Вот уже несколько недель челябинские автомобилисты бьют тревогу и буквально заваливают нас сообщениями о появлении на дорогах загадочных треног. Устройства на распорках стоят рядом с гражданскими автомобилями и, судя по всему, хищным взором вычисляют в потоке нарушителей. Кто расставил по Челябинску треноги и насколько это законно – читайте в материале Autochel.ru.
Что случилось?
В городе замечены устройства, выявляющие и фиксирующие нарушение правил дорожного движения. Выглядят они как небольшие коробочки на трех ногах, располагаются, как правило, на крупных перекрестках или широких дорогах. Рядом – два-три автомобиля. «На улице Университетская набережная теперь стоят странные камеры без предупреждающих знаков, что ведется видеосъемка. Причем камеры устанавливаются людьми в штатском, рядом стоящие машины, откуда тянутся провода к камерам, не являются машинами полиции, – пишет нам один из наших читателей. – Является ли это нарушением законодательства, ведь стационарные камеры оснащены специальными знаками, обозначающими их присутствие?»
Итак, ни сами устройства, ни машины не обозначены никакими знаками – кому они принадлежат, что фиксируют, и кто потом потребует ответа за превышение скорости? До сегодняшнего дня эти вопросы оставались открытыми.
Что это за устройства?
Коробочки на треногах – ни что иное, как передвижной аппаратно-программный комплекс (далее АПК) «Крис-П». Он отслеживает скорость движения транспортного средства и, в случае ее превышения, фиксирует факт нарушения. Если не вдаваться в подробности, устройство ловит в кадр госзнак, распознает его, определяет, с какой скоростью табличка «плывет» над проезжей частью и, с помощью этой информации, рассчитывает уже скорость ТС. При фиксировании нарушения в память устройства сохраняются сами номера, дата, время и место превышения скорости, а также направление движения авто. Сама машина вместе с госзнаком фотографируются.
Кто расставил по Челябинску АПК «Крис-П» и на каких основаниях?
Передвижные комплексы «Крис-П» принадлежат компании ПАО «Ростелеком». Начиная с 2015 года именно эта компания в рамках государственно-частного партнерства с Правительством Челябинской области установила в Челябинске и на пригородных трассах стационарные и передвижные комплексы фотовидеофиксации.
«В начале 2015 года мы разместили комплексы видеонаблюдения на 18 самых оживленных участках города – перекрестках и пешеходных переходах, – говорит директор Челябинского филиала ПАО «Ростелеком» Александр Белейчев. – Всего 327 видеокамер. Они уже показали очень высокие результаты: за полгода аварийность на этих участках снизилась на 63%».
Получается, фиксированием нарушений ПДД занимается гражданская компания, а не ГИБДД. Законно ли это?
Никаких расхождений с законом тут нет. Практика передачи части обязанностей по отслеживанию и фиксированию нарушений бюджетным учреждения и гражданским организациям весьма распространена.
«На данный момент практически все АПК по фиксации административных правонарушений России находятся на балансе государственных или гражданских организаций. Сделано это с целью снижения нагрузки на полицию, – уточняют в пресс-службе Челябинского филиала «Ростелекома». – В полиции также подготовлены различного рода инструкции и рекомендации по этому вопросу. К примеру, в тексте распоряжения ГУ по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ и внутриведомственной телеграммы от главного инспектора ГИБДД генерал-лейтенанта Виктора Нилова рекомендуется использовать услуги гражданских организаций для установки АПК фотовидеофиксации административных правонарушений».
Можно ли располагать у проезжей части передвижные комплексы фото- и видеофиксации без предупреждающих знаков для водителей?
Одно из распространенных недовольств обратившихся к нам автомобилистов – треноги встречаются в случайных местах, никаких знаков о том, что на данном участке расположен комплекс фото- или видеофиксации, нет.
«Разве можно устанавливать подпольно радар?» – спрашивают наши читатели. Согласно ГОСТ Р 52289-2004, табличку 8.23 «Фотовидеофиксация» применяют для информирования о возможной фиксации нарушений ПДД именно стационарными автоматическими средствами. В документе также обозначено, что стационарным средством является устройство, работающее в автоматическом режиме, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, размещенное на конструкциях, укрепленных на неподвижном основании, либо внутри указанных конструкций.
Между тем АПК «Крис-П» является передвижным, мобильным устройством, а значит, дополнительное информирование о его работе на том или ином участке дороги – не обязательно.
Куда идет информация о зафиксированных комплексами нарушениях?
Еще одна претензия от автомобилистов – на каком основании нас штрафует не ГИБДД, а коммерческая организация. На самом деле, «Ростелеком» вас не штрафует. Компания передает всю информацию о нарушителях, собранную как АПК «Крис-П», так и другими многофункциональными комплексами в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области. Уже там сотрудники полиции вручную проверяют каждый факт и выносят окончательное решение – было нарушение или нет.
А что, если устройство установлено мошенником? Как убедиться, что штраф выписан действительно сотрудниками ГИБДД, а не сомнительными личностями?
Здесь все очень просто. Во-первых, список всех выписанных штрафов вы можете получить в любом подразделении ГИБДД города. Во-вторых, чтобы проверить подлинность предписания, достаточно просто зайти в Интернет – информация обо всех ваших «залетах» есть на официальном сайте ГИБДД и Портале государственных услуг РФ. В-третьих, в квитанции на оплату указывают реквизиты получателя. Если они соответствуют реквизитам ГУ МВД той области, в которой в отношении вас было вынесено постановление, то любые опасения мошенничества беспочвенны.
Сколько передвижных комплексов сегодня работают в Челябинске и где их можно встретить?
Как сообщили в пресс-службе Челябинского филиала «Ростелеком», в настоящее время компания использует 15 передвижных комплексов фотовидеофиксации. Устанавливаются они на участках, рекомендованных Госавтоинспекцией. Это, как правило, аварийно-опасные перекрестки и отрезки дорог.
«Список участков обозначен в техническом задании государственного контракта. План установки АПК утвержден в ГИБДД, – подчеркивают в ПАО «Ростелеком». – Работу АПК контролируют инспекторы ГИБДД, производящие обработку нарушений, а также другие сотрудники полиции, задействованные в процессе сбора, хранения и защиты передаваемой информации».
Фото: Фото Артема Краснова и пользователей сайта 74.ru