Челябинец Михаил прислал в редакцию странное видео, снятое им во время поездки в соседнюю Курганскую область. На прямой дороге легковушки пытаются обогнать вереницу грузовиков, но в последний момент один из них «захлопывает калитку», не давая вернуться в свою полосу. Но чем больше мы углублялись в разбор этого инцидента, тем менее очевидным он становился. Кто, по-вашему, больше виноват?
Изначально ситуация не выглядела опасной: участок дороги прямой, с хорошей видимостью и разрешенным обгоном. Грузовики идут со скоростью примерно 55–65 км/час на дистанции друг от друга.
Но когда белая Nissan Almera выходит на обгон грузовика «ГАЗон Next» с чувашскими номерами, тот неожиданно ускоряется. Встречному Mitsubishi Lancer приходится уворачиваться на обочину. Затем на обгон идёт сам Михаил, но результат тот же: завершить обгон не получается из-за накатившего грузовика. Встречные машины жмутся к обочине, а Михаил вынужден тормозить и возвращаться в полосу уже позади грузовика.
Такие действия прямо запрещает пункт 11.3 ПДД, цитируем: водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости или иными действиями.
— Водитель грузовика однозначно неправ, — считает юрист группы «Форлекс» Николай Попов. — Обратите внимание: на 17-й секунде скорость составляет 72 км/ч и автор видео легко обгоняет грузовик. А на 21-й секунде скорость составляет уже 90 км/час, но грузовик уже мешает перестроиться. Это означает, что он увеличивал скорость, а это нарушение пункта 11.3 ПДД РФ.
Как минимум водитель большегруза мог пустить автомобили, когда ситуация грозила уже лобовым столкновением, даже если они, по его мнению, лезли чересчур нахально.
Но нет ли и доли вины автора видео? Например, один из абзацев пункта 11.2 ПДД запрещает обгон, если по его завершении водитель не сможет вернуться в свою полосу, не создавая помех обгоняемому.
Легковые водители считают приемлемым обгон, если просвет между фурами более-менее сопоставим с длиной их автомобиля. Достаточно ли этого?
— На мой взгляд, в этой ситуации однозначно нарушение автора видео, — считает автоэксперт Юрий Панченко. — При обгоне не должно создаваться помех автомобилю, который мы обгоняем. В том числе это подразумевает, что дистанция до него должна оставаться безопасной после того, как мы вернемся в полосу перед ним.
Проще говоря, правила запрещают обгон, после завершения которого вы окажетесь впритык между машинами, тем более если вынудите их тормозить или смещаться.
— Заявления автора, что грузовик разгонялся — это лукавство, — считает Юрий Панченко. — Он как ехал, так и ехал. Если вы присмотритесь, большегруз раскачивало из стороны в сторону на кочках, это значит, он шёл груженый. Такой автомобиль не может ускоряться с динамикой легковушки, и безопасная дистанция для него больше. Да, он сам не выдерживал дистанцию до грузовика впереди, что также является отдельным нарушением. Но к инциденту с легковушкой это обстоятельство не относится.
Мы обратились также к опытному дальнобойщику Эдуарду Белкину, который уже разбирал на нашем сайте проблему взаимоотношений легковушек и большегрузов.
— Конечно, если водитель грузовика намеренно зажимал легковушку и выдавливал на встречную полосу — это идиотизм, — говорит он.
Но всё-таки, чем можно объяснить подобную грубость?
— Водители легковых автомобилей не отдают отчёта, что у тебя за спиной, грубо, 40 тонн, и фура не может тормозить так же здорово, как они, — продолжает Эдуард. — Скажем, едут два автопоезда с комфортной для них дистанцией. Сзади подъезжает группа машин, которые едут вместе на юг. Первый из группы обгоняет заднюю фуру и начинает оттормаживать, чтобы остальные вклинились между двумя грузовиками. Конечно, это раздражает.
Отдельной проблемой являются горные участки, характерные для трассы М-5 например.
— В горах тяжелая машина идёт в подъём на пределе возможностей, а кто-то влезает перед ней, подрезает, вынуждает практически останавливаться — кому это понравится? — добавляет Эдуард. — Набрать ход на тяжёлой машине очень сложно. Когда водители большегрузов сталкиваются с подобным хамством изо дня в день, наверное, у кого-то раздражение выплескивается. Конечно, если кто-то вытесняет другую машину на встречную полосу — оправдания нет. Но при обгоне фуры всё же нужно отдавать отчет, что она требует большей дистанции для остановки.
Кто, по-вашему, спровоцировал опасную ситуацию?
Недавно мы разбирали не менее спорную ситуацию: челябинцу вменили нарушение правил обгона в разрешенном месте. Всё дело в размытой формулировке одного из пунктов правил.
Получив выплату по ОСАГО, не спешите радоваться: её могут отобрать через три года с процентами.
Ещё один риск: стать виновником ДТП, которого даже не помнишь.
Если у вас есть интересная автомобильная история, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93-23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74. У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона.