Сайт Vipautochel.ru совершил путешествие в прошлое, использовав в качестве машины времени два тестовых автомобиля и фотокамеру. А нашим проводником в начало прошлого века стал родоначальник отечественной цветной фотографии Сергей Прокудин-Горский. Больше ста лет назад он побывал на Южном Урале и сделал уникальные для своего времени цветные снимки. Мы постарались воспроизвести его фотографии. О том, как в поездке проявили себя автомобили, читайте в материале Артема Краснова.
Солнечное утро для Санкт-Петербурга даже поздней весной – явление редкое. Ничего удивительного, что улицы и переулки тут же наполнились влюбленными парочками, лихо перепрыгивающими оставшиеся со вчерашнего лужи, и шумными компаниями веселых студентов, отлынивающих от занятий. На их фоне невысокий суховатый молодой человек с аккуратной бородкой и в пенсне тонкой оправы смотрелся скучным серым пятном посреди разноцветной мозаики. Молодого человека звали Сергей Прокудин-Горский, и был он вовсе не скучен и не сер, а скорее сосредоточен до крайности. Он торопился туда, откуда его ровесникам нетерпелось сбежать, – в Санкт-Петербургский университет. Наш герой был даже не студентом, а всего лишь слушателем естественного раздела физико-математического факультета, но лекции посещал все без исключения, да еще и конспектировал каждое слово преподавателя, будто боялся упустить что-то важное.
Потомок одного из старейших дворянских родов России, сын видного чиновника, Сергей Прокудин-Горский с детства питал особую любовь к естественным наукам, а теперь все более увлекался химией. Его воображение поражало то, каким универсальным инструментом познания мира она являлась. Теперь, когда было достоверно известно, что все в мире состоит из причудливых комбинаций атомов, казалось, человечеству открывается сама суть мироздания, и надо только протянуть руку, чтобы ухватить ее. Эйфорию молодого естествоиспытателя подкрепляли занятия у самого известного химика своего времени Дмитрия Ивановича Менделеева. Учиться у основоположника периодического закона химических элементов значило для Прокудина-Горского черпать знания из первоисточника.
Именно во время занятий в Санкт-Петербургском университете с 1886 по 1888 годы Сергей Михайлович увлекся ортохроматизмом – учением о правильной передаче цвета в черно-белой фотографии. Но до главного дела его жизни было еще далеко, и оно пока даже не маячило на горизонте.
А вот что маячило, так это удачная женитьба на Анне Лавровой и предстоящая карьера видного чиновника. Тесть Прокудина-Горского Александр Лавров был человеком весьма примечательным: металловед, один из основателей отечественного сталепушечного производства, активный член Императорского русского технического общества, генерал-майор артиллерии, директор товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов. Конечно, ему не составило труда устроить зятя в правлении своего крупного предприятия. Работа на благо Демидовского дома поглотила Сергея Михайловича на долгие годы, но и свои увлечения он тоже не оставлял.
Достоверно неизвестно, когда и при каких обстоятельствах у Прокудина-Горского появилась мечта сделать на тот момент невообразимое – увековечить Российскую империю в цветных фотографиях. В конце 19 века даже черно-белые фотокарточки представлялись диковинкой, а уж о массовой цветной печати помыслить никто не мог. Конечно, опыт получения цветного изображения у человечества уже был – в 1861 году англичанин Джеймс Клерк Максвелл снял пеструю ленту три раза через зеленый, красный и синий фильтры, а затем, освещая полученные негативы через те же фильтры, получил первую в мире цветную фотографию. Но этот метод, получивший название цветоделения, находился в зачаточном состоянии и не позволял правильно передавать все оттенки.
Дела на предприятии шли своим чередом, и Сергей Михайлович в 1902 году смог отправиться в Германию, дабы под руководством выдающегося ученого, профессора Адольфа Мите усовершенствовать технологию цветоделения и приблизиться к исполнению своей мечты. Благодаря сотрудничеству двух ученых вскоре появилась камера для создания «фотографических картин в натуральных красках». Незаурядные познания Прокудина-Горского позволили ему составить собственный рецепт эмульсии для цветных фильтров и достичь невероятной точности в передаче всех оттенков.
