Какая из сухопутных машин обладает наилучшей проходимостью? Вероятно, это «Витязь» — очень дорогой полувоенный гусеничный вездеход. Но наш сегодняшний герой тоже претендует на этот титул, по крайней мере, среди колёсных машин. «Рыжая бестия» — один из 50 самых необычных внедорожников, которые примут участие в этапе соревнований Rainforest Challenge. Их все можно будет увидеть 14 и 15 сентября в Челябинске, а пока эксклюзивные подробности — в материале 74.ru.
— Я сразу залюбовался «Бестией» в профиль: обратите внимание, что крайние точки — это не бампера или рама, а колёса. Она может подъехать к стенке и подняться... пока не «кувыркнётся», — добавляет создатель и гонщик Вячеслав Галузин.
Такие прототипы строят в почти безлимитном режиме. Ограничением является лишь техрегламент соревнований, для которых они предназначены, но, судя по «Рыжей бестии», регламент не слишком строг — можно почти всё.
Какой именно просвет под мостами, владелец не измерял, говорит, это не самый принципиальный параметр. Мы сошлись, что полметра тут есть. Важнее нулевые свесы и большое расстояние от земли до центра базы. Тем более при штурме сильных изломов помогают гулливерские ходы подвески.
Полный привод лишён центрального дифференциала — то есть оси соединены жёстко, что исключает взаимное проскальзывание. Приводы на мосты — карданными валами.
Колёсные редукторы, с одной стороны, увеличивают дорожный просвет, с другой — крутящий момент на колёсах. Понижающей передачи у машины нет: при таком каскаде редукторов она и не нужна.
Мосты от «Волги» с мощными буксировочными петлями привлекают внимание гидроцилиндрами рулевого управления. Механической связи между рулем и колёсами нет — только гидравлическая.
Поэтому при езде по асфальту нужно привыкнуть к специфике и возможным подруливаниям. Для серийных машин такая конструкция вообще запрещена. Зато она снижает удары по пальцам при агрессивной атаке бездорожья и позволяет сделать машину полноуправляемой.
Отдельным рычагом задние колёса можно повернуть независимо от передних: в противофазе они снижают радиус разворота, при синхронном повороте позволяют ехать «крабом». Владислав говорит, что эта особенность очень выручает на бездорожье, например, при выезде задним ходом.
Основные элементы подвески — очень длинные продольные рычаги, точки крепления которых находятся практически в центре автомобиля — в гражданских машинах таких вольностей не встретишь. А ход подвески весьма важен для проходимости по сложному рельефу.
Вкупе с длиннющими стойками-амортизаторами это позволяет колёсам двигаться с метровой амплитудой. Стойки, кстати, регулируемые: они настраиваются по жёсткости и длине. Например, автомобиль можно опустить для снижения центра масс, что полезно при атаке уклонов.
Регулируется и давление в шинах, а система централизованной подкачки восстанавливает его за пару минут после проезда, скажем, болота. Правда, для профессионального штурма топей нужны всё же другие шины — эти больше для камней и косогоров.
Вячеслав демонстрирует заплатку: за счёт подкачки удалось дотянуть до цели даже после серьёзного пробоя шины.
Двигатель V8 (3UZ-FE) от Lexus мощностью под 300 л.с. (!) аккуратно спрятан в передней части машины и почти потерялся в «челюсти» этого великана: изначально кажется, что мотор у неё позади.
Шноркель позволяет ездить по воде буквально под крышу, но проблема в другом: тогда вода заливает салон.
— Нормальное явление, — комментирует Вячеслав.
— Особенно в холода, наверное, неприятно, — говорю.
— Да бог с ними, с холодами: когда с поверхности болота льется торф, грязь и лягушки — вот что неприятно, — смеётся он.
В салоне — приятный минимализм и ничего маркого. Штурманская рация позволяет второму пилоту выбираться из машины на сложных участках и корректировать движение.
— Обычно он подбадривает: «Давай, Слава, нормально проходишь». А я говорю: «Ты изнутри посмотри, в лобовом стекле — одно небо», — смеётся Вячеслав.
Коробка передач — стоит пятиступенчатый автомат от того же Lexus, что, на первый взгляд, странно для настоящего вездехода. Но Вячеслав видит одни плюсы: легче управление, больше низового момента (за счёт гидротрансформатора), а главное — плавнее дозирование тяги.
А что за тормозные диски находятся в недрах машины позади кабины? Я думал, это основные тормоза, но они (тоже дисковые) расположены в привычных местах, на ступицах колёс. Здесь же видно тормоза механической лебёдки, корпус которой — в середине. Тяговое усилие просто чудовищное: Вячеслав говорит, что хороший трос на 14 тонн рвётся играючи.
Движение лебёдки синхронизировано с вращением колёс, чтобы машина тащила себя и гребла плюс-минус одинаково. Правда, пока Вячеслав не добился идеала: сначала лебёдка тянула слишком шустро, теперь — чуть медленнее.
Из других экстренных средств — полутораметровые траки и якорь для лебёдки. Использование подобного «допинга» хоть и разрешено, но требует времени, поэтому Вячеслав говорит, что в идеале препятствия проходятся сходу.
Но возникает логичный вопрос — так ли хороша «Бестия» на самом деле? Мы могли бы уговорить владельца на тест-драйв, но есть лучший способ проверить её возможности.
14 и 15 сентября в Челябинске пройдёт этап внедорожных соревнований Rainforest Challenge, где вы сможете увидеть «Рыжую бестию» и ещё десяток подобных аппаратов в таких условиях, которые нам на тест-драйве и не создать. Заезды начнутся 15 сентября в 9:00 на выезде в сторону Кургана. Трассу готовят не первый месяц, и, кстати, обещают хорошую обзорность для зрителей.
А накануне, 14 сентября, в 17:00 увидеть участников можно будет на площади Революции. Ожидается не менее 50 экипажей. Помимо статичной экспозиции, будут и показательные заезды.
«Рыжую бестию» можно считать результатом внедорожной эволюции, где тоже выживает сильнейший. А слабейшего спасают «Уралы». 15 сентября узнаем, кто есть кто.
Одним из самых невероятных внедорожников является «Витязь» ДТ-30п, который умеет плавать. Гражданские вездеходы нередко строят на базе военных машин, например, гусеничных БТР. Но если эти монстры дороги и громоздки, то можно посмотреть в сторону лёгких багги.
Если вы знакомы с крутыми механиками или просто владельцами необычных авто, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7-93-23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74. У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона.