Это неоднозначное ДТП случилось в Челябинске на улице Салавата Юлаева: Suzuki Solio влетела в другую Suzuki Grand Vitara. Потеряла управление и ехавшая позади Toyota Camry, на которой стоял видеорегистратор. Владелицы обеих Suzuki уверены, что вина на второй стороне. Кто прав в «сузучьих разборках», выяснял сайт 74.ru.
Качество видео невысокое, момент аварии различим плохо. По словам владелицы Suzuki Solio Алевтины, она ехала в левом ряду, опередила Camry и перестроилась в правый ряд, потому что в левом ждала поворота налево Grand Vitara. Но в последний момент «Витара» резко поехала, причем перестраиваясь в правый ряд аккурат под машину Алевтины.
В объяснении, которое дала после аварии владелица Grand Vitara Юлия, она сначала указала, что просто ждала возможности повернуть из левой полосы в разрыв двойной сплошной линии, когда почувствовала удар сзади. В дополнительном объяснении она подтвердила, что перед ударом поехала и перестроилась направо, но подчеркнула, что предварительно включила сигнал поворота, помех никому не создавала и по своей полосе проехала не менее 20 метров, после чего и произошёл наезд сзади.
Что интересно, версии обеих владелиц Suzuki противоречат подписанной ими схеме ДТП, на которой место аварии указано на расстоянии 4,7 метра от края проезжей части, то есть фактически во второй полосе.
ГИБДД всю вину возложила на владелицу Suzuki Solio, которая наехала на «оппонентку» сзади, вменив ей нарушение пункта 9.10 ПДД — несоблюдение дистанции до автомобиля впереди. В ответ на жалобу Алевтины руководство ГИБДД Челябинска оставило решение в силе, указав, что перед ударом её Suzuki Solio ехала между рядами, то есть несоблюдение дистанции имело место вне зависимости от того, перестраивалась ли Grand Vitara. Суд Калининского района города Челябинска поддержал это решение.
Сам по себе прецедент интересен тем, что иллюстрирует типичную ситуацию, когда при перестроении автомобиля его поджимает ехавшая сзади быстрая машина. С одной стороны, у первого водителя есть обязанность пропустить того, кто двигался по своему ряду, с другой — это не означает, что вклинившуюся машину можно таранить на любом расстоянии от места перестроения. В какой-то момент маневр заканчивается, а у водителя сзади появляется обязанность выдерживать дистанцию. Даже если субъективно ему не нравится появление «тормоза» в полосе.
Мнения экспертов насчет ДТП разошлись. Автоюрист Лев Воропаев считает, что вина в большей степени лежит на владелице Suzuki Grand Vitara, которая совершала перестроение и фактически не оставила автомобилю позади места для торможения или объезда. Факт перестроения косвенно подтверждается характером повреждений Grand Vitara, которая получила удар в правую заднюю часть. Если бы «Витара» в течение 20 метров ехала по прямой, как заявляла владелица, удар пришёл бы ближе к центру задней части. На видео заметно, что перед столкновением Solio ехала плюс-минус в середине правой полосы.
Также эксперт отмечает противоречие между схемой ДТП и видео.
— Схема, которую подписала Алевтина без замечаний, показывает, что произошёл наезд сзади в левой полосе, — поясняет Лев Воропаев. — Запись же с регистратора нечёткая, поэтому, думаю, суд отдал приоритет схеме, которая заверена сторонами и сотрудниками ГИБДД.
Кстати, это ещё раз подчеркивает важность правильного составления схемы. В данном случае место аварии было указано примерно со слов участников, тогда как из видео понятно, что наезд произошёл в правой полосе, что меняет картину происшествия.
Юрист группы «Форлекс» Николай Попов, посмотрев видео, напротив пришёл к выводу о вине Алевтины, владелицы Suzuki Solio.
— На третьей секунде видео отчетливо видно, что красная Suzuki не уступает дорогу пешеходам. Значит, водитель уже нарушила правила, двигаясь со скоростью выше той, которая была безопасной для данных условий, с учетом в том числе погоды. Водитель не приняла мер к торможению, когда дорожная ситуация изменилась.
Эксперт отмечает, что судить о поведении Suzuki Grand Vitara по видео сложно и не исключено, что её водитель также не убедилась в безопасности маневра. Тем не менее большая доля вины, по мнению Николая Попова, — на «задней» Suzuki, которая не снизила скорость и не предприняла мер к своевременному торможению: фактически это нарушение пункта 10.1 ПДД.
— Лежит снег, покрытие сложное, общая скорость потока ниже обычной, а значит, водитель Grand Vitara могла перестраиваться, ориентируясь на актуальную ситуацию, тогда как красная Suzuki двигалась явно быстрее, не учитывая обстоятельств.
Кто, по-вашему, больше виноват в этом ДТП?
Вообще, многие аварии, если не большинство, провоцируются обеими сторонами конфликта. По мнению нашей редакции, возможность избежать это ДТП была у каждой из владелиц Suzuki. Будьте уступчивей: тяжбы по таким инцидентам длятся в миллионы раз дольше, чем выигрыш от быстрой езды.
ГИБДД тем временем осваивает новую практику лишения прав за обгон. Вот что делать, если вы попали в яму на дороге. Нередко водителей обвиняют в ДТП, которое они не совершали.
Если у вас есть интересная автомобильная история, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона.