До конца года в Челябинске смонтируют 20 новых комплексов видеофиксации нарушений, а прежние после модернизации смогут распознавать больше нарушений. Всего в пределах города станет около сотни таких постов. Разбираемся, к чему готовиться автомобилистам.
Проблемный аукцион на закупку новых комплексов фото- и видеофиксации нарушений завершился в июле. Его выиграло московское ФГУП «СВЭКО». Финальная цена контракта составила 307 миллионов рублей. Ещё один конкурс на 37 миллионов состоялся позже, и в нём победило нижегородское ООО «Торгово-монтажный центр-НН». В обоих случаях одним из пунктов контракта был монтаж новых «штрафных» камер: 17 единиц установят москвичи, ещё три — нижегородцы. Все комплексы будут принадлежать Челябинской области.
На карте чёрным обозначены существующие комплексы, красным — новые.
Логика расстановки новых камер понятна при взгляде на карту: помимо фиксации нарушений, они нужны для контроля выездов из города и объездных дорог. Из значимых магистралей больше всего камер получит проспект Победы на участке от Свердловского проспекта в направлении аэропорта Челябинск.
Список фиксируемых нарушений в целом стандартен — это превышение скорости и проезд на запрещающий сигнал (пересечение стоп-линии). Комплексы могут отличать крупногабаритный транспорт и контролировать движение через город большегрузов.
Помимо установки 20 новых объектов, уже сейчас ведётся замена 34 старых камер — в основном речь о самых первых комплексах, установленных в Челябинске больше десяти лет назад. В ряде случаев камеры не только меняют, но и переносят, например, вместо моста на пересечении Кашириных со Свердловским проспектом их смонтировали на соседнем перекрёстке Кашириных с улицей Краснознамённой. И если раньше эти камеры фиксировали только скорость, то теперь — проезд на красный, нарушение стоп-линии и движение большегрузов.
Комплексы будут фиксировать весь проезжающий транспорт, например, для розыска угнанных автомобилей. А ещё они будут контролировать сразу несколько полос: в прошлое уходят камеры с узким углом зрения, которые распознавали нарушения лишь в своей полосе.
Со временем может добавиться и новый функционал, например, розыск автомобилей-клонов и выявление водителей без полиса ОСАГО: обе технологии тестируют пока в столичных регионах.
В списке требований к новым и модернизируемым камерам не фигурирует возможность распознавать нарушение рядности, непропуск пешеходов, выезд на встречную полосу и другие маневры, которые научились фиксировать комплексы. Впрочем, большинство современных комплексов распознаёт эти нарушения в любом случае, а значит, со временем может появиться и такой функционал.
Контракт на 307 миллионов рублей предусматривает также установку 16 комплексов по охране общественного порядка в основном в местах массового скопления людей: фонтан у драмтеатра, Комсомольская площадь, ТК «Набережный» и так далее.
В центре фото- и видеофиксации ГИБДД подтвердили монтаж новых камер, но о сроках их запуска не рассказали: сначала камеры должны пройти процедуру приёмки.
Сколько штрафов с челябинских камер видеофиксации вы получили за последний год?
Заключение новых контрактов означает прекращение существовавшей с 2015 года практики, когда частью челябинских камер владеют сторонние подрядчики («Ростелеком», «АЭЛЬ-РТС Инжиниринг»). С этого года все стационарные комплексы видеофиксации нарушений принадлежат казне, что, по идее, гарантирует их непрерывную работу. В прошлые годы часть работающих камер стояла на паузе из-за бюрократии при заключении госконтрактов на услугу.
В августе заработал интерактивный сервис ГИБДД, позволяющий увидеть расположение всех «штрафных» камер на территории России. Это случилось, когда Владимир Путин призвал не прятать камеры, а предупреждать о них открыто. Предложение президента касалось и мобильных комплексов фото- и видеофиксации, которые сейчас не требуют предупреждающих знаков и разметки.
Услышав посыл главы государства, операторы мобильных комплексов стали обозначать их странными знаками. Подхватили волну и активисты «Общероссийского народного фронта», которые предложили обязать операторов передвижных камер обозначать их по аналогии со стационарными, но речи о реальном законопроекте пока не идёт.
Нужно ли Челябинску покупать новые камеры на 340+ миллионов рублей?
Ранее мы отвечали на популярные вопросы читателей о челябинской системе видеофиксации нарушений.
А вот история челябинца, заспамившего ГИБДД видео с нарушениями маршруток, которые оформила созданная им программа.
Получили необоснованный, на ваш взгляд, штраф с камер? Ждём от вас сообщений и фото на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.