Компания Ford готовится повторить судьбу концерна General Motors и свернуть производства в России: по данным издания «Авторевю», судьба трёх российских заводов Ford уже практически решена. Разбираемся, почему столь крупный игрок решил покинуть Россию и чем это обернётся для автомобилистов.
Вопрос о закрытии российских заводов стал лишь одним из пунктов более глобальной дискуссии о судьбе подразделений Ford в Европе, которые убыточны уже не первый год. Обсуждаемая стратегия предполагает сокращение производств в Европе, а также увольнение 20–30% сотрудников в Германии, Британии, Испании, Франции и, не исключено, России.
В нашей стране у Ford три производственные площадки на паях с Sollers: во Всеволожске выпускают легковые Focus и Mondeo, в Набережных Челнах делают Fiesta и кроссовер EcoSport, а неподалёку — в Елабуге — собирают Kuga, Explorer и коммерческие Transit. Здесь же находится моторный завод.
Поводы для тревоги есть, например, расчётная мощность всех производств Ford в России составляет 360 тысяч автомобилей в год, но в 2018 году спрос на Ford едва превысил 50 тысяч единиц — седьмая часть потенциала. Для сравнения: в 2008-м Ford продавал в России более 180 тысяч машин, и, казалось, это далеко не предел.
Весь декабрь и начало января 2019 года заводы во Всеволожске и Елабуге простаивали. Это не первая остановка производства в минувшем году: летом компания на три недели продлила отпуск сотрудников всеволожского завода, а затем перевела часть из них на четырёхдневную неделю. Вынужденные простои сказываются на доходах рабочих, недовольство которых выливается в забастовки.
Сложное положение компании выдаёт и сумбурность маркетинговой политики. Например, весной прошлого года цена седана Ford Focus в комплектации SYNC Edition впервые превзошла планку в миллион рублей. Летом компания изменила линейку комплектаций, добавив удешевлённую на 100 тысяч версию Trend, но за последующие три месяца она подорожала трижды. А главное, реального удешевление не произошло: сравнимая с SYNC Edition версия Special Edition по-прежнему стоила более миллиона.
В декабре прошлого года Ford EcoSport внезапно подорожал на 50 тысяч рублей, что составило 4–5% от его цены. В начале 2019 года Ford снова поднял стоимость всех моделей, кроме Fiesta — последняя подешевела на 18 тысяч рублей.
Цены повышают почти все производители, но такое «поисковое» ценообразование с многократным поднятием цены и откатами назад свидетельствует о трудностях Ford с поиском золотой середины.
В самой компании Ford перспективу закрытия заводов комментируют уклончиво. Так, специалист по связям с общественностью заводов Ford Sollers в Татарстане Индира Салимгараева сообщила, что решение будет принято не ранее весны и пока заводы работают в штатном режиме.
Источник нашего сайта в дилерской среде рассказал, что директорам представительств Ford в России разослано «успокоительное» письмо, в котором информацию о скорой остановке производств Ford в России назвали журналистским вымыслом и призвали работать по намеченным планам. Впрочем, это не противоречит сведениям о том, что окончательное решение ещё не принято.
С заводами Ford в России связана целая веха развития российского автопрома, ведь именно американская компания первой создала в стране полноценное производство популярной и актуальной на тот момент модели — Ford Focus. Она стала бестселлером благодаря конкурентоспособным ценам, широчайшему набору комплектаций, яркому дизайну, а также удачной конструкции. Свежая модель с независимой задней подвеской и большим набором двигателей выделялась на фоне близких по стоимости конкурентов.
Успех Ford в нулевых годах заразил энтузиазмом других производителей: с тех пор открытие сборочных заводов в стране приобрело массовый характер.
— Но ещё перед кризисом 2008 года у Ford начались проблемы с позиционированием, — рассуждает президент Ассоциации челябинских автомобильных дилеров Александр Рулевский. — Если до этого он был драйвером рынка, а второе поколение Focus стало стопроцентным бестселлером, то затем Ford из ведущей марки превратился в обычную, например, с точки зрения ценообразования. По одной из версий, которая часто фигурировала в СМИ, в период рыночных успехов компания изрядно демпинговала, что позволяло держать привлекательные цены. Но как только они стали продавать свои машины за «реальные» деньги, спрос начал снижаться.
