У Citroen был интересный автомобильчик C3 Picasso, который лично мне нравился, но в России не прижился. Во-первых, потому что «Ситроенам» тут вообще непросто, во-вторых, класс то-ли-хетч-то-ли-автобус воспринимается у нас скептически. Тем временем, у родственной марки Peugeot была модель 208, которая впечатляла проворностью и приятным салоном, но хитом в России тоже не стала. Поэтому встречайте Citroen C3 Aircross, который попытался взять лучшее от обеих моделей. Удалось ли?
![Citroen C3 Aircross: пристально изучаем кроссовер с задатками минивэна Профиль напоминает о C3 Picasso, но Aircross крупнее и ближе к кроссоверам | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/56/6f/17/566f1700ee30abb361990107518a7d2f/656x438_1_5dd7337bb527918a53797cf4d05960b5@1280x854_0xWfJ3uYsp_0899722965492158590.jpg.webp)
Вот вам гениальный маркетинг: с помощью фамилии Aircross его определили паркетником, и он, подобно Депардье, сразу стал для нас понятнее и роднее. Теперь высокий C3 соперничает не с призраками ушедших Skoda Roomster или Kia Venga, а с переднеприводными Nissan Juke и Kia Soul.
![Дизайн? Мне нравится. Но споров будет не меньше, чем с Nissan Juke или Skoda Yeti | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/f0/56/58/f05658e7045a143d192c9cc86ccdc840/656x438_1_5df7974e7627fc374b8c46295c80f609@1280x854_0xIk1EtWwx_3487826720710812271.jpg.webp)
Правда, платформа Peugeot 208 не предполагает полного привода даже за откаты, поэтому и C3 Aircross кроссовером в полном смысле не является. Но 4WD не предлагают и упомянутые конкуренты. Чтобы скрасить неловкость, Citroen изобрел термин «ВАУдорожник», и на грунтовых дорогах он в самом деле вызывал сплошные «Вау!» и еще ряд междометий, в зависимости от качества колеи.
![Едет, да... Но без уверенности | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/0c/bf/28/0cbf28e96bd3295fb3fc0e9f0a39b367/656x369_1_89dd20a9b17c4882c316c0258e884a42@1280x720_0xLzJp6l7Y_9668863050556971736.jpg.webp)
По разбитым участкам ехать приходится аккуратненько, почти не дыша. Заявленные 200 мм под губой переднего бампера правдивы, но дальше — ступенька аэродинамического фартука и защита картера. Поэтому реальный просвет в 175 мм — это где-то полдороги от легковушек к паркетникам. В плюсы можно поставить съемность некрашенной накладки бампера, в минусы — массивность передка. Soul, правда, еще ниже, так что для обычных дорог возможностей C3 Aircross достаточно, но для необычных лучше посмотреть хотя бы Ford EcoSport.
![Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/05/6b/ef/056befd21fb56e252bc03a60de6bab99/656x438_1_c88fa3073895bdf8859cb391e4d04fa5@1280x854_0xPjU5AxT9_9712826153869886071.jpg.webp)
Трехцилиндровый турбомоторчик объемом 1,2 литра выдает 110 л.с. Комбинация с шестиступенчатым автоматом сначала озадачивает десятилетней разницей в возрасте агрегатов (двигатель моложе), но сочетание задора и мудрости получилось убедительным: мотор живенько пробегает по частотной шкале, а повидавший всякое автомат вовремя подсовывает ему нужную передачу, чтобы юнец не расшибся о лимитатор. Ощущения не обманывают: по паспорту C3 Aircross шустрее сравнимых по мощности конкурентов примерно на секунду в разгоне до 100 км/час.
![Динамика вопросов не вызывает | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/3e/56/51/3e5651c4d78a7b361a0225c986bd3920/656x438_1_f87c34cb53684b97ab7447fde2a236d5@1280x854_0xqs2q1MhG_7067210449454904057.jpg.webp)
Но в безнаддувной версии двигатель PureTech выдает 82 л.с., что, конечно, настраивает на всякого рода пессимизм и сварливость. По словам дилера, первые покупатели C3 Aircross в России предпочитают в основном 1,6-литровый 92-сильный дизель, хорошо знакомый по другим моделям PSA, включая коммерческие. Правда, дизель доступен исключительно с механикой.
![Городские джунгли ему по вкусу | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/2d/47/2d/2d472d10781c5e5b2777349f60aa3a0b/656x438_1_a9f48d258ad77ce653afcaa556593b0f@1280x854_0xNq51N1hz_2301011940475157571.jpg.webp)
В городе C3 Aircross проворен, и во дворах демонстрирует плюсы коротких свесов и общей компактности. Вот только эту компактность нужно еще осознать: широкие стойки и высокая поясная линия делают его субъективно массивным. В Kia Venga, например, было чувство почти «жигулевской» прозрачности, а тут время от времени хочется подсдуть его пышные формы.
