Лидер движения «Свобода выбора» и депутат государственной думы от партии «Единая Россия» Вячеслав Лысаков выступил с предложением присвоить автомобильным видеорегистраторам специальный правовой статус. Впоследствии это поможет водителям использовать записи в качестве полноценного доказательства в суде. На сегодняшний день инициатива еще не сформирована в законопроект, однако в ближайшие месяцы это может измениться.
Как уточнил «Газете.ru» Вячеслав Лысаков, для того, чтобы ролик имел юридическую значимость, необходимо исключить у водителей всякую возможность отредактировать, урезать или любым другим способом изменить запись. Речь идет о разработке специального прибора с высокой степенью защиты имеющихся на нем данных. В настоящее время депутат ведет переговоры с производителями видеорегистраторов. Еще одним важным критерием для принятия предложения является абсолютная точность при измерении прибором скорости движения. Новые технические требования к устройствам должны подготовить эксперты МАДИ, после чего предполагается, что они будут приняты на законодательном уровне, возможно, в виде ГОСТа.
Безусловно, все это исключит возможность фальсификации записи и позволит использовать ее в качестве полноценного доказательства в суде. Но есть и обратная сторона. Например, встает вопрос о стоимости такого устройства. Сегодня цена видеорегистратора в зависимости от характеристик может варьироваться от 500 до 6000 рублей и даже дороже. При этом вполне качественную бюджетную модель можно найти в пределах 3000 рублей. Во сколько же тогда встанет прибор, защищенный от вмешательств хозяина и умеющий определять скорость передвижения автомобиля с помощью спутниковой навигации? Для сравнения, специальный прибор Racelogic VBOX, применяемый в автомобильной промышленности и автоспорте, стоит свыше 60 000 рублей. Он позволяет не только записывать видео в высоком разрешении, но и максимально точно определять скорость передвижения и местонахождения автомобиля с помощью современного GPS-модуля. Учитывая, что предназначен он скорее для использования в профессиональной сфере деятельности, маловероятно, что прошедшие контроль качества и защищенные видеорегистраторы будут соразмерны по цене с Racelogic VBOX. Но уж доступнее они точно не станут.
«Все исследования, разработки и тестирования тоже стоят денег, – рассуждает водитель с 12-летним стажем Антон Пронин. – В конце концов производитель наверняка заложит эти траты в стоимость конечного продукта, а мы, потребители, просто получим более дорогой видеорегистратор. Причем далеко не факт, что его качество будет соответствовать цене». Еще одна проблема связана с тем, что водитель не будет иметь возможности «вырезать» из видео все, что не имеет отношения к конкретному происшествию. А это значит, что сотрудникам ГИБДД будет передана компиляция записей за последние несколько дней, на которых, помимо рассматриваемой ситуации, вполне могут оказаться доказательства совершения хозяином видео каких-либо административных правонарушений.
В качестве наглядного примера приведем следующую ситуацию: водитель попадает в ДТП и, чтобы доказать свою невиновность, передает весь архив своих записей сотрудникам полиции. Помимо искомой аварии на видео имеются факты нарушения этим же водителем скоростного режима. С одной стороны, хорошо, что нарушитель выявлен и понес ответственность, а с другой – его конституционное право не свидетельствовать против себя не было реализовано.
«На мой взгляд, в создании подобного устройства нет никакой необходимости, – говорит автоюрист организации Vserazrulim Лев Воропаев. – В моей практике почти не было случаев, когда судьи отказывались рассматривать запись с видеорегистратора в качестве доказательства. К тому же новые приборы наверняка будут дороже. Я думаю, водители просто не станут их покупать».
Видеорегистраторы уже давно зарекомендовали себя с хорошей стороны. Нередко возникают ситуации, в которых без записи просто не разберешься. Подобные материалы не раз помогали восстановить ход событий сложных дорожно-транспортных происшествий или даже найти скрывшихся с места аварии водителей. В некоторых автошколах подобные записи даже используют в качестве наглядных пособий: будущие автомобилисты на реальном примере могут разбирать сложные дорожные ситуации, получая при этом опыт и ограждая себя от возможных ошибок во время вождения. Но целесообразно ли заниматься разработкой сверхзащищенного прибора с целью присвоения ему правового статуса, если видеозаписи с регистраторов и без того рассматриваются судом, – вопрос спорный.