В городе продолжается замена привычных знаков «Место парковки для инвалидов» на малозаметный вариант, созданный словно специально для «нужд» эвакуаторщиков. Житель Советского района Александр пожаловался на массовый вывоз автомобилей (включая его собственный) с парковки у супермаркета, где новые знаки практически не видны. Ситуация типична: мы покажем вам и другие ловушки такого рода.
— Поймите правильно, я не злостный нарушитель и много раз пользовался этой парковкой, прекрасная зная, что на углу стоит знак «Место для инвалидов», которое ни я, ни другие автомобилисты не занимали, — рассказывает Александр. — А теперь с края парковки стоит знак с зоной действия 14 метров, и когда паркуешься у входа в магазин, он просто незаметен. Неужели так сложно поставить дублирующий знак слева, чтобы парковку для инвалидов было видно с любой точки?
Мода на совмещенные знаки 6.4 «Парковка» с табличкой 8.17 «Инвалид» пошла с начала года, когда такую комбинацию начали применять в центре Челябинска. Законно ли это? В целом да. Изначально она появилась в экспериментальном ГОСТ 58398–2019, призванном снизить «визуальную замусоренность» городов: размер некоторых знаков уменьшили, другие совместили между собой. Но до финальной редакции действующего с 2020 года ГОСТ 52290–2004 дошли лишь отдельные решения вроде объединенного знака «Парковка для инвалида». Что интересно, такой комбинации нет даже в ПДД, но мы уже объясняли, почему водители всё равно обязаны выполнять эти требования.
Хуже того, новые знаки 6.4 с «пиктограммой» инвалида всё чаще применяются с табличками 8.2.5 и 8.2.6, которые указывают их зоны действия. Упомянутый выше ГОСТ допускает такую комбинацию, хотя с точки зрения водителей она крайне неудобна — заметить нарисованный контур инвалида на знаке в 14 метрах от места стоянки можно, только если искать его специально.
Автоэксперт Юрий Панченко указывает, что хотя ГОСТ вроде бы допускает «оптовое» обозначение мест для инвалидов, прочие нормативы требуют выделять их отдельными знаками:
— Об этом прямо написано в строительных правилах «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2016), — объясняет он. — И в других городах России следуют этим требованиям, например, в аэропорту Кольцово в Екатеринбурге: проглядеть такое место для инвалидов невозможно.
СП 59.13330.2016 (фрагмент). Каждое выделяемое машино-место должно обозначаться дорожной разметкой и, кроме того, на участке около здания — дорожными знаками, внутри зданий — знаком доступности, выполняемым на вертикальной поверхности (стене, стойке и т. п.) на высоте от 1,5 до 2,0 м.
Кстати, именно эти правила определяют количество машино-мест для инвалидов на парковках предприятий и учреждений: их должно быть как минимум 10% (но не менее одного). Соблюдая правила в одной части, дорожные службы игнорируют их в другой, создавая тепличные условия для работы эвакуаторщиков.
Александр намерен оспорить штраф 5000 рублей в суде, а также вернуть 2000+ рублей за саму эвакуацию:
— Нужно привлекать внимание к проблеме, — уверен он. — Если все будут молчать, они так и будут устраивать нам ловушки.
Мы спросили практикующего автоюриста Льва Воропаева, насколько реально оспорить такой штраф в суде, но он настроен скептически:
— К сожалению, на 99,9% суд не примет аргументацию о плохой заметности знака, при этом не важно, стоял ли знак далеко от места парковки или был закрыт веткой. В последнем случае можно что-то попробовать, но всё равно нужны неоспоримые доказательства, что именно в момент нарушения у водителя не было возможности увидеть знак. Развалить такое дело можно разве что по процессуальным нарушениям, а так, к сожалению, позиция судов стандартна: нет оснований не доверять сотруднику ГИБДД.
Но ведь требование обозначать каждое место для инвалидов отдельно прописано в нормативах. Не является ли это поводом для отмены нарушения?
— С общечеловеческой точки зрения — возможно, но позиция судов такова: вы сначала выполните требования знаков, а потом уже жалуйтесь на то, что их установка нарушает те или иные нормативы, — говорит Лев Воропаев.
Проще говоря, суды не считают нарушения дорожных служб поводом для отмены штрафа: в лучшем случае эти нарушения станут поводом для возбуждения административного дела против установщиков знака или других причастных структур.
Лев Воропаев считает, что новая комбинация знаков действительно провоцирует нарушения:
— Конечно, всё сделано не для людей, — рассуждает он. — Да, ГОСТ и ПДД разрешают использовать знаки с увеличенными зонами действия, но они и не запрещают обозначать каждое место индивидуально. То есть администрация города и собственники зданий имеют возможность обозначить места для инвалидов понятным образом. Но здесь та же история, что и со знаком «Место остановки легковых такси» — такое ощущение, что всё делается для увеличения собираемости штрафов и поддержания службы эвакуации автотранспорта.
Как вы относитесь к новому способу оформления мест для инвалидов?
Упомянутый знак «Место стоянки легковых такси» — еще один популярный повод для эвакуации в Челябинске. Оставляйте до него зазор не менее 15 метров. А вот более подробный перечень нарушений, за который в Челябинске увозят на штрафстоянку.
Уже в августе нас ждут большие изменения, связанные с техосмотром автомобиля: купить ОСАГО можно будет без диагностической карты, но уже осенью должен появиться крупный штраф за езду без таковой.