![Вертикальная компоновка салона и высокая крыша работают на практичность | Источник: Citroen](https://n1s1.hsmedia.ru/f8/e8/26/f8e8262897e331ea6a24b820a3f09c22/656x328_1_d56bc6bc38035c9bbc42e6d78f8b370a@1280x640_0xDy6XNLl6_5881764916220622847.jpg.webp)
Зато как рачительно Citroen использовал длину автомобиля! C3 Aircross лишь на 2 см длиннее Nissan Juke, но просторнее на целый класс. У него впечатляющий багажник с двойным полом, регулировка задних сидений по длине и углу наклону спинки, возможность сложить спинку переднего кресла. В общем, уроки его предка с фамилией Picasso не прошли даром: он тоже похож на хищную рыбу, готовую проглотить больше самой себя.
![Впечатление простора усиливает щедрая панорамная крыша | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/05/17/ab/0517abef3d9a3eb67ec1945884d525bd/656x438_1_728882bb82b53eda4220dccc96390f06@1280x854_0xPstanEJt_8443814669508026860.jpg.webp)
![Задние сиденья не назовешь избыточно просторными, но взрослый человек ростом 180 см помещается сам за собой с небольшим запасом | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/3e/94/46/3e9446bf54459c3b5c3b253a4bf9036b/656x438_1_710adb82d86c3b26db0f57e015f37b53@1280x854_0xq6KQINKs_7286416095432912366.jpg.webp)
![Сдвинув заднее сиденье вперед, можно увеличить объем багажника — в пределе более 500 литров | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/99/90/c0/9990c07c67678f4301bdddcb12ef78a9/656x438_1_b31f4946cd13feab2577d1a19cdb8620@1280x854_0xDiva4pQd_8990389596937840824.jpg.webp)
![Широкий подлокотник при опускании открывает доступ в багажник | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/a8/a0/81/a8a08194aa41e0cce9270c65e4faf00f/656x438_1_1bb4772d87f769ae9878a64f5c84a9d4@1280x854_0xGtnIqyWK_6236518609001796313.jpg.webp)
![Переднее сиденье можно сложить вровень с задним | Источник: Citroen](https://n1s1.hsmedia.ru/b6/6d/fb/b66dfbd5cb50be4d03ac127018a1a953/656x492_1_03650317217ba2d2ed3fc64524401593@1280x959_0xKOGxVIdK_6750663366828388152.jpg.webp)
![Объем багажника — 410 литров, порог невысокий, форма отсека удобная | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/46/51/6f/46516ff826b8802710a1cf2d6bbe033a/656x438_1_11164a41affe697c9011abbe4c76c25f@1280x854_0xQxlzCa05_2043361598256863810.jpg.webp)
![В подпол помещается, например, набор автомобилиста | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/28/05/03/280503c574047c342f8e90323d6db490/656x438_1_cf290cf12f77ee18093d3c32780e5122@1280x854_0x13TmrTWD_1325010494728091022.jpg.webp)
![Еще ниже — докатка | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/6e/2b/36/6e2b3663b5ebb652d13979a12e2c6dec/656x438_1_12276aa40dccc270807cfd6fb7adebb2@1280x854_0xhEP0lBaD_8618098869579986621.jpg.webp)
Понравилась и базовая эргономика, особенно удачный профиль водительского кресла и диапазон настроек руля. Компактность автомобиля прощупывается лишь левым локтем, который время от времени мозолит обшивку двери.
![Интерьер с цветными вставками смотрится живо | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/7f/88/45/7f88450a7b7a454f9b377f602c70089f/656x438_1_c530ef3694e4229473bf9e3c1c3c1e21@1280x854_0xbarkgLpf_1987056406563199240.jpg.webp)
![Классическое оформление приборов | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/60/8a/d3/608ad378138a3e0fd7e670c090cd1bd3/656x369_1_9a7a2e2ec6d28bb7dcbf4186241a3d6b@1280x720_0xL659RPoi_6846049282163682481.jpg.webp)
![Широкий ручник в целом удобен, но, похоже, из-за него вместо центрального бокса — только куцый подлокотник | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/2c/0c/21/2c0c2141d1c6ff7e6ebe5c66edada534/656x438_1_c483821ec365c892d72d4210fd200f26@1280x854_0xpOZi2K0W_4477251353053961418.jpg.webp)
![Концерн PSA экспериментирует с отделкой тканью и довольно удачно — на ощупь приятнее иных пластиков. Есть небольшая полка для мелочевки над бардачком | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/b1/7e/71/b17e71a03761c5ba5f0b84dbc82ce630/656x438_1_aa8b12428b17b51c9d6b586872cd6939@1280x854_0xuaC5L9vK_2038019319329833550.jpg.webp)
Но вот к «мелкой эргономике» есть придирки. Например, селектор автомата со сложным пазом имеет индикацию у корневища передней панели.
