В Челябинской области решили вновь бороться с большегрузами. Теперь в рамках общероссийской акции «На дорогу – без перегруза!», которая пройдет в нашем регионе с 28 сентября по 4 октября. Однако предприятия всячески увиливают от проверки фур на весогабаритном контроле, предпочитая отсиживаться в карьерах по нескольку дней.
Наша страна насчитывает 50 тысяч километров федеральных дорог. Неизвестно, сколько из них в идеальном состоянии, зато, по данным Росавтодора, 56% вреда, наносимого покрытию, причиняет транспорт с разрешенной массой свыше 12 тонн и допускающий перегруз во время движения.
«Количество таких автомобилей составляет около 4% от общего количества транспортных средств в России – легковых, пассажирских, и эта цифра постоянно растет, – рассказывает пресс-секретарь управления дорог «Южный Урал» Татьяна Денисова. – Проезд одного грузовика по своему разрушительному воздействию сопоставим с 500 тысячами проездов одной легковой машины».
Вредят большегрузы не только федеральным трассам, но и городским дорогам. Даже когда весной ввели ограничения для фур на въезд в Челябинск, статистика показала, что такого транспорта в мегаполисе порядка 5%. Это вынуждает искать методы борьбы с нарушителями.
«На протяжении последнего года нами прорабатывается вопрос по организации системы автоматического взвешивания транспорта, – прокомментировал ситуацию начальник Управления дорожного хозяйства Челябинска Александр Шабалин. – Во время движения будет считываться автомобиль и сразу же взвешиваться. Соответственно, если будет зафиксировано нарушение, то будут приниматься меры. Пока это пилотный проект. Подобные системы есть в Казани и Москве».
В будущем водители большегрузных фур и транспортные компании, которым они принадлежат, будут получать такие же уведомления, как и рядовые автолюбители, которые допустили нарушение под прицелом камеры видеофиксации. На почту им будет поступать постановление с фотографиями и пояснением, что вес или габариты грузовика не соответствуют нормам. Там же будет и сумма штрафа, которая может достигнуть круглой суммы в полмиллиона рублей.
Кстати, многие ошибочно винят в разрушении дорог дальнобойщиков. Мол, именно они стараются максимально загрузить фуры, чтобы больше заработать. Но это не так. Наибольший вред приносят местные перевозчики, которые возят грузы с карьеров на стройки или предприятия. Причем имеющиеся штрафы для них настолько серьезны, что при сообщениях о весовом контроле они готовы отсиживаться в укрытиях по нескольку дней.
«Информация передается очень быстро: как то мы дежурили на дороге на Миньяр, зашли машины в карьер, и никто не выезжает, – рассказывает министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Алексей Гущин. – Трое суток ждали, пока мы уедем. Мы не ставим для себя целью наказать именно водителей. Тут вина и предприятий. Взять тот же «Мечел», который возил руду с Муслюмово до М-5. Привели в ненормативное состояние 25 километров дороги. Собирались с ними несколько раз и убедили перейти на железнодорожный транспорт».
Причем в министерстве понимают, что одно дело – краткосрочная акция, другое – постоянная работа, поэтому работа ведется постоянно. Однако все мы понимаем, что надавить на промышленных гигантов достаточно легко, а что делать с частниками и мелкими компаниями? Тут и приходят на помощь штрафы, о которых мы уже упоминали.
«Была история, в которой даже было жалко водителя, – продолжает Алексей Гущин. – Нагрузил он на свой МАЗ почти 35 тонн вместо разрешенных 18. Выписали ему штраф 400 тысяч рублей. В итоге он сказал, что придется продать машину, чтобы рассчитаться».
Многие водители и предприятия считают, что могут пользоваться дорогами, как им угодно. Нужно перевезти в два или три раза больше нормы? Да легко! А за чей счет будут восстанавливать дороги, мало кого волнует. Вот и воспитывают их, наказывая рублем. Жалко, что только на сумму штрафа дорожное покрытие не восстановить.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com