Он ездил на голубом «Запорожце», впервые сел за руль в десять лет, а свою карьеру в ГИБДД начал с должности простого инспектора ДПС. Сегодня Михаил Савенко – начальник городской Госавтоинспекции. В преддверии 80-летия ГИБДД он рассказал журналистам об основных болевых точках челябинских дорог, прокомментировал проблемы с оплатой штрафов и ошибочно выписанными протоколами, а также кое в чем признался. Все подробности – в нашем материале.
О камерах и дисциплине
На сегодняшний день в Челябинске установлены 54 поста автоматической фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Кроме того на дорогах города работают 15 передвижных комплексов.
Пусть многие и недовольны камерами, однако статистика говорит о том, что аварийность снизилась, да и водители стали более дисциплинированны. Вот, например, количество ДТП за шесть месяцев 2016 года почти на 20% меньше, чем за аналогичный период в прошлом году. Количество погибших сократилось в два раза. Если говорить о культуре вождения и дисциплине, то и тут камеры, на мой взгляд, сделали свое дело: люди перестали нарушать даже на тех участках дорог, где еще нет камер. В итоге заторов у нас в городе стало меньше, равно как и очагов аварийности – было 202, осталось 54. Я думаю, это успех. Работа в этом ключе будет продолжаться.
Про ошибки камер
Есть проблема в техническом обеспечении – когда камера неправильно распознает номерные знаки, и штраф в итоге выписывается владельцу авто вообще другой марки. Ежедневно выявляется порядка 7000 нарушений ПДД. Физически невозможно отсмотреть каждое из них. Поэтому инспекторы изучают те записи, которые автоматика пометила, как «проблемные» – если, например, при считывании номера возникали какие-то сложности. Остальные обрабатываются быстро. Я рекомендую водителям, которых мы, так сказать, случайно обидели, писать заявление в отделение ГИБДД по месту жительства. Каждый факт будет изучен, а материал – отсмотрен. И если человека действительно несправедливо привлекли к ответственности – штраф будет отменен.
О проблемах с оплатой штрафов
Действительно, проблема есть: водитель оплачивает штраф, а в системе ГИБДД он все еще висит. Проблема эта очень серьезная, и захлестнула она подразделения Госавтоинспекции по всей стране. Тут дело в несогласованности банковской системы с нашей. Как мне известно, сегодня управление ГИБДД по Челябинской области направило информацию в департамент обеспечения безопасности дорожного движения в Москву для решения данной проблемы. И не только мы это сделали – другие регионы обращаются с аналогичными просьбами. Так что мы сейчас ждем какого-то отклика, изменения к лучшему.
О собственных штрафах и нарушениях
Честно говоря, мне с камер приходил только один штраф – с переносного комплекса, находившегося на трассе. Оплатил, разумеется – нарушил скоростной режим, виноват и ответил за это. Сразу оплатил, но без скидки – тогда еще такого поощрения не было. Я действительно стараюсь не нарушать. Конечно, сейчас люди, услышав такие слова от начальника ГИБДД, могут к этому отнестись с иронией и недоверием, но это действительно так. Я считаю, что превышать скорость в населенном пункте нет смысла. Хоть разрешенная скорость у нас 60 км/ч, на некоторых участках весь поток идет с небольшим превышением. В такой ситуации ехать медленнее – не логично и опасно в какой-то мере.
В чем беда челябинских водителей?
У челябинских автомобилистов основные проблемы – это все-таки тот же скоростной режим, нарушение правил проезда перекрестков и выезд на полосу встречного движения. Последнего очень уж много в последнее время у нас в городе. Ну и главная беда – до сих пор многие водители позволяют себе сесть за руль в состоянии опьянения. Это большая проблема, и мы с ней боремся – работаем, выявляем, устраняем.
Что бесит на дороге?
Меня как водителя очень раздражают гонки, подрезания и частые перестроения на дороге. Это никому не нужно и, как правило, ни к чему хорошему не приводит. Сейчас принимается закон об опасном вождении, по которому так называемые шашечники будут привлекаться к строгой ответственности. Я его целиком и полностью поддерживаю.
