Нездоровая ситуация на автомобильном рынке привела к активизации «серых дилеров», цель которых — завлечь клиента низкой ценой, а затем склонить к покупке более дорогой машины, чем планировалось. Наталья хотела потратить на новый автомобиль около 800 тысяч рублей, но в итоге уехала на Hyundai Solaris, который с учетом кредита обошелся ей более чем в 2 миллиона. Впрочем, часть суммы ей удалось вернуть.
Купить Solaris за две цены
Изначально Наталья клюнула на рекламу Kia Soul, который продавался в компании «Владис-Авто» за 800 тысяч рублей. У официального дилера даже минимальная цена такой модели в полтора раза выше.
— По телефону мне сказали, что стоимость ниже официального прайса, потому что машина идет по акции и осталось всего несколько автомобилей на складе, — вспоминает Наталья. — Но когда мы стали оформлять кредит, цена необъяснимым образом поднялась до 1,1 миллиона рублей, а главное, в тело кредита добавили страховку на 700 с лишним тысяч рублей: это каско сразу на семь лет, якобы обязательное для банка. В общей сложности Kia Soul выходил почти в 2 миллиона рублей без учета переплаты по кредиту. Я, конечно, от таких условий отказалась.
Тогда Наталье предложили Hyundai Solaris 1.6 с автоматом в версии Comfort за 1,17 миллиона рублей, что на момент покупки было примерно на 120 тысяч выше дилерского прайса. Отчасти сговорчивость Натальи объяснялась длительным ожиданием, потому что все процедуры тянулись долго: в общей сложности она провела в автосалоне более семи часов.
— Мне анонсировали эту цену, 1,17 миллиона рублей, от которой должны были отнять 200 тысяч за мою машину, которую я сдавала в трейд-ин, — объясняет Наталья. — При этом ежемесячный платеж должен был составить порядка 15 тысяч рублей в месяц, что устраивало меня.
По документам же упомянутые 1,17 миллиона оказались телом кредита, то есть сданная в трейд-ин машина куда-то «потерялась», а стоимость «Соляриса» в договоре купли-продажи возросла до 1,3 миллиона рублей. Кроме того, добавилось еще два пункта: страховка каско за 46 тысяч рублей и сертификат помощи на дорогах Ultra24 на 72 тысячи рублей. Ежемесячный платеж составил 24 тысячи при сроке кредита семь лет. Это означает, что в общей сложности Solaris обойдется Наталье в 2 миллиона 16 тысяч рублей, не считая 200 тысяч, которые стоила ее нынешняя машина.
История Натальи не уникальна: описанная выше схема работы характерна для «серых дилеров».
Мы обратились в «Владис-Авто» за комментарием, но телефоны, указанные на сайте дилера, не отвечали целый день. Мы направили письменный запрос в адрес компании и готовы отразить в статье точку зрения руководства организации.
Сама Наталья соглашается, что с юридической точки зрения сделка выглядит чистой:
— Я в первый раз покупала машину в кредит, поэтому развели меня по неопытности. Все условия отражены документами, которые я подписала. И к тому же они фиксировали весь процесс на камеру, показывали, что я в добром здравии, что не больной человек. В общем, подстраховались на 100 процентов.
Впрочем, Наталье удалось вернуть 46 тысяч за страховку каско, обратившись в банк с заявлением о расторжении договора. С 2018 года введен так называемый «период охлаждения» в 14 суток, в течение которых для возврата денег не требуется даже обращения в суд. Сложнее оказалась ситуация с сертификатом помощи на дорогах Ultra24.
Помощь в режиме ультра
Сертификаты Ultra24 клиенты «серых дилеров» упоминают достаточно часто. Например, такую допуслугу стоимостью 144 тысячи рублей продали одному из наших читателей в салоне «Авто-Люкс». С Натальи попросили ровно вдвое меньше, 72 тысячи, но отдала она их фактически за распечатанный на принтере листок бумаги А4 следующего содержания.
Формально он является сертификатом помощи на дорогах, и в случае тех или иных проблем Наталья может обратиться по указанным телефонам и получить ряд бесплатных услуг: эвакуацию автомобиля, вызов аварийного комиссара, запуск двигателя и так далее.
Мы позвонили по номеру, указанному на сертификате. Оператор запросила номер сертификата и подтвердила, что указанные в нём услуги доступны. Но дальше начались интересные вещи: сама организация находится в другом городе (оператор не уточнила, в каком), и на вопрос, какими именно силами осуществляется помощь челябинским автомобилистам, оператор ответить не смогла, по кругу повторяя, что лишь передает заявку неким исполнителям на местах. Ни их адреса, ни телефона назвать она не смогла, равно как отказалась соединять нас с руководством компании, сославшись на техническую невозможность.
В счете, который оплатила Наталья, указан получатель денег — ООО «Юникон», и Наталья попробовала выйти на эту компанию.
— Ездили мы в офис этой конторы в Челябинске, но он был закрыт, — объясняет она. — Мы спросили в соседних комнатах, где нам сказали, что в их офисе никто не появляется. Я отправила им заказное письмо на челябинский и иркутский адреса, но оба письма вернулись.
Юрист компании «Форлекс» Николай Попов считает, что сам по себе сертификат выглядит очень подозрительно:
— Что это за документ? Выдается лист от непонятной организации без печати и подписи с перечнем неких услуг, тогда как перечисление денег шло на совершенно другую контору, которая существует как юрлицо менее одного года.
Другими словами, юридическая сила этого сертификата и его работоспособность вызывают большие сомнения.
Автоюрист компании «Центурион» Анна Шефер также знакома с этой ситуацией:
— К нам обратилось несколько клиентов из Челябинска и Екатеринбурга с сертификатами «Ультра 24», которые сейчас популярны. Они вроде бы обещают юридическую помощь на дороге, но не только: в договоре иногда прописан широкий спектр услуг вплоть до налогового вычета. Стоимость сертификатов составляет от 60 тысяч до 144 тысяч рублей.
При этом эксперт сомневается, что этими услугами реально воспользоваться.
— Почти все эти фирмы находятся в Москве, а провайдером услуг является компания в Ульяновске или Иркутске. Думаю, наивно полагать, что, если к ним обратиться, они реально решат чью-то проблему в Челябинске.
При этом расторгнуть такое соглашение достаточно просто: по словам Анны Шефер, сделать это можно даже в одностороннем порядке, если заказчик не нуждается в услугах. Проблема в другом: как взыскать деньги с неких ООО, расположенных в другом городе?
— Как правило, они не реагируют на претензии, поэтому в любом случае приходится идти в суд, — говорит Анна Шефер.
С этим мнением согласен и Николай Попов:
— Чисто юридически такой договор можно расторгнуть в любой момент, но физически вернуть деньги сложнее, потому что такие фирмы существуют непродолжительный период, уставной капитал у них невелик, и даже при наличии решения суда в пользу клиента денег, скорее всего, не дождаться.
Активность «серых дилеров» в последнее время возросла из-за общей ситуации на рынке. С весны 2021 года возник существенный дефицит новых автомобилей, причина которого — в недостатке автокомпонентов (в первую очередь микросхем), спровоцированном пандемией COVID-19. Еще летом склады автодилеров опустели, сроки поставки автомобилей достигли полугода и более, а машины из наличия сейчас продаются с впечатляющими наценками.
Схема работы официалов сегодня всё больше напоминает подходы «серых дилеров», например почти все дилеры навязывают дополнительное оборудование. Это толкает людей к «серым дилерам», которые анонсируют низкие цены, а затем с помощью многочисленных уловок вынуждают купить машину по заоблачной цене.