По сети распространилось видео, на котором человек, якобы работавший на заправке, рассказывает «как на самом деле обманывают людей». В его утверждениях много откровенного бреда, но есть и рациональное зерно. Мы выяснили, где тут правда, а где ложь.
Быстрый фактчекинг показывает, например, что бензовоз не может заливать в подземную ёмкость АЗС сразу 100 тонн бензина, потому что таких бензовозов попросту не бывает: по крайней мере, для гражданских заправок. Бензовозы на базе четырёхосного полуприцепа могут вмещать до 50 тысяч литров, что эквивалентно примерно 35 тоннам топлива. Но чаще используются цистерны в разы меньшего объёма.
Далее «бывший заправщик» рассказывает, как при сливе 30 тонн подогревал бак снизу и за счёт расширения топлива опять получал 100 тонн, а 30 тонн «имел на халяву», получая «миллион двести на троих с кассирами». А люди, дескать, заливая в бак 50 литров, после его охлаждения получали 35 литров.
— Люди, проверяйте температуру бензина, когда заправляетесь, — подытоживает герой ролика. И это единственная трезвая мысль в его выступлении.
А как на самом деле?
Бензин при нагревании действительно расширяется, правда, получить 100 тонн из 30 тонн всё равно невозможно, потому что при расширении меняется объём, а не масса. Но даже если «заправщик» на видео оговорился, увеличить объём топлива втрое за счёт нагревания невозможно — для этого его нужно было бы нагреть на сотни градусов. Оно быстрее взорвётся, чем расширится так сильно.
Тем не менее топливо действительно меняет объём при изменении температуры. Что интересно, при оптовых поставках его количество измеряется в тоннах (то есть по массе), при розничной продаже — в литрах (по объему). То есть изменение плотности, в теории, позволяет «делать больше литров» из заданной массы. Насколько значим этот эффект?
Всё зависит от перепада температуры. Например, если 10 тонн топлива объёмом 14 тысяч литров нагреть на 40 градусов, объем возрастёт на 670 неучтённых литров. То есть чисто теоретически такой способ может работать, хотя и не в тех пропорциях, что указал автор видео.
Получается, что АЗС в целом выгоднее торговать топливом летом, чем зимой? Ведь заправки покупают его в тоннах (килограммах), а продают в литрах, количество которых зависит от температуры.
В реальности эффект не настолько выраженный, потому что в подземных ёмкостях и летом, и зимой температура топлива не повторяет колебаний температуры атмосферного воздуха и меняется в пределах нескольких градусов. Но некоторые излишки топлива могут образоваться: например, если в период сильной жары резервуары постепенно прогрелись на дополнительные 5 градусов, объём топлива в них возрастёт на 0,6%. Это, кстати, больше погрешности в ±0,25%, которую должны обеспечивать АЗС с точки зрения точности дозирования.
Манипулировать этой величиной сложно, по крайней мере, если мы говорим о крупных сетевых заправках, которые на виду у клиентов и начальства. Подогреть несколько тонн топлива, скажем, на 40 градусов рискованно, а главное — требует изрядной энергии, которую тоже нужно где-то украсть. Нагретое топливо будет парить, и увеличится риск его воспламенения, в том числе при наливе в топливный бак.
Кстати, а не всё ли нам равно, какая температура топлива, если по факту АЗС заливает одно и то же количество литров? Не совсем — топливо нам нужно ради энергии, а она пропорционально массе топлива, а не объёму. И при нагревании топлива количество энергии в его литре снижается, то есть получается небольшой «обвес», но не с точки зрения литража, а по энергетической ценности этого литра. И доказать что-то, по сути, невозможно — колонки настраиваются именно на «литровую точность».
При этом недоливы топлива на АЗС — явление очень распространённое, просто способы другие. Идея ввести за такой обман оборотные штрафы (то есть в пропорции от выручки) только обсуждается, и поймать АЗС на недоливе в реальности очень сложно.
Наиболее популярный и безопасный способ обмана — такая настройка топливораздаточной колонки, чтобы она не доливала на больших объёмах. При проверке точности ТРК в России используются мерники объёмом 5 или 10 литров, поэтому, например, проверить точность заправки на объёме 30 литров технически сложно и «не по ГОСТу».
Потому для нечистоплотных заправщиков есть более простые способы обмана, чем нагрев топлива до устрашающих температур.
Сталкивались ли вы с недоливом топлива на АЗС?
Весной этого года биржевая цена нефтяных контрактов впервые в истории стала отрицательной: мы разобрались, что это значит.
Предложение ввести драконовские штрафы за недолив обсуждается, но до реализации ещё далеко. Несмотря на резкое падение цены нефти в России, бензин продолжает дорожать, и вот почему.
Столкнулись с обманом на АЗС? Ждём ваши сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.