О скрытых патрулях
Скрытое патрулирование, когда сотрудники ГИБДД едут в потоке на автомобиле без опознавательной маркировки, в Челябинске на сегодняшний день не осуществляется.
О мотовзводе
С прошлого года количество сотрудников мотовзвода и используемой ими техники осталось неизменным. Расширять в ближайшее время не планируем. Что касается итогов работы – наверняка вы и сами заметили, что на дорогах стало гораздо меньше двухколесных ТС, не зарегистрированных в установленном порядке – без номеров. А ведь ими, как правило, управляют те люди, которые ни свою жизнь не берегут, ни о других не заботятся. За полгода 2016 года в авариях в Челябинске погибли 16 человек. И девять из них – именно мотоциклисты.
Отбор в мотовзвод у нас был очень серьезный: сначала мы выяснили, у кого из наших сотрудников ГИБДД есть права категории А, предложили им попробовать, а затем посмотрели на каждого из них на закрытом автодроме. В итоге были выбраны 16 человек, один из которых – кандидат в мастера спорта по мотокроссу. Эти инспектора у нас прошли обучение, курсы контраварийного вождения и сейчас трудятся на улицах города.
Об отношении народа к ГИБДД
Отношение автомобилистов к инспекторам безусловно меняется, но не так быстро, как бы нам хотелось. По крайней мере, такой враждебности и недоверия, что были раньше, теперь нет. Важно понимать, что инспектор на дороге пропускает через себя огромное количество эмоций: кто-то выходит к нему с позитивом и улыбкой, кто-то начинает сразу с агрессии. Причем если остановленный водитель тут же сядет за руль и поедет дальше по своим делам, сотрудник ГИБДД будет вариться во всем этом еще всю 12-часовую смену, пропускать через себя.
О юридически подкованных водителях
Это хорошо, когда автомобилист знает свои права. Так и должно быть. Это даже способствует повышению уровня подготовки инспектора. Если ему раз ткнут в пробел знаний, второй раз укажут на недочет – это станет для него стимулом к самосовершенствованию. Инспектор займется подготовкой, изучит новое, вспомнит то, что со временем позабылось, и в итоге выйдет на дорогу подготовленным.
Единственное, бывает, водители перегибают палку, начинают снимать еще до того, как инспектор их остановит, агрессивно разговаривают, пытаются спровоцировать на конфликт, а потом выясняется – нет прав.
При каких условиях ГИБДД может остановить автомобилиста?
Останавливать автомобиль инспектор может в нескольких случаях: если замечено нарушение Правил дорожного движения; если автомобиль попадает под ориентировку при совершении какого-либо преступления; если инспектору необходимо найти понятого, и он хочет предложить эту роль остановленному автомобилисту; если есть уверенность либо информация, что на данном ТС совершено преступление или водитель – скрывшийся участник ДТП; в рамках профилактического мероприятия.
О первой машине и водительском стаже
Признаюсь, я нарушал – управлял автомобилем уже с десяти лет. Учил меня отец, профессиональный водитель – на поле, разумеется, не на дороге. А первой моей машиной был голубой «Запорожец» (ЗАЗ-968). Столько он мне крови попортил – постоянно ломался. В итоге я его продал. Приехал как-то на техосмотр – дядька какой-то его увидел и попросил «Продай!» Отдал «Запорожец», даже не думая, только бы не видеть его больше. Затем были ВАЗ-2106, ВАЗ-21099, а потом от российского автопрома я решил все-таки отказаться. Категория А у меня тоже есть, но я все-таки предпочитаю четыре колеса – мотоциклы мне не близки.
О женщинах за рулем
Я не считаю, что женщина за рулем уступает мужчине. Есть дамы, которые многим опытным автомобилистам нос утрут, а есть и мужчины, которые ездить не умеют. Водитель – существо бесполое. Главное, чтобы правила знал, соблюдал и ездил безаварийно.
Фото: Фото Ирины Созыковой