![Не самое логичное место для индикатора селектора | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/45/86/6e/45866e4d4180714106018be1926fb63f/656x438_1_009a19434a8e6d5eedae41670688113e@1280x854_0xlDIBvZE3_0585149599973460354.jpg.webp)
Сенсорный экран хоть и новый, но внимание отвлекает, как трехлетний ребенок. Скажем, хочешь переключить радиостанцию — прицелься в пиктограмму в нижней части, потом прицелься в нужный пункт, потом проверь, что прицел не сбился... А если дует в шею, выбери меню климат-контроля и отстучи азбукой Морзе свои пожелания.
![Управление климатом через сенсорный экран удобно для пассажира, но не водителя | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/6c/4f/b6/6c4fb6ef4e80fb3101dd68c81e8733bc/656x438_1_33329418af8365328afc693828cd3e1b@1280x854_0xZhFaI7K2_1067358557437531013.jpg.webp)
![На козырном месте — селектор системы Grip Control, которым пользуешься крайне редко | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/b5/4d/ff/b54dff7f1dbd933eda645930589a260d/656x438_1_dbf4b10947c80eb22e2e1a150a873d4b@1280x854_0xm5B7uxJO_5975335356558842480.jpg.webp)
![Навигация есть, но детализация карт при выезде за город невысокая | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/65/fa/86/65fa868fd26c5b78ceb366f57e182a07/656x438_1_a451e665f38b9239f4d3e62edbdfa223@1280x854_0x2CAoc59K_8898486816861538968.jpg.webp)
![Камера заднего вида дополнена псевдотрехмерным видом, что иногда удобно | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/8c/c4/bd/8cc4bdf6156d335804b590f16997fcf4/656x438_1_ea7eb611c3b155977dccb464faaf6a13@1280x854_0xjxp8eEqt_0032547609294288076.jpg.webp)
![Единственная камера сканирует местность при движении машины и заполняет пустоты по бокам машины | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/a4/54/14/a45414c36867ce9b38521e2007755f9e/656x438_1_c5ced44068946d032e6e87731241e528@1280x854_0xaAsk0sYR_4548928279485655894.jpg.webp)
Лунным звуком, похожим на привет из далекого космоса, Citroen всю дорогу пеняет мне на выезды за разметку — есть у него система контроля полосности. Но мои вольности связаны с необходимостью огибать выбоины, а главное — увлеченностью сенсорным экраном.
![За городом попытка выбрать радиостанцию заканчивалась вот так | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/7f/f3/87/7ff3874e1055e579766579fc4c04d902/656x438_1_bb4cb2152b39f21f5cda699b7f6d2788@1280x854_0x49wwhTWv_3355679790837667671.jpg.webp)
Я так и вижу штат французских маркетологов, которым лет по тридцать. Они пристально наблюдают за своими детишками, которые пристально наблюдают за своими планшетами, за которыми пристально наблюдает Цукерберг, и от этой круговерти в головах маркетологов рождается известная смута. А тут еще главный из них вспоминает, что на Volvo его шведской жены уже года три стоит тачскрин размером с телевизор, как и на Tesla его приятеля. А значит, нужно избавиться от рудиментов. Вот только использовать вслепую кнопку или барашек могу даже я, а сенсоры — только джедай с развитым внутренним взором.
![Проекционный дисплей отражает скорость и предупреждающие знаки | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/c2/15/ad/c215adc4163334551e0cdf9b13ed8c46/656x438_1_fec4a4d481d5689e3bbe038225515aa7@1280x854_0xclKmLdZX_8443909507203160635.jpg.webp)
Из забавных фишек у Citroen есть честная система распознавания знаков, которая не «списывает» у навигационной системы, а читает знаки самостоятельно, даже временные. Но почему ограничение 50 км/час горит на проекционном дисплейчике секунд десять, хотя знак действует до отмены или перекрестка?
![C3 Aircross не прочь повеселиться в поворотах, но с поправкой на центр тяжести | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/f2/57/20/f25720c0a83d75881b1c982ad02ba005/656x438_1_1403224edeb06834b8a544e05dc8bc7e@1280x854_0xkfrUCH77_2029398669253293375.jpg.webp)
Что до управляемости, то C3 Aircross сразу делает интересную заявку остротой тормозов и рулевого управления, желая пошустрить. Правда, поднятый центр масс делает реакции несколько растянутыми во времени, но если иметь в виду эту особенность, C3 Aircoss едет без тяжести, которой порой грешат кроссоверы. Правильнее всего его описать словом «невозмутимый»: нарастание водительской агрессии не приводит к нарастанию его нервозности.
