«Сегодня подростки в свои 16 лет водят на много лучше чем остольные участники дороги», – именно так (орфография и пунктуация сохранены) житель Самарской области Вадим Г. аргументировал свое предложение снизить минимальный возраст для получения водительских прав до 16 лет.
Петицию, адресованную президенту Российской Федерации, Вадим разместил на одном из сайтов, где каждый желающий может ее подписать. Правда, пока данное предложение пользуется популярностью только у лиц, не достигших 18 лет.
«Лучше же будет когда подростки будут ездить с правами и знать пдд! Чем угонять у родителей авто и не зная пдд гонять по городу», – пишет Вадим, а юные кандидаты в водители яро поддерживают его в комментариях. Например, Дмитрию М. из Рязани машина нужна «для себя и работы», а омич Вячеслав П. пишет, что в свои 16 лет он уже «хорошо ездиит на машине но нет возможности ездить далеко и без инструктора так как нет 18 лет права очень нужны».
А вот у представителей закона и лиц более зрелого возраста предложение Вадима Г. выдавать права с 16 лет отклика не находит.
Начальник отделения пропаганды ГИБДД Челябинска Алексей Горшков считает, что подростки психологически не готовы сесть за руль автомобиля: «Неспроста права на управление автомобилем можно получить только при достижении 18-летнего возраста, – поясняет свою позицию Алексей Горшков. – Согласно нашей статистике, а также всевозможным исследованиям в области психологии, агрессивным стилем езды отличаются именно молодые водители. Причиной тому может быть тот же юношеский максимализм, недостаточно серьезное отношение или переоценка своих способностей. Опытный водитель никогда не ведет себя агрессивно, потому что знает, чем это может обернуться. А юный автомобилист, в силу возраста, может и не задумываться, что кураж на дороге способен повлечь серьезные последствия. На мой взгляд, даже в 18 лет садиться за руль рано».
Практика показывает, что далеко не всегда юные автомобилисты способны справиться с той или иной дорожной ситуацией. Подтверждением тому могут быть многочисленные аварии с участием несовершеннолетних водителей.
В октябре этого года в Златоусте в лобовом столкновении погибли двое 16-летних подростков, один из которых находился за рулем автомобиля. «По предварительной информации, несовершеннолетний юноша, не имея навыков вождения, взял без разрешения у родителей автомобиль», – сообщили в пресс-службе ГУ МВД России по Челябинской области.
Авария произошла около 22:30 у дома №23 на проспекте Гагарина. 16-летний молодой человек, находившийся за рулем ВАЗ-2108, не выбрал безопасную скорость движения, в связи с чем потерял управление. «Восьмерка», налетев на бордюрный камень, выехала на встречную полосу, где лоб в лоб сошлась с ВАЗ-2115. В страшном ДТП оба подростка, водитель и пассажир ВАЗ-2108, получили травмы, не совместимые с жизнью. Не обошлось без пострадавших и в салоне «пятнадцатой» – с места происшествия с ранениями различной степени тяжести был госпитализирован 25-летний пассажир второго ВАЗа.
Еще одна авария с участием несовершеннолетнего водителя произошла в июле этого года в Трехгорном. По предварительной версии, за руль ИЖ ОДА 15-летнюю девушку посадил 18-летний молодой человек. На территории военного городка в Трехгорном юная автоледи, не имеющая навыков вождения, не справилась с управлением и съехала в кювет, где автомобиль врезался в дерево. От полученных травм девушка скончалась на месте происшествия. Молодые люди, находившиеся в салоне ИЖа, не пострадали.
«Физическая подготовка учащегося 15-16 лет позволяется справиться с велосипедом или легким мопедом. А вот сил на управление мотоциклом хватит уже далеко не у каждого подростка, – говорит генеральный директор автошколы «КАФС» Владимир Котров. – Если говорить о современном автомобиле, оснащенном гидроусилителем руля и прочими приспособлениями, упрощающими управление, то, теоретически, и с ним подросток может сладить. Но стоит помнить о том, что машина – это не только средство передвижения, но и источник повышенной опасности. Это все равно, что доверить ребенку оружие».
Очевидно, что инициатива автора петиции, Вадима Г., посадить за руль 16-летних ребят поддерживается в основном самими подростками. А потому ожидать засилья вчерашних школьников на дороге не приходится. На сегодняшний день 14-летние подростки могут позволить себе перемещаться по проезжей части только на велосипеде. При достижении 16-летнего возраста можно пересесть на транспорт посерьезнее – мопед или скутер. А вот для того, чтобы стать законным автомобилистом, все-таки придется дождаться совершеннолетия.