Полиция отказала в возбуждении уголовного дела о мошенничестве после коллективного обращения 15 клиентов автосалона «Металл Моторс». Правозащитники советуют людям не сдаваться и предлагают нестандартные варианты решения проблемы. Какие — разбираемся в нашем материале.
С переплатой 600+ тысяч
После первой статьи о челябинском автосалоне «Металл Моторс» к нам обратились сразу несколько его клиентов, истории которых будто скопированы с той, что произошла с героиней первого материала Натальей Колоколовой.
А вот свежая история: Виктория и её муж, с их слов слов, в сентябре этого года клюнули на объявление о продаже нового Hyundai Creta по цене от 699 тысяч рублей. В наличии у них было 400 тысяч — остальное решили взять в кредит.
Но уехали они на совсем другой машине: KIA Rio X-Line Luxe 1.6 AT, причём изрядно переплатив. У официального дилера такая модель стоит 915 тысяч рублей, Виктории же она досталась за 1,16 миллиона, то есть на 245 тысяч дороже. Но и это не всё: оформив автокредит с ежемесячной выплатой 14 тысяч рублей, через семь лет она выплатит в сумме более 1,5 миллиона. Общая переплата относительно дилерской цены составит 661 тысячу.
— В автосалоне нам сказали, что пока мы не внесём 400 тысяч рублей предоплаты, банк не одобрит нам кредит, что звучало, конечно, подозрительно, — утверждает Виктория. — Но мы всё же решились. А потом нам дали бумагу, что, если мы передумаем покупать автомобиль в данном «автосалоне», деньги нам не вернут. Затем подошёл менеджер и сказал, что сумму решили повысить. Я тогда поняла, что нужно оттуда бежать, но мы уже предвкушали покупку нового автомобиля, поэтому остались. А потом выяснилось, что на «Крету» нам денег не хватает (как, почему?), и нужно покупать KIA Rio X-Line, на которую мы согласились после двух часов томления.
Со слов Виктории, высокую цену в автосалоне объяснили установкой дополнительного оборудования, без которого якобы банк не одобрял автокредит. В приложении к договору действительно был список допов и работ, например, доплата за цвет (6 тысяч), сигнализация (18 тысяч), антигравийная и антикоррозийная обработка (23,5 тысячи) и так далее.
История очень типична: мы уже подробно описывали типичные жалобы на работу подобных автосалонов.
Полиция не увидела признаков мошенничества
Коллективное заявление Натальи Колоколовой и её товарищей по несчастью было направлено в отдел полиции Северо-Западный управления МВД по Челябинску. После проверки в возбуждении уголовного дела по статье 159 УК «Мошенничество» отказали.
Сотрудники «Металл Моторс» пояснили полиции, что «все документы предоставляются клиентам, они их самостоятельно читают и подписывают». Руководитель отдела продаж автосалона Антон В. рассказал, что перед подписанием договора купли-продажи до покупателей доносят всю информацию о стоимости автомобиля, технических характеристиках, условиях кредитования. После этого человек либо соглашается с этими условиями, либо нет.
Сотрудник автосалона подтвердил, что после получения кредитных документов из банка условия могут разниться с первоначальными, но клиент вправе на них не соглашаться, а сумму первого взноса вернуть по заявлению в течение 10 дней.
В этом и ключ к работе подобных компаний: они ждут добровольного подписания документов. Для этого используется ряд стандартных уловок, например, долгое ожидание в автосалоне, намёки на потерю первого взноса, изменение договора в процессе покупки, апеллирование к «объективным обстоятельствам», среди которых — отсутствие обещанной машины на складе, авария с автовозом, изменение цены за счёт допоборудования и так далее.
Все 15 обратившихся в полицию клиентов подписывали документы самостоятельно, поэтому полиция не усмотрела в действиях сотрудников автосалонов признаков преступления. Самих автовладельцев, кстати, также проверили на возможность обвинить в ложном доносе.
— В случае несогласия с результатами проверки автовладельцы могут обратиться с заявлением в прокуратуру, — сообщили в пресс-службе управления МВД по Челябинску.
Автоюрист Лев Воропаев считает, что в ситуации не всё однозначно, и советует привлекать вышестоящие инстанции.