В 1903 году немецкие компании «Гёрц» и «Бермполь» создают по заказу Сергея Михайловича оборудование для цветной съемки и проекции изображений. Получив в свое распоряжение эти инструменты, Прокудин-Горский немедля приступает к работам. За несколько лет он посещает Карельский перешеек, Сайменское озеро, дагестанские горные аулы, черноморское побережье, колоритные малороссийские хутора. Условий для съемок нет, менять кассеты приходится в самодельной походной палатке. К тому же все путешествия приходится оплачивать из своего кармана, а это оказывается непросто даже для состоятельного промышленника. В итоге Сергей Михайлович вынужден оставить экспедиции и сосредоточиться на научной работе, преподавании, руководстве собственной фотомеханической мастерской и других повседневных заботах.
Весной 1908 года Прокудин-Горский создает снимок, который сейчас знает каждый школьник в России. Он запечатлел самого знаменитого своего соотечественника – Льва Николаевича Толстого. Портрет классика, напечатанный в журналах и на открытках, разошелся по всей стране, прославив создателя. Прокудин-Горский все чаще бывает ангажирован на светские вечера в высшем обществе, где он демонстрирует свои удивительные проекции. Постепенно его слава добирается и до царской семьи.
Наконец, 3 мая 1909 года Сергей Михайлович прибывает на аудиенцию к самому императору. Николай II настолько впечатлен, как сказали бы сейчас, «презентацией», что немедля распоряжается выделить фотографу необходимые для передвижения по стране транспортные средства и выписывает высочайшее разрешение посещать и снимать в любых местах. Прокудин-Горский планирует за 10 лет пройти всю Россию и запечатлеть ее в фотокартинах. Полученные снимки должны стать основой нового школьного предмета «Родиноведение».
Всего через несколько дней полный энтузиазма фотограф-первопроходец отправляется в первое путешествие под знаменем российской короны – по Мариинскому водному пути от Петербурга почти до самой Волги. А уже осенью специальный железнодорожный вагон Прокудина-Горского с оборудованием прибывает на Урал.
Маршрут его проходит через Пермь, Екатеринбург, Верхний Уфалей, Касли, Кыштым, Челябинск, Ильменское озеро, Златоуст. Напоследок он делает несколько снимков на станции Вязовая, где уже лежит снег. В следующем году вагон Прокудина-Горского возвращается на Южный Урал, чтобы мастер доснял реки Сим и Юрюзань, Катав-Ивановский и Саткинский заводы, Бакальские рудники, гору и озеро Зюраткуль.
Разумеется, воплотить амбициозный замысел полностью Прокудину-Горскому не удалось. Помешали знакомые всем проблемы – нехватка времени и денег. А вскоре свершилась революция, вспыхнула гражданская война, и стало совсем не до фотографии. Поначалу Сергей Михайлович сотрудничал с советской властью, но в 1918 году покинул Россию навсегда. С 1921 года до самой смерти в 1944-м Прокудин-Горский жил в Париже. Уже после войны, в 1948, наследники передали уникальную коллекцию снимков отца русской цветной фотографии Библиотеке Конгресса США. На долгие годы коллекция скрылась в глубинах архива, и только в 2001 году о ней вспомнили и заговорили. Снимки отсканировали, выложили в Интернет, и они пополнили собой мировое культурное наследие.
Сайт Vipautochel.ru заглянул в прошлое и воспроизвел некоторые фотографии, сделанные Сергеем Прокудиным-Горским более ста лет назад. Конечно, города Челябинской области за целый век сильно изменились, и некоторые снимки воспроизвести просто невозможно, но мы постарались пройти след в след за мастером. Как изменились Челябинск, Златоуст и Миасс, судите сами.
Благодарим за помощь в создании материала Миасский краеведческий музей, Златоустовский городской краеведческий музей,
Игоря Шелехова и Георгия Никитюка.
Фото: Фото Сергея ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО и Олега КАРГАПОЛОВА, видео Андрея ВИННИКОВА