Руководство федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Челябинской области» раскритиковали за покупку машины бизнес-класса за 2,4 миллиона рублей. В ведомстве объяснили, что распоряжаются внебюджетными деньгами и такой автомобиль необходим для перевозки дорогого оборудования и поездок сотрудников в отдалённые филиалы организации.
В требованиях к автомобилю в документации на сайте госзакупок прописано следующее: цвет кузова — «белый перламутр», год выпуска — не ранее 2019 года, обязательно бизнес-класс. Указаны и другие детали: в машине должны быть белые кожаные сиденья, хромированные ручки дверей, система оповещения о смене полосы движения, солнцезащитная шторка заднего стекла с электроприводом, трёхзонный климат-контроль, четыре USB-разъёма для зарядки мобильных устройств, электрообогрев лобового стекла, ионизатор воздуха и многое другое.
По итогам аукциона победил единственный участник — ООО «Ремаг-2», зарегистрированное в Магнитогорске.
— Как вам? В это же время сотням сирот не могут выделить положенные по закону квартиры из-за отсутствия денег. И тут же рядом закупка школой целого автобуса за 1,9 миллиона рублей. «Нормальное» соотношение — автомобиль для чиновников стоит значительно дороже, чем школьный автобус, — возмутился закупкой помощник депутата Госдумы Кирилл Усманов.
В центре подчёркивают — нарушений в их действиях нет. Автомобиль купят на внебюджетные деньги, то есть на собственные доходы. И в целом, несмотря на слова «государственный» и «бюджетный» в названии организации, финансирования из бюджета она не получает.
— А вы к нам на сайт заходили? Там опубликован устав. Можете открыть его, — сообщила исполняющая обязанности директора центра Ольга Матанцева. — Пункт 1.9 — «центр имеет самостоятельный баланс». То есть мы не получаем бюджетные деньги. Пункт 1.14. «Центр вправе осуществлять приносящую доходы деятельность». То есть сколько мы заработали, столько мы потом потратили на зарплату и остальное. Нет у нас субсидий из бюджета. 30 лет я работаю в центре, у нас субсидий из бюджета не было ни одной. У нас есть доход свой от основной деятельности. Это наши деньги, которые мы заработали. 6.11 «Доходы… поступают в самостоятельное распоряжение центра, за исключением совершения крупных сделок». Крупными сделками считаются то ли 20, то ли 30 процентов от нашего годового дохода. Наш годовой доход — 235 миллионов. Эти сведения опубликованы на нашем сайте. То есть если закупка больше 40 миллионов, мы об этом должны спросить учредителя. В данном случае 2 миллиона 400 тысяч не являются для нас крупной сделкой. На внебюджетные средства мы покупаем то, что имеем право покупать.
Ольга Матанцева подчеркнула — использовать машину центр планирует для поездок сотрудников в два филиала — в Магнитогорске и Златоусте. Сейчас в автопарке организации — Toyota, купленные 10–15 лет назад, и им требуется замена.
— Мы ведь выбирали машину по багажнику, потому что мы перевозим оборудование. Когда мы в Магнитогорск едем, везём средства измерения, которые нам сдают на поверку в Челябинск и наоборот. Так вот стоимость того, что мы перевозим, в несколько раз превышает стоимость этой машины. На заводах есть дорогостоящие эталоны — по пять, шесть, семь миллионов он стоит. Не дай бог мы его разобьём, не дай бог мы его уроним. Машина должна быть безопасная, на все случаи жизни. А мы что, на лошади должны их возить? — задалась вопросом Ольга Матанцева. — Приборы все восприимчивы к тряске, к дороге. Если мы стрясём им «мозги», они работать не будут.
Основная деятельность центра связана с поверкой средств измерений: линеек, гирь, амперметров, осциллографов, дефектоскопов, а также диагностического оборудования автосервисов, информационно-измерительных систем и т. п.
Объяснили в организации и требования к цвету покупаемой машины.
— На светлой машине меньше грязи видно, чем на чёрной. У нас мойки своей нет, мы за каждую мойку платим 460 рублей. Машина же должна быть светлая, чистая. А если бы она была чёрная, что бы поменялось? А почему мои сотрудники должны ездить на других машинах? Мы же заработали деньги, мы ни у кого не попросили, — возмутилась Ольга Матанцева.
Впрочем, руководитель учреждения не исключила, что из-за поднявшейся шумихи от покупки машины придётся отказаться.
— Я позвонила в вышестоящую организацию, объяснила, что такой скандал. Руководство думает, — заключила она.
Задавить бюджет: вспоминаем громкие закупки машин на Южном Урале
В декабре 2018 года для главы МФЦ в Златоусте купили новый автомобиль Toyota Camry. Его приобрели у единственного поставщика за 2,5 миллиона — на 1 миллион дороже, чем машины для чиновников правительства Челябинской области. В мэрии города тогда объяснили спешку поломкой имевшейся в автопарке машины.
В 2018 году управделами правительства Челябинской области приобрело 11 новых Toyota Camry для чиновников. Каждая из машин обошлась региональной казне в 1 миллион 595 тысяч рублей. В середине ноября власти провели аукцион на покупку еще 9 новых машин. Из регионального бюджета на эти цели направят 18,8 миллиона рублей.
В августе администрация Агаповского района объявила закупку на 100 тысяч рублей комплекта из четырёх зимних шин для BMW седьмой серии. Это служебная машина главы муниципалитета Байдавлета Тайбергенова. Ещё 350 тысяч заложили в казне на её обслуживание и ремонт в этом году. Такие траты вызвали у сельчан недоумение.
Главу Чесменского района оштрафовали за покупку Mercedes-Benz стоимостью 1,8 миллиона рублей.
Сделку ещё одной районной администрации УФАС признало расточительством. Закупку Toyota Camry за 2 миллиона рублей для Верхнеуральского района отменили.
Тогда же вопросы у челябинцев вызвала покупка областным судом иномарки за 2,5 миллиона рублей.
Прошлым летом за приобретение внедорожника за 3 миллиона рублей отдуваться пришлось руководству ЧелГУ.
А за пару месяцев до этого общественность возмутила покупка Audi Q7 для топ-менеджмента «Областного аптечного склада».
В 2016-м суд заставил УралГУФК вернуть Volkswagen Touareg за 2,9 миллиона рублей. Повод — отсутствие веских причин для его покупки.
Не смогла приобрести BMW за 4,9 миллиона рублей и Госэкспертиза Челябинской области. После бурной реакции в СМИ и запроса губернатора руководство учреждения решило подойти к закупкам рационально.
В 2015-м внимание челябинцев привлекла закупка двух Volkswagen для МУП «ПОВВ» за 2,7 и 1,9 миллиона рублей.
А в 2013 году ЮУрГУ объявил тендер на поставку Toyota Land Cruiser 200 за 3,43 миллиона рублей для командировок ректора.
Хотите узнать больше о самых дорогих закупках Южного Урала? Ищите подробности в нашем материале.
Узнали о скандальных закупках? Присылайте нам сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».