «тазов», «газелей» и всего, что дает повод усомниться в адекватности водителя, – делится редактор уфимского автосайта 102km.ru Василий Лебедев. – Соглашусь, что привилегированные водители, конечно, есть. Это те, кому сходят с рук практически любые нарушения, и которые считают, что на дороге им можно все. Иногда это доходит до абсурда: пару лет назад в нашем городе подрались следователь по особо важным делам и замначальника УВД Уфы в полном обмундировании, не сумевшие разобраться, у кого больше прав».
К слову, в опросе участвовали и сами сотрудники ГИБДД, которые признали: пытаться привлечь к ответственности водителей авто с сериями номеров, которые говорят об их ведомственной принадлежности, бесполезно: «Речь в данном случае идет, прежде всего, о таких структурах, как Администрация президента, ФСО, ФСБ, и т.п., а в регионах – областная и городская администрация (соответственно, сериях номеров АМР, еКХ, ААА и т.п.), – говорится в отчете по исследованию. – Более того, остановка автомобиля с такими номерами может быть сопряжена для инспектора с серьезными проблемами (вплоть до увольнения)". При этом, даже если за рулем находится не сам чиновник, ситуация все равно заканчивается звонком руководству и решением в его пользу. То же самое касается тех, кто предъявляет даже не служебные удостоверения, а какие-либо документы, говорящие о связях со значимыми персонами. В целом сотрудники ГИБДД оказались солидарны с автомобилистами, что красивые номера дают их владельцам чувство превосходства на дороге и развязывают руки: «Обладание красивыми или особыми серийными номерами, по мнению сотрудников ГИБДД, дает их обладателям ощущение большей свободы, а также определенное чувство безнаказанности. В данном случае речь идет не только о владельцах служебных машин, но и о тех, кто купил себе номера особых серий или же с повторяющимися цифрами», – резюмируют исследователи. И если сравнивать столицу и регионы, водители предположили, что в Москве «неприкосновенных» автомобилистов процентов 60%, в регионах – не более 10%.
Круговую тонировку, как и особые номера, участники опроса поставили примерно на одинаковые позиции, по которым можно вычислить нарушителя. Довольно популярно мнение, что ПДД не писаны владельцам дорогих авто. Но есть и те, кто указал на противоположный полюс: якобы правила чаще не соблюдают водители стареньких и недорогих машин.
Например, этот ролик демонстрирует, что водители и дорогих внедорожников, и стареньких ВАЗов способны одинаково пренебрегать правилами.
В целом опрос показал, что основная причина нарушений – низкая культура вождения (47%), на втором месте – неэффективная организация дорожного движения, а бронзу отдали незначительным штрафам.
«Если начать менять сейчас что-то, то изменится все лишь через несколько поколений, а если не начать, то все вымрет к черту, – пишет пользователь сайта Autochel.ru Алекс Ма. – Почему у европейцев все не так? Потому что у них воспитание и менталитет другие. если нельзя, значит они в большинстве не будут этого делать. У нас как? Все равно ничего не будет, если нарушу, не видит же никто! Нужно менять способ мыслить у людей, а это просто так взять и сделать невозможно! Я, если честно, думаю, что во всем виновата коррупция, так как люди знают: со всех своих дел можно съехать каким-либо способом».