В январе 2020 года, как и ожидалось, началось массовое подорожание автомобилей. В качестве причины производители называют резкий рост утилизационного сбора, и есть опасения, что в течение года стоимость машин вырастет ещё не раз.
Самая доступная модель на рынке — Lada Granta — прибавила сразу 11 тысяч рублей и теперь стоит от 456 тысяч в самой простой комплектации с единственной подушкой безопасности, без кондиционера, магнитолы и усилителя руля. Для сравнения: из подержанных автомобилей в возрасте до трёх лет за эти деньги можно взять иномарку более высокого класса в лучшей комплектации.
Ещё сильнее подорожала Lada Vesta, особенно базовая комплектация Classic — сразу на 23 тысячи рублей. Теперь «Веста» без кондиционера и подогрева сидений стоит не менее 630 тысяч. Средние комплектации прибавили 15 тысяч рублей — наиболее ходовые версии Lada Vesta стоят 700–800 тысяч. Ещё сильнее выросла стоимость Vesta Cross (с увеличенным просветом): например, топовая Lada Vesta SW Cross с новым вариатором обойдётся в 1,005 миллиона рублей. До сих пор планку в миллион переходили лишь специальные версии Vesta вроде модификации Sport. При этом полного привода даже у вседорожных Vesta не предусмотрено, хотя на вторичном рынке за эти деньги предлагается масса почти новых кроссоверов с 4WD.
С 1 января о подорожании автомобилей объявили BMW, Audi, Mercedes, Volvo, Chery, Hyundai, Subaru. Ряд компаний изменил прайсы ещё накануне Нового года, например подорожал KIA Ceed. По опыту предыдущих лет в течение первых недель января ценники перепишут все ключевые игроки. Средний рост составляет 2–3%, то есть 20–30 тысяч рублей для автомобиля за миллион рублей.
Новогоднее подорожание машин — многолетняя традиция в России. Если в 2019-м основным драйвером был рост НДС, то сейчас — существенное увеличение утилизационного сбора. Например, для автомобилей с объёмами двигателя 1–2 литра он подскочил сразу на 94 тысячи рублей.
Формально прибавка утилизационного сбора должна компенсировать снижение ввозных пошлин на иномарки, которое состоялось в сентябре прошлого года. На деле же пошлины снизились гораздо меньше, чем вырос утилизационный сбор. Мы уже приводили примеры расчётов: так, для иномарки таможенной стоимостью порядка $10 тысяч сентябрьское снижение пошлин уменьшило цену на 12 тысяч рублей, но утилизационный сбор добавил 94 тысячи. Итого — плюс 82 тысячи рублей к цене автомобиля розничной стоимостью примерно миллион рублей.
Для иномарок и отечественных машин, собираемых в России, утилизационный сбор компенсируется из бюджета за счёт госсубсидий, но и здесь всё не так просто. В декабре правительство анонсировало план снижения госсубсидий для большинства местных производителей, точнее, уровень госпомощи привяжут к степени локализации производства. Основными выгодполучателями новой системы станут марки с высокой долей российских компонентов вроде того же АВТОВАЗа (также, вероятно, Volkswagen, имеющий моторное производство). В остальных случаях компенсация утильсбора может быть неполной, что подтолкнёт цены ещё больше.
По нашим оценкам, прибавка к цене популярных моделей за счёт утильсбора составляет 6–8%, поэтому нынешнее повышение на 2–3% вряд ли будет последним.
Непрерывный рост цен в прошлом году охладил покупателей, и по итогам 2019-го продажи упали на 3% относительно более-менее благополучного 2018-го. Но, что интересно, ёмкость рынка в денежном выражении увеличилась до 2,5 триллиона рублей — это рекордная величина за всю историю. Причина — в росте на 8% средней цены приобретаемого в России автомобиля.
Будете ли вы покупать автомобиль в 2020 году?
Очередной скачок цен не добавляет оптимизма на этот год, а каких-то мер для оживления спроса пока не анонсировано. Правда, с января 2020-го возобновлены программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», но большого ажиотажа они уже не вызывают. Кроме того, ряд банков навязывает страховки, что ставит выгодность госпрограмм под сомнение. Тем не менее почти все производители предлагают собственные программы, включая скидку за пользование услугами трейд-ин. В январе и феврале автосалоны заняты распродажей машин прошлого года выпуска по старым ценам.
Несмотря на снижение спроса, в 2020-м ожидается множество автомобильных премьер, например, KIA представит компактный кроссовер Seltos, а SKODA — его прямого конкурента Karoq.
В этом году состоится реформа ОСАГО и вернётся полноценный техосмотр, а уже с января изменились правила сдачи экзамена на права — мы уже писали о корректировках законодательства, которые касаются автомобилистов.
Мы завершили проект «Я паркуюсь, как баран»: вот его итоговый выпуск с рейтингом самых пустоголовых парковщиков. Но мы продолжаем публиковать видео в проекте «Нарушение месяца», так что присылайте записи с регистратора на электронную почту редакции «Авто».
Хотите предложить интересную тему, связанную с покупкой автомобиля? Пишите на электронную почту редакции «Авто». Подписывайтесь на наши группы во «ВКонтакте» и Facebook. Присылайте сообщения в Telegram, WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.