— Самый очевидный путь — обратиться в прокуратуру, — объясняет он. — Также можно обратиться в суд, чтобы обжаловать постановление полиции об отказе в возбуждении дела. Если прокуратура или суд постановят, что признаки мошенничества были, полиция уже обязана будет возбудить дело. Параллельно желательно написать заявление в Роспотребнадзор с жалобой на нарушение прав потребителей, в частности, на своевременность получения потребителем информации о цене автомобиля, стоимости кредита и порядке его погашения. Насколько я помню, большинство покупателей указывали, что их ввела в заблуждение недостоверная реклама, распространяемая указанной организацией. Поэтому стоит обратиться с заявлением в Федеральную антимонопольную службу.
Но достаточно ли у клиентов доказательной базы, ведь документы они в самом деле подписывали добровольно?
— Об условиях сделки их не проинформировали надлежащим образом: по их собственным сведениям, это было сделано в изматывающей манере, которая выглядит недобросовестной, — рассуждает юрист. — И в данном случае они являются косвенными свидетелями друг для друга, поскольку обстоятельства их дел схожи. Им нужно давить именно на то, что это коллективная жалоба и во всех случаях были признаки недобросовестности одной из сторон сделки.
Эксперт считает, что при должных усилиях суд той или иной инстанции всё же примет сторону пострадавших: о позитивном опыте мы расскажем чуть ниже.
Не только Челябинск
Жалобы на подобные автосалоны можно найти в каждом крупном городе России. Например, челябинец Владимир Малышев за машиной поехал в Екатеринбург: его привлекла Lada Granta за 390 тысяч рублей в автосалоне «Уралавтоторг». По его словам, там его заставили ждать почти десять часов, а после уговорили взять Datsun on-Do — по сути дела, ту же самую Lada Granta. Только цена составила 750 тысяч рублей, а с учётом переплаты по кредиту — 1,3 миллиона.
— Автомобиль был в минимальной комплектации, а его ПТС оказался выдан в 2015 году, — рассказывает Владимир. — Первоначальный платёж по кредиту составлял 18 тысяч рублей в месяц, но удалось договориться с банком на 15 тысяч. В автосалоне мне прямым текстом ответили: обращайтесь в суд. А в последнее время вообще перестали брать трубку.
Кстати, фирмы, которые применяют «серые» схемы, предпочитают иногородних клиентов, которые проделали большой путь и хотят приобрести машину в тот же день — ими легче манипулировать.
Как добиться правды
Положительные примеры борьбы с недобросовестными дилерами есть: после массовых скандалов и коллективных обращений в полицию и к губернатору Свердловской области часть «обманутых вкладчиков» вернула деньги, заплаченные екатеринбургскому автосалону Carvana. Об этом нам рассказал координатор общественной организации «Движение» Дмитрий Золотов.
— Подобные компании ещё в 90-х появились сначала в Москве и Питере, где сейчас наработана богатая практика по их закрытию с привлечением полиции, — объясняет общественник. — Был момент, когда в Санкт-Петербурге вычистили все подобные салоны, а уголовные дела возбудили против сотрудников и собственников, которые чаще всего являются выходцами из южных республик.
В марте этого года в Северной столице арестовали 19 управляющих, менеджеров и кредитных специалистов из четырёх автосалонов, которые продавали клиентам автомобили по завышенным ценам. По статье о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК) организаторам «бизнеса» грозит до 10 лет лишение свободы. Летом такая же «зачистка» прошла в Москве. Ущерб от действий автопродавцов оценили в 50 миллионов рублей.
— У полиции достаточно рычагов, чтобы пресечь деятельность недобросовестных автосалонов, — указывает Дмитрий Золотов. — Делается это несложно: сотрудник полиции под видом клиента приходит в автосалон и собирает всю доказательную базу для обвинения, после чего возбуждается уголовное дело.
Эксперт отмечает, что сложнее поймать владельцев бизнеса, потому что они нередко имеют статус инвесторов, которые вкладывают деньги и не отвечают за детали бизнеса.
— Но наёмных сотрудников к уголовной ответственности привлекают без особых проблем, — уточняет координатор «Движения». — Они оказываются крайними: за свои 30–50 тысяч рублей зарплаты они несут колоссальную ответственность, прикрывая фактически основных выгодополучателей.