![На разбитых дорогах такие «лапти» неуместны | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/e1/61/6e/e1616e0e9603bcb998fdd39b6e83d85b/656x438_1_c788de3911bc31370a7799f56fe88076@1280x854_0xMuT86Lw9_5339145042662930909.jpg.webp)
Вот только шикарные колеса с низкопрофильной резиной я бы заменил на что-то менее претенциозное, потому что чувствительность к стыкам у C3 Aircross напоминала BMW X2. И это — еще один повод не использовать его на разбитом проселке.
![Сельский колорит | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/96/df/c3/96dfc34d7faa9f427585dac3bfb6bbac/656x369_1_4f202869b07ee24e60ee9a854356404a@1280x720_0xo9zpqEPD_6935280385837717774.jpg.webp)
Мысленно я вижу Citroen C3 Aircross на его родине, в уютном французском селе с канальцами тесных улиц и деловитыми селянами, которые хотят возить детей и газонокосилки не абы как, а с французским шиком и панорамной крышей. В России тоже есть клиентура, которая не гонится за размерами кузова, а предпочитает трансформируемый салон и около сотни вариантов индивидуализации, но...
![В некоторых ракурсах сходство с минивэном усиливается | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/c5/4c/bb/c54cbba08a0612c8a134e9d9c4a8cd59/656x369_1_9f8d2c2bae39307626f842399a9c3f47@1280x720_0xYsOx0V2C_4527244092728278374.jpg.webp)
Но цена... И даже не цена конкретного Citroen, а импортируемых кроссоверов B-класса вообще, которые дружно перешагнули 1 миллион рублей и устремились к новым высотам.
Базовая версия C3 Aircross с 82-сильным мотором стоит от 1,069 миллиона рублей, и за сравнимые деньги Skoda, например, предлагает близкую по оснащенности Octavia: модель более динамичную, крупную, понятную аудитории. А если нужен кроссовер компакт-класса, есть неутомимый Hyundai Creta, Ford EcoSport, Mitsubishi ASX, Suzuki SX4... А 1 июня начинаются продажи Toyota C-HR, правда, цены еще круче — от 1,3 млн рублей за версию с механикой и передним приводом.
![Семейный пикник? Двумя руками за | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/a8/21/df/a821df87db61f4c01f273f573295b567/656x369_1_acb94bb79f758382084da1b2ba72de10@1280x720_0xBZ6berFL_1811642811371360872.jpg.webp)
Дизельная версия Citroen C3 Aircross стоит от 1,177 миллиона рублей, а бензиновый турбомотор и «автомат» поднимут цену минимум до 1,242 миллиона. Nissan Juke за 1,208 миллиона рублей лучше оснащен, но уступает С3 Aircross в динамике и практичности. С Kia Soul субординация примерно такая же, разве что стоит он еще дешевле — за 1,096 миллиона предлагает и климат-контроль, и подогрев сидений, и легкосплавные диски, которые C3 Aircross получает за доплату.
![Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/8c/56/1d/8c561d90387f37a5604ca2d09975209f/656x438_1_0b605e37ccb7047c1c6a7c689c96255f@1280x854_0xqOShE44I_3000506975671504219.jpg.webp)
В общем, цена C3 Aircross вкупе с его концепцией отсекают клиентов, которые хотят за свой миллион с хвостиком максимум серьезности. Он подойдет, скорее, на роль второй машины в семью, возможно, женской. Nissan Juke, кстати, в годы расцвета продавался на уровне бестселлера Qashqai, так что кроссоверы с необычным дизайном бывают востребованы и в России. Правда, при курсе доллара в районе 35.
![Разгон дизельной версии до «сотни» — 11,7 секунд. Бензиновый турбо шустрее. | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/4e/0d/0e/4e0d0ef5b5669e588e7a6c4256c1347d/656x369_1_2bd68aad5b90910b22219c5437cac9f3@1280x720_0xDh8WW3Td_0414619965248899556.jpg.webp)
Ну и неизбежный в моем случае вопрос: променял бы я свой Citroen C4 на C3 Aircross, если абстрагироваться от валютных парадоксов и прочих казусов природы? Стоил бы он докризисные 600-700 тысяч — рассмотрел бы точно, потому что его компактность, практичность и визуальная смелость подходят и для будней, и для блудней. Но из предложенного набора выбрал бы дизель с механикой и назойливый цвет.
![Вот такой | Источник: Citroen](https://n1s1.hsmedia.ru/c3/79/19/c37919277db9dab914a44284cd5828b9/656x438_1_5d4d01db835c686d6b8a02a2a308209f@1280x853_0xBGHthcAS_6612057186703901291.jpg.webp)
Благодарим компанию «Ситроен Центр Челябинск» за помощь в подготовке материала
Фото: Артем Краснов