Недавно МВД предложило оставить автомобилистов в покое и не менять Правила дорожного движения, но этот мораторий не касался других нормативов, поэтому законотворческие фантазии сыплются как из рога изобилия. Мы изучили наиболее актуальные проекты, многие из которых начнут действовать уже в этом году. И не все из них «антинародны».
Техосмотр: жёсткий вариант или полная отмена
Нешуточные страсти кипят вокруг процедуры техосмотра, которая с конца 2011 года работает в России лишь формально — диагностические карты выдаются без осмотра либо просто покупаются.
Один пул чиновников лоббирует радикальное ужесточение наказания: законопроект обсуждается с прошлой осени, и предлагаемые штрафы снова увеличены. Например, Минэконом намерен поднять с 5–10 тысяч до 30–50 тысяч рублей штрафы для должностных лиц, которые выдают диагностическую карту без фактического осмотра, а также для технических экспертов. За незаконную аккредитацию оператора штраф предлагается увеличить со 100 тысяч до 300 тысяч рублей. В силе остаются и суровые санкции для водителей: штраф 2000 рублей с возможностью ежедневной фотовидеофиксации автомобиля, который ездит без действующего техосмотра.
Но есть и оппозиция: масла в огонь подлил внесённый в Госдуму законопроект о полной отмене техосмотра — его подготовила «Справедливая Россия». В пояснительной записке авторы отмечают, что процедура является финансовым обременением для водителей и в силу многочисленных изъянов не влияет на снижение аварийности. Также они указывают на коррупционную составляющую системы техосмотра.
Не исключено, что проект носит популистский характер, тем более обсуждения ужесточённого варианта продвинулись достаточно далеко: к марту будет готова версия для второго чтения в Госдуме.
Нужна ли России полноценная система техосмотра?
Измельчавшие знаки
Эксперимент по использованию уменьшенных дорожных знаков признали успешным. Водители Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Калининграда и Владимира, где с 2017 года устанавливали более компактные знаки, по данным ГИБДД, не испытывали дискомфорта. С этого года мини-знаки планируется использовать в других регионах России и внести новые типоразмеры в ГОСТы.
До сих пор дорожные знаки должны были иметь размер от 600 до 1200 мм. В эксперименте использовали знаки размером 400–500 мм, а в некоторых случаях — 350 мм. Размер знака в России зависит от типа дороги, на которой он устанавливается, поэтому компактные знаки предназначены не для федеральных трасс, а для небольших улиц с плотной застройкой. Основная мотивация к их использованию — экономия денег и уменьшение визуального мусора.
Кроме того, в эксперименте использовали так называемые совмещённые знаки: в основном это касается знака 6.4 «Парковка», который получил множество вариаций с нанесённой прямо на него схемой постановки на стоянку или информацией о месте для инвалида. Это позволяет обходиться без дополнительной таблички.
Предварительный национальный стандарт, опубликованный более года назад, подразумевал ещё ряд инноваций, например видоизменённые знаки движения по полосам.
ОСАГО прижмут к тарифному потолку
Минфин выступил с инициативой увеличить лимит выплат по ОСАГО до двух миллионов рублей в случае ущерба здоровью — сейчас ограничение составляет 500 тысяч. По замыслу ведомства, это не приведёт к повышению тарифов, поскольку большая часть выплат делается «по железу», а там лимит неизменен — 400 тысяч. Но в Российском союзе автостраховщиков уверены, что компаниям придётся нарастить тариф до максимально возможного: с начала января предельную планку увеличили на 20%, но пока большинство страховых не использовало возможность поднять тарифы до верхнего предела.
Проверку «автогражданки» камерами отсрочили
Идея штрафовать автовладельцев без полиса ОСАГО по данным с камер фотовидеофиксации обсуждается с 2015 года и в феврале 2019-го должна была заработать — сначала в Москве, потом в регионах. Но помешали технические причины.
Проверка каждого номера проезжающих машин по базе данных увеличивает нагрузку на серверы Российского союза автостраховщиков. Например, в одной только Москве число суточных запросов превышает 50 миллионов. Поэтому решено создать промежуточную базу данных, «сотканную» из страховой базы АИС РСА и «номерной» базы ГИБДД. Но выяснилось, что данные страховщиков не безупречны: встречаются повторы, несовпадения VIN и госномера, использование кириллицы вместо латиницы и другие проблемы.
Но власти не отказываются от идеи, и ожидается, что новая система заработает с весны. По такому же принципу планируется штрафовать водителей без действующего техосмотра.
За побег с места ДТП — уголовная статья
Продолжается обсуждение поправок к статье 264 УК РФ, которая наказывает за аварии с пострадавшими и погибшими. Предлагается в этом случае приравнять оставление места аварии к пьяной езде, чтобы исключить сокрытие пьяных водителей — так они пытаются уменьшить себе наказание. Например, за аварию с одним погибшим нетрезвое состояние виновника увеличивает максимальный срок заключения с пяти до семи лет. Побег с места аварии пока является административным нарушением и на ход уголовного дела напрямую не влияет.
Есть и более радикальные предложения: например, в ходе обсуждения инициативы первый заместитель председателя комитета Госдумы по контролю и регламенту Олег Нилов в очередной раз поднял вопрос о возможности конфисковать автомобили у виновников тяжёлых ДТП, в том числе для их продажи и последующей компенсации пострадавшим.
Номер привяжут к региону
Код региона снова будут присваивать по месту регистрации собственника, а в случае покупки иногородней машины его замена станет обязательной — таковы новые правила регистрации, вступающие в силу с августа этого года. То есть жители Челябинской области при постановке на учёт будут получать номера с кодом 174. Подобная схема действовала до 2013 года, но была либерализована. Судя по комментариям ГИБДД, возврат к региональным номерам необходим для более точного сбора статистики. Сейчас, покупая машину, например, в Тюмени, можно оставлять номера с кодом региона 72.
А вот какие изменения в законах нас ждут уже в феврале.
На челябинских перекрёстках тем временем запрещают левый поворот.
Большие дискуссии вызвала новая практика челябинских эвакуаторов: тащить машины из-под знака «Место стоянки легковых такси».
Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».