После успешных семи лет — с 2002 по 2008 годы — Ford уже не смог восстановить лидерских позиций. Выход в 2011-м третьего поколения Focus не принёс оживления: преимуществ низкой цены уже не было, но ряд недостатков, вроде тесноватого салона и багажника, на фоне подросших одноклассников чувствовался острее.
Ford «проспал» увлечение россиян так называемыми бюджетными иномарками В-класса, которое началось с простеньких моделей, вроде Renault Logan и FIAT Albea, и окрепло после выхода в 2010 году Volkswagen Polo Sedan, а позже — Hyundai Solaris и KIA Rio. Российская сборка Ford Fiesta началась в России только в 2015 году, и бестселлером модель не стала.
Не сложилось у Ford и c кроссоверами: Kuga пользуется в России умеренным спросом, а компактный паркетник Ford Ecosport не смог бросить вызов лидерам сегмента, в котором сейчас доминируют Hyundai Creta и более утилитарный Renault Duster.
— Если Ford решит закрыть заводы в России, я и удивлюсь, и не удивлюсь, — рассуждает Александр Рулевский. — С одной стороны, всё к этому идёт, и Ford из лидера рынка постепенно превратился в середняка. С другой, я вспоминаю 1999 год, когда на дилерской конференции было объявлено о планах по строительству завода в России и выпуске Ford тиражами в десятки тысяч машин в год. Тогда это казалось фантазией, но у сотрудников Ford был энтузиазм и вера в рынок, они рискнули и сделали, казалось, невозможное. После этого, конечно, тяжело обсуждать возможность сокращения производств Ford в России.
В отличие от ряда брендов Ford продаёт в России машины локальной сборки, поэтому закрытие заводов, если это произойдёт, будет означать резкое сокращение ассортимента моделей. Нечто подобное мы видели в исполнении концерна General Motors, который в 2015 году законсервировал завод в Ленинградской области и оставил в России лишь считаные модели Chevrolet: сейчас у нас продаются Niva, Corvette, Tahoe и Traverse.
— Если уход Ford состоится, основная мотивация будет, скорее, экономическая, — добавляет Александр Рулевский. — Но я не удивлюсь, если Ford придаст этому шагу политическую окраску, привязав к очередному пакету антироссийских санкций, которыми нас постоянно пугают, как бы демонстрируя лояльность курсу американских властей. Как бывший владелец Ford Focus я очень надеюсь, что худшие опасения не подтвердятся и марка останется в России.
Насколько болезненным будет возможное закрытие заводов для России? С точки зрения рыночной статистики Ford находится на грани, которая отделяет десятку лидеров рынка от прочих марок. Моделей с уникальным набором качеств Ford сегодня не предлагает, и ниши, которые занимают Focus, Mondeo, EcoSport и Kuga, без труда заполнят другие бренды.
Но снижение уровня конкуренции невыгодно потребителям: оставшиеся игроки смогут решительнее поднимать цены, которые и без того обновляют рекорды. А главное, закрытие крупных производств бьёт по экономике регионов и страны в целом.
Что касается владельцев Ford, больших причин для паники пока нет: даже если решение о закрытии одного или нескольких заводов примут, дилеры ещё несколько лет продолжат обслуживать и ремонтировать автомобили, в том числе по гарантии — такова мировая практика.
Закрытие заводов косвенно свидетельствует о серьёзных проблемах автомобильного рынка России, несмотря на соблюдение внешних приличий. 2018 год стал для него относительно успешным: продажи автомобилей возросли на 13%. Но причина этого не в росте благосостояния россиян, а в негативных ожиданиях: многие спешили обновить машину «по старым прайсам».
В начале года цены на автомобили выросли из-за повышения ставки НДС.
Несмотря на заморозку стоимости топлива, в январе на большинстве АЗС оно прибавило 60–70 копеек за литр.
На фоне растущих цен многие марки готовятся привезти в Россию новые модели-бестселлеры.
Покупая автомобиль, с подозрением относитесь к автосалонам, предлагающим слишком низкие цены.
Если вы стали очевидцем какого-либо события, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.
Следите за самыми важными и интересными новостями Челябинска в соцсетях. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».