Закон, ужесточающий наказание за чрезмерную тонировку автомобиля, действует больше года. За это время количество «закатанных» автомобилей заметно сократилось. Однако в последнее время многие челябинские автомобилисты вновь погрузились в «сумрак», чем спровоцировали массовый рейд ГИБДД. «Охота» на любителей скрыться от посторонних глаз прошла сегодня, 7 февраля. По несколько экипажей ДПС ГИБДД Челябинска были выставлены на центральных перекрестках города. Рейд по выявлению нарушителей прошел под прицелом журналистских камер.
Тонирование стекла – это нанесение на него специальных материалов – светофильтров, изменяющих его цветность и светопропускные свойства. Самый распространенный способ тонировки – оклеивание стекла изнутри цветными пленками.
«Как показывает практика, тонировка ограничивает обзорность водителю, что нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям и является отягчающим обстоятельством при ДТП. Тонировка является технической неисправностью транспортного средства, и мы вправе запретить эксплуатацию транспортного средства до момента ее устранения, – говорит заместитель начальника ГИБДД Челябинска майор полиции Алексей Горшков. – Тонированные автомобили стали вновь появляться на дорогах Челябинска из-за того, что у нас не было возможности охватить весь спектр данного направления. Но теперь техническая возможность у нас появилась – мы получили приборы, которые работают от -40 градусов до +40, и провели их тарировку, то есть настройку. Наши сотрудники прошли инструктаж, как работать с такими нарушениями и какие материалы составлять в отношении водителей. Думаю, теперь тонированных машин в нашем городе не будет».
Как только все проверки были проведены, экипажи выдвинулись на свои посты. Местом нашей «дислокации» стал пост на плотине Шершневского водохранилища. Первый нарушитель появился уже в первые минуты нашей работы. На глаза сотрудникам ГИБДД попался ВАЗ-2113 с затемненными стеклами. После остановки молодой человек, сидевший за рулем авто, не растерялся и оперативно снял съемную тонировку с передних стекол. Избежать наказания удалось и водителю ВАЗ-2112, передние стекла которого прикрывали автомобильные шторки. Вооружившись ножницами, мужчина без капли сожаления срезал сетчатую ткань и отправился дальше.
Однако не всем автолюбителям удалось избежать наказания. К административной ответственности было привлечено около 50 водителей, при этом с семи транспортных средств были сняты номерные знаки и запрещена их эксплуатация. За несколько часов профилактического мероприятия инспекторы ГИБДД с помощью специальных приборов измерили светопропускание стекол нескольких десятков автомобилей.
Закон о тонировке вступил в силу 1 июля 2012 года. Напомним, по техрегламенту светопропускание лобового стекла и передних боковых должно быть не менее 70%. Светопропускание прочих не ветровых стекол не нормируется. Запрещена «зеркальная» тонировка. Данные нормы установлены ГОСТ-5727-88 и техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств» (утвержден постановлением Правительства РФ №720 от 10.09.2009 года).
Если эти требования не соблюдены, то помимо штрафа в 500 рублей, с автомобилей теперь снимают номера. Раньше водитель мог заплатить штраф и поехать дальше с «закатанными» стеклами, с 1 июля 2012 года он попадает в тупик: не снимешь пленку – снимут номера. А без них ездить запрещено, и наказываются такие путешествия лишением прав до трех месяцев. Например, в 2010 году в ходе операции «Тонировка» практически никто из водителей не соглашался убрать пленку. Дожидались протокола – и в путь. Даже те, у кого видимость лобового стекла была семь, а то и четыре процента.
С января по декабрь 2013 года в Челябинской области составлено 17 087 административных протоколов за тонировку. Как отмечают в Госавтоинспекции, большинство нарушителей сами снимают тонировочную пленку в присутствии автоинспекторов.
По данным Госавтоинспекции, тонировка отрицательно влияет на безопасность дорожного движения. Темные стекла затрудняют восприятие дорожной обстановки, снижают видимость и обзорность проезжей части. Особенно опасна она в темное время суток, когда происходит почти 40% всех ДТП. Причем такие происшествия характеризуются высокой тяжестью последствий.
Стоит отметить, что нервных и шумных водителей, отказывающихся снимать пленку и отдавать номера, ждет суровое наказание вплоть до административного ареста на 15 суток. В помощь сотрудникам ГИБДД приходит пункт 19.3 КоАП, который грозит наказанием за неисполнение законного требования сотрудника полиции. Но, как правило, услышав об этой статье, автомобилисты не сопротивляясь соглашаются снять регистрационные знаки.
Фото: Фото автора и пресс-службы ГИБДД Челябинска