Как вернуть деньги
Если возбудить уголовное дело реально, то вернуть потраченные деньги непросто. Договоры подписываются добровольно, а юрлица, стоящие за названиями автосалонов, постоянно меняются и перманентно находятся в стадии ликвидации.
Ещё один клиент «Металл Моторса» — Евгений Налётов, по его словам, купил Nissan Almera за без малого миллион рублей и обратился к юристам.
— Они сказали, что договоры сделаны без нарушения норм права, но фактически на кабальных условиях, — делится опытом Евгений. — Признать такую сделку недействительной можно, но на практике тяжело. Наиболее эффективный путь — добиться возбуждения уголовного дела по статье «Мошенничество», признать сделку притворной, а в качестве ответчика указать не очередное общество с ограниченной ответственностью, а сам «Металл Моторс».
Евгений обратился в отдел полиции Калининского района, но в возбуждении уголовного дела ему отказали. Прокуратура отменила это решение и вернула материалы на дополнительную проверку, которая, впрочем, закончилась так же — отказом в возбуждении дела.
— Самое интересное, что когда мы внимательно изучили дома ПТС, обнаружили в нём признаки подделки, — говорит Евгений. — И мы указали это обстоятельство в заявлении. На наш взгляд, подделка документа уже является основанием для самой пристальной проверки продавца.
Лайфхак от бывалых
Организация Дмитрия Золотова занимается подобным конфликтами не первый год, и эксперт подчёркивает, что вернуть деньги через суды даже после возбуждения уголовного проблематично. Он советует другой способ:
— Если ваша цель — расторгнуть сделку и вернуть деньги, то есть метод, который в нашей практике работал стопроцентно. Обманутый автовладелец с группой поддержки приходит в автосалон и каждому новому клиенту спокойно объясняет методы их работы. Естественно, это отпугивает людей, и за день-два таких простоев автосалон рискует потерять крупную сумму. Со скандальными клиентами они предпочитают решить вопрос полюбовно, вернув деньги.
Правда, прибегать к подобному нужно с умом, не переходя границ законности: не клеветать, не хамить, не провоцировать рукоприкладство.
— Но такие методы подходят для «индивидуального пользования», тогда как в глобальном смысле нужно придавать дело огласке и мотивировать полицию провести работу, — считает Дмитрий Золотов. — После возбуждения уголовных дел и закрытия автосалона новый откроется не сразу, в том числе потому, что для его раскрутки требуются большие вложения в рекламу.
Как и в прошлый раз, попытки дозвониться до автосалона «Металл Моторс», чтобы получить комментарий, успеха не принесли. 74.ru занимает объективную и нейтральную позицию в этой истории и не делает каких-либо выводов. Мы готовы отразить в статье точку зрения сотрудников компании при первом же обращении на сайт любым способом, указанным внизу статьи.
Десять признаков подозрительного автосалона
Рекламируемая цена на 10–30% ниже, чем у официального дилера.
Отсутствие адреса компании на сайте дистрибьютора марки.
Мультибрендовый салон, где бок о бок стоят популярные модели разных марок.
Невозможность посмотреть выбранный автомобиль по прибытии в автосалон.
Сокрытие VIN выставленных машин.
Попытки склонить вас к подписанию «предварительных договоров».
Необоснованное затягивание оформления.
Принуждение к покупке более дорогой или оснащённой машины.
Принуждение к покупке в кредит.
Угроза потерять деньги в случае отказа от сделки.
Как проверить автосалон, не выходя из дома
Поможет интернет. Только не особенно верьте отзывам на специализированных сайтах: чаще всего они покупаются или их пишут подставные люди. Наберите в поисковике название автосалона, ваш город и фразу «мошенники», и если по запросу выйдет несколько ссылок с историями, вроде изложенных выше, отнеситесь к фирме с большим подозрением.
Если после внесения первоначального взноса или сдачи автомобиля в трейд-ин вас вынуждают подписать договор на невыгодных условиях или слишком долго держат в автосалоне, обращайтесь в полицию. В ряде случаев такой способ позволял вернуть сумму первоначального взноса в тот же день.
Мы уже подробно описывали технологию развода покупателей. Осенью на 74.ru стали массово обращаться клиенты салона «Металл Моторс». А вообще жалобы такого рода мы получаем регулярно: вот аналогичный случай 2013 года.
Если вы купили автомобиль в подобном автосалоне, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».