В редакцию сайта AutoСhel.ru обратился читатель, обеспокоенный пропажей пешеходных переходов с улиц города. При этом разметка остается на месте, а вот дорожные знаки, с изображением вышагивающего по зебре человечка, демонтируются.
«На проспекте Победы в районе ТК «Прииск» недавно был убран знак, а разметка осталась, – пишет Денис, – При этом ограждение установлено только с одной стороны. Дети утром идут в школу и по привычке переходят дорогу там, совершенно не осознавая, что перехода уже нет».
Нельзя не согласиться, что эта нередкая ситуация вполне способна спровоцировать серьезное ДТП. Подтверждением тому может служить недавнее происшествие в Курчатовском районе города. Напомним, в прошлую пятницу, 18 октября, под колеса маршрутного ПАЗа угодила 78-летняя пенсионерка. Женщина переходила дорогу в районе лыжной базы в неположенном месте, однако, как утверждают местные жители, совсем недавно здесь была зебра. Вполне вероятно, что пенсионерка решила пересечь проезжую часть по привычному маршруту, не доходя до расположенного дальше регулируемого пешеходного перехода. По предварительной версии, женщина шагнула на дорогу прямо перед маршруткой, а водитель ПАЗа не успел среагировать и сбил ее. От полученных травм пешеход скончалась на месте происшествия.
Как это ни печально, но подобные случаи не редкость. В сознании многих пешеходов полосатый участок дороги говорит о том, что в этом месте можно спокойно и безопасно перейти на другую сторону. А вот отсутствие знаков вполне может остаться незамеченным. Особенно это касается еще юных участников дорожного движения – мальчишки и девчонки с пеленок знают, что «зебра – главнее всех лошадей», а вот обращать внимание на дорожные знаки детей учат далеко не все родители.
«Нерегулируемый пешеходный переход, или иначе – зебра, представляет собой участок дороги, предназначенный для перехода пешеходов на другую сторону дороги. Он в обязательном порядке должен быть обозначен не только разметкой в виде широких полос, расположенных параллельно проезжей части, но и дорожными знаками, – напоминает начальник отделения пропаганды ГИБДД Челябинска Алексей Горшков. – Если разметка есть, но нет знака – переход недействителен, и переходить по нему нельзя».
Алексей Горшков также подчеркивает, что по чьей-то «прихоти» пешеходные переходы не пропадают – если зебру демонтировали, значит на то была веская причина. «Кроме того, в большинстве случаев в непосредственной близости от демонтированного нерегулируемого пешеходного перехода находится альтернативный путь на другую сторону дороги, регулируемый и, соответственно, более безопасный», – говорит начальник отделения пропаганды ГИБДД города.
Итак, каковы же наиболее частые причины демонтажа «полосатых дорожек»? Разумеется, в первую очередь под пристальный контроль дорожников и угрозу упразднения попадают аварийно-опасные пешеходные переходы – те, на которых чаще всего происходят ДТП. По этой же причине пропадают зебры и после расширения проезжей части – восьмиполосная дорога, призванная пропускать большой поток автомобилей за короткий период времени по определению не может быть безопасной для пешехода. К слову о пропускной способности: пешеходные переходы страдают и в процессе реорганизации движения и разгрузки тех или иных улиц. Но опять-таки, как сказал Алексей Горшков, чаще всего у пеших участников дорожного движения поблизости есть альтернативный путь на другую сторону дороги.
Хорошо, с причинами пропажи зебр разобрались, но почему же вместе с демонтажем дорожных знаков нельзя стереть и полосатую разметку? Ведь именно она вводит горожан в заблуждение и заставляет ступать на «скользкую дорожку» недействующего пешеходника. В ГИБДД Челябинска пояснили, что «демонтировать разметку довольно-таки сложно, к тому же под воздействием погодных условий, а также потока машин, увеличившегося в связи с упразднением пешеходного перехода, в течение зимнего сезона она сама изотрется».
А мы напоминаем, что в этом году комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения администрации Челябинска запланировала демонтаж почти 40 нерегулируемых пешеходных переходов:
Обращаем ваше внимание на то, что после их устранения на данных участках будет запрещено переходить дорогу.
Фото: Инфографика Эдуарда ФАДЮШИНА