Увеличить разрешенную максимальную скорость для мототранспорта, снизить таможенные пошлины на экипировку и вплотную заняться вопросом подготовки водителей двухколесной техники – с такими предложениями выступили представители мотоклубов России на прошедшем 5 июня в Общественной палате РФ круглом столе, посвященном проблеме безопасности двухколесного транспорта.
В обсуждении общемировой проблемы приняли участие представители заинтересованных ведомств, мотоклубов, бизнеса и общественных организаций, а также заместитель начальника ГУОБДД МВД России генерал-майор полиции Владимир Кузин, сотрудник отдела медицины катастроф Сергей Суворов и президент «Движения без опасности» Наталья Агре.
Первое, на что обратили внимание мотоциклисты, – это уравнивание скоростных режимов для мотоциклов и легковушек. Байкеры отмечают, что в настоящее время даже на автомагистралях, где легковушкам разрешено двигаться со скоростью 110 км/ч, для мотоциклистов установлен лимит на «максималку» в 90 км/ч. Возникает нестыковка, ведь главный залог безопасности на дороге заключается в том, что транспорт должен двигаться со скоростью потока. При большей или меньшей скорости риск аварии увеличивается.
В России только в 2013 году погибли 1146 и были ранены 9506 мотоциклистов. С 2004 по 2013 год количество погибших по вине мотоциклистов сократилось на 47%.
Следующий момент – запредельная стоимость мотоэкипировки. Это связано с тем, что в нашей стране производство защиты не налажено. В результате шлемы, «черепахи», «панцири», мотоботы и прочие элементы защиты стоят довольно дорого. Как отмечают участники круглого стола, похожая ситуация когда-то складывалась и с детскими автокреслами, пока в нее не вмешался Вячеслав Лысаков. Именно с подачи тогда еще общественного деятеля, а теперь депутата Госдумы пошлина на детские удерживающие устройства была обнулена. То же самое байкеры просят сделать и для защитной экипировки.
И как показывает статистика, данная просьба требует скорейшей реализации – доля погибших мотоциклистов, которые не используют мотошлем или используют его неправильно, неуклонно растет. С 2007 по 2013 год количество таких случаев возросло с 17,7% до 39,4%. Число погибших и раненых мотоциклистов можно было бы в значительной степени сократить, заставив их носить шлемы и правильно ими пользоваться.
«Мотоэкипировка действительно стоит недёшево. Поэтому зачастую первосезонники покупают байк, напрочь забывая про защиту, – говорит челябинский мотоциклист Антон Глазков. – Когда случаются аварии, они об этом очень жалеют. Повезет, если уроком будут ссадины и царапины. К сожалению, очень часто попавшему в аварию неэкипированному мотоциклисту приходится очень больно, и он очень долго сожалеет о сэкономленных на экипировку деньгах. Потому защиту надо покупать перед покупкой байка – определились с типом мотоцикла, шагайте за «экипой».
Как отметил старший научный сотрудник отдела медицины катастроф Сергей Суворов, качественные защитные шлемы для мотоциклистов очень важны, поскольку самые тяжелые травмы – это травмы головы, а пренебрежение сегодня этими средствами защиты – лишь вопрос привычки.
Есть у мотоциклистов вопросы и к качеству обучения водителей категории А и М. Отсутствие образовательных программ негативно сказывается на безопасности как подрастающего поколения, так и взрослых. Итог этого пробела крайне печален – из-за неопытности водители-новички часто попадают в тяжелые аварии. В 2013 году 38% всех погибших мотоциклистов не имели права управлять своим транспортным средством. Многие эксперты также отметили, что образовательные программы для водителей мототехники нуждаются в существенной доработке.
В том, что низкое качество подготовки водителей и пренебрежение средствами защиты является главной причиной тяжелых аварий с мотоциклистами, сошлись все участники обсуждения.
В заключительном слове Владимир Кузин отметил, что количество зарегистрированных мотоциклов от общего количества транспорта в России составляет 5,9%, и почти такой же процент составляют мотоаварии относительно всех ДТП – 4,7%. В России мотодвижение носит сезонный характер, но статистика распределения зарегистрированных мотоциклов в стране показывает, что на первом месте стоит совсем не южный Башкортостан, затем – Саратовская область и только на третьем месте – Краснодарский край.
«Многие мотоциклисты намеренно не ставят байки на учет из-за высокой стоимости транспортного налога. К примеру, владение 10-летним мотоциклом Honda CBR600 мощностью в 120 л. с. за год обойдется в шесть тысяч рублей. Это притом что ездить на нем вы можете только четыре-пять месяцев в году. Автомобиль с такой же мощностью «попросит» с вас за тот же период только 2400 рублей, – говорит мотоциклист с многолетним стажем Александр. – Те же владельцы, которые готовы поставить мотоцикл на учет, сталкиваются в нашей области с новой проблемой – страховые компании отказывают в страховке владельцам мотоциклов. В этом вопросе получается замкнутый круг».
Все озвученные на круглом столе предложения участники направят в Общественную палату России, после чего будет подготовлено решение, которое направят в заинтересованные министерства, ведомства и общественные организации для формирования рабочей группы по обеспечению безопасности двухколесного транспорта.