
Челябинск — единственный город в России, где все светофоры объединены в единую сеть и управляются из вот этой комнаты, которую здесь называют ЦУПом по аналогии с космическим центром управления полётами. Она чем-то и похожа: на эти экраны выводится всё, что может понадобиться для тонкой настройки системы, — погода, расположение снегоуборочных машин и общественного транспорта, аварии. Более того, система умеет распознавать ваши лица. Правда, до полной автоматизации процессов ещё года четыре: пока большая часть светофоров работает по заранее установленным программам. Но есть исключения.

Пока адаптивный режим работы тестируется на двух магистралях: это гостевой проспект Комарова и Комсомольский проспект. Они фиксируют интенсивность потока с помощью камер, причем на Комсомольском используются оптические камеры, а на Комарова — инфракрасные. Обрабатывая данные, система в режиме прямого эфира меняет фазы светофоров, добиваясь максимальной пропускной способности: по оценкам, это увеличивает её на 15%.



Пока это только эксперимент. Его результаты обнадёживают, но окончательно судить об успешности буду ближе к концу года. Постепенно этот опыт начнут распространять на другие улицы Челябинска, но это уже задача следующего уровня сложности. Сделать адаптивными светофоры на сетке улиц сложнее, чем в одном направлении, ведь системе придётся искать компромисс между «интересами» разных потоков. Полностью адаптивными челябинские светофоры должны стать к 2024–2025 годам.

Кстати, адаптивные светофоры не просто реагируют на текущую обстановку, но стараются её предугадать на основе предыдущего опыта или, например, метеорологических условий. В теории они могут менять алгоритмы при распознавании ДТП, хотя это отдельная и довольно сложная задача. Пока система распознавания аварий работает в режиме накопления статистики, которая учитывает затем для изменения схемы движения на опасных участках.


Эта статистика используется для изменения схемы организации движения, например, на ряде опасных участков в прошлом году запретили левый поворот.

Кроме упомянутых участков с адаптивными светофорами, остальные работают по заранее заданным алгоритмам, которые разрабатывают и постоянно корректируют специалисты, реагируя на обстановку в городе. Это не совсем ручная работа: если обнаруживается проблема, например, неожиданная пробка в «Парковом», данные загружаются в специальную программу Lisa+, которая выбирает оптимальные фазы, естественно, перед окончательным утверждением их сначала тестируют.


Алгоритмы светофоров меняются несколько раз в суток, и в момент их пересменки на табло обратного отсчёта загораются прочерки: мы уже рассказывали, что это нормально. Больше опасностей таит внезапный переход светофоров из режима жёлтой мигалки в основной — на перекрёстках с камерами в эти секунды легко словить штраф. Есть возможность менять режим светофоров и в ручном режиме, но используется это разве что в случае форс-мажоров.

Например, в случае эпических заторов из-за аварии оператор может временно включать «зелёный коридор» для машин одного из направлений, чтобы не допустить полного паралича.





А вообще возможностей у таких систем много, и одна из самых пугающих — на экране ниже.

В России пока нет городов с полностью адаптивной системой управления светофорами: дальше всех продвинулись Казань и Москва, где умные светофоры работают на некоторых участках. В челябинском же ЦУПе гордятся, что только у нас все объекты уже объединены в единую сеть, что создаёт хороший фундамент для их дальнейшего обучения. Правда, процесс этот небыстрый.
Пока же перенастройка светофоров происходит под контролем людей. И происходит это практически в ежедневном режиме.
Насколько адекватна настройка светофоров на ваших маршрутах?
В прошлом году в Челябинске появились выделенные полосы, но работают они пока лишь для галочки. Также в городе появились две новые односторонние улицы. Всё это происходило в рамках глобальной модернизации транспортной сети Челябинска, которая в прошлом году явно отставал от планов.
Связаться с редакцией проекта «Авто» можно через электронную почту. Пишите в наши группы во «ВКонтакте» и Facebook, а также во все мессенджеры по номеру +7–93–23–0000–74, делая пометку «Для Артема Краснова». Подписывайтесь на наш канал в YouTube