Авто проблема

У челябинского супермаркета массово эвакуировали автомобили. Разбираемся, законно ли

Знак «Парковка для инвалидов» установлен в самом углу парковки

Магазин Spar на Овчинникова, 12: новые знаки превратили всю парковку вдоль правой части фасада в места для инвалидов

В городе продолжается замена привычных знаков «Место парковки для инвалидов» на малозаметный вариант, созданный словно специально для «нужд» эвакуаторщиков. Житель Советского района Александр пожаловался на массовый вывоз автомобилей (включая его собственный) с парковки у супермаркета, где новые знаки практически не видны. Ситуация типична: мы покажем вам и другие ловушки такого рода.

— Поймите правильно, я не злостный нарушитель и много раз пользовался этой парковкой, прекрасная зная, что на углу стоит знак «Место для инвалидов», которое ни я, ни другие автомобилисты не занимали, — рассказывает Александр. — А теперь с края парковки стоит знак с зоной действия 14 метров, и когда паркуешься у входа в магазин, он просто незаметен. Неужели так сложно поставить дублирующий знак слева, чтобы парковку для инвалидов было видно с любой точки?

Раньше знак обозначал единственное место для инвалидов
Новый знак обозначает протяженную зону парковки для инвалидов, а мелкий значок инвалида почти незаметен издалека

Мода на совмещенные знаки 6.4 «Парковка» с табличкой 8.17 «Инвалид» пошла с начала года, когда такую комбинацию начали применять в центре Челябинска. Законно ли это? В целом да. Изначально она появилась в экспериментальном ГОСТ 58398–2019, призванном снизить «визуальную замусоренность» городов: размер некоторых знаков уменьшили, другие совместили между собой. Но до финальной редакции действующего с 2020 года ГОСТ 52290–2004 дошли лишь отдельные решения вроде объединенного знака «Парковка для инвалида». Что интересно, такой комбинации нет даже в ПДД, но мы уже объясняли, почему водители всё равно обязаны выполнять эти требования.

Новый знак по ГОСТ 52290–2004. Имейте в виду, что парковочное место для инвалида значительно шире обычного — 3,6 метра
ГОСТ и ПДД по-прежнему допускают использование знака 6.4 с отдельной табличкой 8.17 «Инвалид», но в Челябинске ее применяют всё меньше

Хуже того, новые знаки 6.4 с «пиктограммой» инвалида всё чаще применяются с табличками 8.2.5 и 8.2.6, которые указывают их зоны действия. Упомянутый выше ГОСТ допускает такую комбинацию, хотя с точки зрения водителей она крайне неудобна — заметить нарисованный контур инвалида на знаке в 14 метрах от места стоянки можно, только если искать его специально.

Привыкайте: новое сочетание знаков для «оптового» обозначения паркомест для инвалидов. В данном случае за остановку в пределах 13 метров справа от знака грозит штраф 5000 рублей и эвакуация автомобиля на штрафстоянку (еще порядка 2000 рублей)

Автоэксперт Юрий Панченко указывает, что хотя ГОСТ вроде бы допускает «оптовое» обозначение мест для инвалидов, прочие нормативы требуют выделять их отдельными знаками:

— Об этом прямо написано в строительных правилах «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2016), — объясняет он. — И в других городах России следуют этим требованиям, например, в аэропорту Кольцово в Екатеринбурге: проглядеть такое место для инвалидов невозможно.

Аэропорт Кольцово, Екатеринбург: пример понятного обозначения парковочных мест для инвалидов

СП 59.13330.2016 (фрагмент). Каждое выделяемое машино-место должно обозначаться дорожной разметкой и, кроме того, на участке около здания — дорожными знаками, внутри зданий — знаком доступности, выполняемым на вертикальной поверхности (стене, стойке и т. п.) на высоте от 1,5 до 2,0 м.

Кстати, именно эти правила определяют количество машино-мест для инвалидов на парковках предприятий и учреждений: их должно быть как минимум 10% (но не менее одного). Соблюдая правила в одной части, дорожные службы игнорируют их в другой, создавая тепличные условия для работы эвакуаторщиков.

Александр намерен оспорить штраф 5000 рублей в суде, а также вернуть 2000+ рублей за саму эвакуацию:

— Нужно привлекать внимание к проблеме, — уверен он. — Если все будут молчать, они так и будут устраивать нам ловушки.

Мы спросили практикующего автоюриста Льва Воропаева, насколько реально оспорить такой штраф в суде, но он настроен скептически:

— К сожалению, на 99,9% суд не примет аргументацию о плохой заметности знака, при этом не важно, стоял ли знак далеко от места парковки или был закрыт веткой. В последнем случае можно что-то попробовать, но всё равно нужны неоспоримые доказательства, что именно в момент нарушения у водителя не было возможности увидеть знак. Развалить такое дело можно разве что по процессуальным нарушениям, а так, к сожалению, позиция судов стандартна: нет оснований не доверять сотруднику ГИБДД.

Парковка около ЮУрГУ: знак закрыт веткой, создавая впечатление, будто это обычное парковочное место
На деле же это парковка для инвалидов, причем длинная — аж 20 метров
Парковка на улице Молодогвардейцев: знак частично закрыт веткой

Но ведь требование обозначать каждое место для инвалидов отдельно прописано в нормативах. Не является ли это поводом для отмены нарушения?

— С общечеловеческой точки зрения — возможно, но позиция судов такова: вы сначала выполните требования знаков, а потом уже жалуйтесь на то, что их установка нарушает те или иные нормативы, — говорит Лев Воропаев.

Проще говоря, суды не считают нарушения дорожных служб поводом для отмены штрафа: в лучшем случае эти нарушения станут поводом для возбуждения административного дела против установщиков знака или других причастных структур.

Одно из самых коварных мест в городе: парковка около дома на улице Молодогвардейцев, 44. Кажется, будто она разрешает перпендикулярную парковку всем. Но видите знак на дальнем плане рядом с грузовиком?
Он обозначает парковку для инвалидов длиной 13 метров

Лев Воропаев считает, что новая комбинация знаков действительно провоцирует нарушения:

— Конечно, всё сделано не для людей, — рассуждает он. — Да, ГОСТ и ПДД разрешают использовать знаки с увеличенными зонами действия, но они и не запрещают обозначать каждое место индивидуально. То есть администрация города и собственники зданий имеют возможность обозначить места для инвалидов понятным образом. Но здесь та же история, что и со знаком «Место остановки легковых такси» — такое ощущение, что всё делается для увеличения собираемости штрафов и поддержания службы эвакуации автотранспорта.

Спорная установка знаков на улице Плеханова: по мнению ГИБДД, такая комбинация обозначает, что под инвалидов зарезервировано всё пространство парковки
А вот этот знак в одном из дворов Северо-Запада обозначает единственное место для инвалидов. Но не слишком явно

Как вы относитесь к новому способу оформления мест для инвалидов?

Намеренная провокация нарушений
Неудобно, но уже привык
Не вижу проблемы

Упомянутый знак «Место стоянки легковых такси» — еще один популярный повод для эвакуации в Челябинске. Оставляйте до него зазор не менее 15 метров. А вот более подробный перечень нарушений, за который в Челябинске увозят на штрафстоянку.

Уже в августе нас ждут большие изменения, связанные с техосмотром автомобиля: купить ОСАГО можно будет без диагностической карты, но уже осенью должен появиться крупный штраф за езду без таковой.

Пострадали из-за незаконной эвакуации автомобиля? Пишите нам, поможем разобраться.
Звоните круглосуточно8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления