Депутаты предлагают садить детей... за руль. Недавно стало известно, что первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин готовит законопроект, согласно которому лица, достигшие 16-летнего возраста смогут получить и использовать по назначению водительские удостоверения. Но есть важная оговорка – находиться за управлением автомобилем подросток сможет только в присутствии старшего товарища.
На сегодняшние день обучаться в автошколе можно с 16 лет. А вот допуск к экзаменам на права (равно как и сами заветные корочки) раньше совершеннолетия получить не выйдет. По мнению депутата, почти двухгодичный перерыв между моментом окончания учебы и сдачей экзамена негативно сказывается на навыках водителя. Да и полученные знания за прошедшие месяцы могут изрядно повыветриться. Именно поэтому Олег Смолин предлагает дать возможность подросткам получать права с 16 лет. При этом, по первоначальной задумке, путь на большую дорогу несовершеннолетним водителям будет закрыт – юным автомобилистам запретят выезжать на федеральные трассы. Да и по городу в одиночку покататься не удастся. Обязательно условие: молодой человек может управлять транспортным средством только в присутствии старшего опытного водителя, чей автомобильный стаж насчитывает не менее трех лет.
«Аналогичное водительское удостоверение существовало в СССР, а сегодня функционирует в современной Германии. Идея законопроекта назрела давно, и она представляется нам абсолютно правильной, – поясняет Олег Смолин. – За право водить машину с 16 лет ранее высказывались многие российские эксперты в области подготовки водителей. Мы обязательно пропишем в законопроекте ответственность за возможные нарушения правил дорожного движения, которую будет нести человек, сопровождающий ребенка».
Напомним, в прошлом году с просьбой разрешить сесть за руль обратились к общественности и правительству сами подростки. Соответствующая петиция была размещена на сайте для сбора подписей единомышленников. Только вот последних она, увы, так и не нашла. В настоящий момент сбор петиция закрыта. Поддержали предложение 220 человек, и, судя по всему, большинство из них сами еще не достигли 18-летнего возраста:
«Я хочу, чтобы можно было официально водить машину с 16 лет! Мне 14, но я вожу лучше своей мамы, которой 42 года, – пишет в комментариях к петиции Анна Попова. – Водить умею с восьми–девяти лет (ездила сначала на руках), а теперь летаю, иногда даже паркуюсь за маму. Умоляю вас, пожалуйста! С этим законом будет намного лучше!»
А вот читатели нашего сайта к предложению отнеслись скептически. По мнению многих, выпускать на дороги города неопытных юных автомобилистов – значит усугублять аварийную ситуацию.
«И к 21 году в голове мозгов еще не много, а ответственности и того меньше, – прокомментировал новость один из читателей сайта. – Учитесь дети, уроки делайте, профессию получайте, по танцам бегайте. Вот начнете работать, поймете, что жизнь не рок-н-ролл, тогда и за правами приходите».
А вот заместитель начальника ГИБДД Челябинска Алексей Горшков тогда отметил, что в 16 лет человек далеко не всегда психологически готов перейти в статус автомобилиста.
«Согласно нашей статистике, а также всевозможным исследованиям в области психологии, агрессивным стилем езды отличаются именно молодые водители. Причиной тому может быть тот же юношеский максимализм, недостаточно серьезное отношение или переоценка своих способностей, – пояснил свою позицию Алексей Горшков. – Опытный водитель никогда не ведет себя агрессивно, потому что знает, чем это может обернуться. А юный автомобилист в силу возраста может и не задумываться, что кураж на дороге способен повлечь серьезные последствия».
Серьезные ДТП, действующими лицами в которых становятся молодые и бесправные водители, увы, не редкость. Помните, страшную авария, произошедшую в прошлом месяце в Кунашакском районе области? Тогда на седьмом километре автодороги Кунашак–Сары столкнулись ВАЗ-21099 и грузовой МАЗ. За рулем отечественной легковушки находилась 13-летняя девочка. Исход авария получила ужасающий: от мощного удара ВАЗ разорвало пополам – одна часть осталась на проезжей части, другая вылетела в кювет. Погибли трое – 13-летняя автомобилистка скончалась в больнице, а ее 15-летняя сестра и 22-летний брат погибли еще на месте происшествия.
Какой окажется судьба законопроекта, дозволяющего несовершеннолетним садиться за руль при соблюдении вышеобозначенных условий, покажет только время. А между тем молодежь продолжает рваться на дорогу любыми, даже незаконными, способами. Так, буквально вчера по подозрению в угоне автомобиля под Чебаркулем были задержаны четверо юных парней. 16-летние мальчишки с помощью отвертки вскрыли ВАЗ-2106 и поехали кататься.
«В полицию с заявлением об угоне обратился хозяин «шестерки». Он сообщил, что оставил автомобиль во дворе своих друзей, проживающих на улице Октябрьской. Спустя какое-то время мужчина вышел на балкон и заметил пропажу ВАЗа, – сообщают в областном полицейском главке. – Все наряды полиции тут же получили ориентировку на угнанный автомобиль, был введен план «Перехват».
Найти автомобиль и задержать его юных угонщиков удалось уже спустя полтора часа на автодороге Чебаркуль–Миасс. В салоне находились четверо подростков. По предварительной версии, похитили автомобиль двое из них. Затем, заехав за своими друзьями, парни поехали в Миасс. К счастью, инцидент обошелся без дорожно-транспортного происшествия. Однако выяснилось, что молодые причастны еще как минимум к двум подобным преступлениям.
Фото: Фото предоставлены отделением пропаганды БДД УГИБДД России по Челябинской области