В мае этого года автомобилиста Игоря под Кыштымом остановили сотрудники ГИБДД и оштрафовали на 800 рублей за езду без полиса ОСАГО на машине знакомого. Помимо этого штрафа, водитель получил письменное требование не использовать автомобиль без страховки, но проигнорировал его. В конце августа Игорь был остановлен повторно и загремел под суд: ему вменили уже куда более жесткую статью — 19.3 КоАП. 74.RU разбирался, насколько законна такая процедура и является ли она панацеей против «безосажных» водителей.
— За езду без ОСАГО есть наказание в виде штрафа 800 рублей по статье 12.37 КоАП, и там нет никаких «если», — возмущается Игорь. — По факту сотрудники полиции говорят мне, что я должен пойти и купить страховку на чужой автомобиль! Это вообще незаконно.
В требовании, которое выписал инспектор ГИБДД, дословно написано: «Дальнейшую эксплуатацию транспортного средства осуществлять только при наличии действующего страхового полиса ОСАГО». То есть инспектор не заставлял Игоря оформлять полис, но требовал воздержаться от езды на машине без ОСАГО. На выполнение этих условий автомобилисту давалось 10 дней.
После повторной встречи с инспекторами дело было передано в Кыштымский городской суд, который наказал Игоря дополнительным штрафом в 3000 рублей. И он легко отделался, часть 1 статьи 19.3 КоАП предусматривает наказание вплоть до ареста или обязательных работ.
Часть 1 статьи 19.3. КоАП. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции […] влечет наложение административного штрафа в размере от 2 до 4 тысяч рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 40 до 120 часов.
Могут ли арестовать за езду без ОСАГО?
Да, вполне. Статья 19.3 КоАП применяется достаточно часто, например, если водитель проигнорировал требование сотрудника полиции удалить тонировку со стекол. По словам автоюриста Юрия Панченко, используют ее и для борьбы с автомобилистами без полиса ОСАГО, хотя есть нюансы. В самой формулировке статьи 19.3 КоАП важным является уточнение, что водитель обязан исполнять не любое пожелание инспектора, а лишь законное требование.
— Законность базируется на пяти составляющих, — разъясняет Юрий Панченко. — Инспектор должен быть при исполнении обязанностей, действовать исключительно в рамках предоставленных ему прав, а порядок его действий должен определяться нормативами, в частности, административным регламентом ГИБДД. Кроме того, у инспектора должны быть основания для его требований, под которыми понимается статья КоАП, определяющая данный вид правонарушения (в нашем случае 12.37 КоАП). Наконец, в законе должен быть прописан порядок ограничения прав и свобод граждан: де-факто это порядок действий водителя в ответ на требования, которые к нему предъявляются.
Если хотя бы одна составляющая отсутствует, требования полицейского незаконны. Например, сотрудник МВД не вправе предписать водителю совершить действия, порядок которых не прописан в том или ином законе.
— В административном регламенте ГИБДД не сказано, что делать после того, как инспектор оформил постановление за управление без полиса ОСАГО. И до последнего времени требования к водителю, связанные с управлением без полиса, были заведомо незаконны, — говорит Юрий Панченко. — Инспектор также не может требовать от автовладельца купить полис ОСАГО, потому что такой обязанности в принципе не предусмотрено: я ведь могу приобрести автомобиль и не ездить на нем, что исключает необходимость иметь полис в принципе.
Но с 2020 года у инспектора появились полномочия, определенные законом о профилактике правонарушений.
— Совершение правонарушения подразумевает не только наличие причины, но и наступлении условий совершения правонарушения, — продолжает Юрий Панченко. — В нашем случае отсутствие полиса — причина правонарушения. Если водителя предостеречь от управления автомобилем без полиса, то условия совершения правонарушения исключаются. В этом случае инспектор может выписать не требование, а предостережение, указав, что водитель не может ездить без полиса ОСАГО. И вот тогда, если водителя повторно ловят на дороге без полиса, можно задействовать статью 19.3 КоАП.
Эксперт добавляет, что порядок действий инспектора при объявлении предостережения, как альтернатива административному регламенту, определен специальным приказом. И если инспектор хочет, чтобы его требования к водителю были законными, то бумагу, в которой они изложены, он обязан озаглавить как «Предостережение» и никак иначе.
— К сожалению, не только водители, но и полицейские с судьями не всегда в курсе последних изменений в законодательстве, — подытоживает Юрий Панченко.
А можно ли загреметь под суд за отсутствие техосмотра?
Горячая тема последних недель — временная «отмена» техосмотра. А может ли инспектор ГИБДД выписать требование или предостережение не эксплуатировать автомобиль без диагностической карты?
— Нет, если речь идет о частном автомобиле (не коммерческом транспорте), — считает Юрий Панченко. — Разница в том, что у инспектора нет оснований для подобных действий, потому что в КоАП пока нет статьи, которая бы наказывала пользователей личных автомобилей за езду без техосмотра. Но после 1 марта 2022 года и за отсутствие диагностической карты можно запросто схлопотать «предостережение».
К упомянутой дате в КоАП появится новый штраф в 2000 рублей, причем фиксировать нарушения смогут автоматические комплексы в ежедневном режиме: то есть неделя езды без техосмотра обойдется в 14 тысяч рублей.
Справедливо ли наказание водителя без ОСАГО за игнорирование требования инспектора?
С конца августа для покупки полиса ОСАГО не нужна диагностическая карта техосмотра. Однако езда без нее грозит проблемами в случае ДТП.
В России снова начались проблемы с доступностью полисов ОСАГО для отдельных категорий граждан.
Будьте внимательны на челябинских парковках: власти города взяли курс на максимально скрытное обозначение парковочных мест для инвалидов.