Владелец Nissan Terrano Антон получил два штрафа с камер на «Меридиане» в Челябинске. По утверждению автомобилиста, в постановлениях существенно искажена реальная скорость его движения. Мы разобрались, реально ли оспорить эти протоколы и есть ли управа на подобные комплексы фиксации дорожных нарушений.
— Первый штраф с точки в районе улица Артема мне прилетел в декабре и показался подозрительным, но я оплатил, — рассказывает Антон. — В праздники, 5 января, снова поехал по этому маршруту, помня о штрафе, и решил проверить камеру.
Антон установил лимитатор на 80 км/ч, что соответствовало скорости по навигатору 77 км/ч, то есть на 3 км/ч ниже порога, превышение которого наказывается по Административному кодексу.
— И вот на днях пришел штраф за поездку 5 января: по данным камеры, я ехал 84 км/ч, то есть на 7 км/ч быстрее скорости по навигатору, — объясняет он. — Очевидно, что обжаловать постановление мне не удастся и штраф придется платить, но нужно обратить внимание других водителей и ГИБДД, чтобы камеру перенастроили.
Можно ли оспорить такой штраф?
Это сложно, хотя прецеденты есть. Постановление выносится на основе инструментальных измерений комплекса видеофиксации, точность работы которого устанавливается во время поверки. В данном случае нарушение зафиксировано комплексом Digital Patrol, имеющем сертификат № 97004943 от 11 сентября 2021 года, который действует два года. При этом заявленная погрешность измерений составляет плюс-минус 2 км/ч.
— Прецеденты оспаривания таких штрафов есть, — рассказывает автоюрист ООО «Страховые выплаты» Владимир Новгородов. — Но обращаться с жалобой в ГИБДД в данном случае, как правило, бесполезно, а если идти в суд, то необходимо предоставить четкие доказательства того, что в момент нарушения скорость была иной.
Таким свидетельством могут быть регистраторы или смартфоны, но, по словам юриста, полноценным пруфом они являются, если запросить у производителя сертификат, устанавливающий погрешность измерения скорости. Плюс автомобилисту придется доказывать, что видеозапись сделана именно в момент нарушения.
Более надежными средствами в этом случае являются GPS-трекеры, которые нередко ставят на автомобили клиентов страховые компании: устройство фиксирует маршрут, скорость и время, а данные могут быть выгружены из личного кабинета владельца или по запросу в страховую компанию.
— Некоторые судьи принимают доводы автомобилиста, но важна также его предыстория, и если у него очень много прошлых штрафов, то оспорить наказание по указанным основаниям практически невозможно, — добавляет Владимир Новгородов.
В России сложилась крайне двусмысленная система, когда городской лимит ПДД по правилам (в том числе на автодороге «Меридиан») составляет 60 км/ч, но к нему добавляется «зона нечувствительности» в 20 км/ч. Такой принцип ввели в 2013 году, формально — чтобы с запасом учесть возможную погрешность камер видеофиксации. Не является ли это обстоятельство окончательным доводом против автомобилиста, ведь даже, по его собственным данным, он превышал на 17 км/ч?
— Да, он нарушал Правила дорожного движения, — соглашается Владимир Новгородов. — Но статьи КоАП, которая бы наказывала за превышение на 17 км/ч, нет, поэтому в любом случае камера должна зафиксировать скорость на уровне лимит плюс 20 км/ч.
Если вы также получили штраф с челябинских камер, который считаете незаконным, свяжитесь с нами через форму обратной связи в конце статьи, не забыв указать подробности: где, когда именно и какое нарушение было зафиксировано.
Камерами заинтересовалась Генпрокуратура
По итогам рассмотрения множества жалоб и принятия ряда процессуальных мер, вопросом «адекватности» камер видеофиксации озаботилась Генеральная прокуратура России.
— Установка камер, как показали проверки, в первую очередь преследует цели обогащения, монетизации, а вопросы безопасности отходят на второй план, — пояснил позицию ведомства его глава Игорь Краснов. — Выявлены случаи, когда камеры устанавливаются с неотлаженным техническим обеспечением, в результате чего граждане получают незаконные штрафы. А некоторые системы вообще не работают при попустительстве ответственных должностных лиц.
Генеральная прокуратура подготовила поправки в законодательство, регулирующее работу камер видеофиксации. Рассмотрение многочисленных жалоб позволило добиться изменения расстановки камер в ряде регионов России, а также отменить множество постановлений. Например, в Московской области прокуратура признала незаконными 1800 штрафов. В городе Волхов Ленинградской области камера после знака ограничения скорости 40 км/ч за десять дней незаконно оштрафовала более 3000 лиц. В Нижегородской области из-за выявленной технической неисправности камера за шесть дней работы настреляла 6500 ложных штрафов.
Самый громкий скандал в Челябинской области случился осенью этого года: камеры на Объездной дороге стали массово фиксировать превышение массы и габаритов проезжающих грузовиков, выписывая штрафы 150–300 тысяч рублей. Когда владельцы фур обратились в СМИ, камеры поставили на паузу, а затем перенастроили. Тем не менее оспаривать уже выписанные штрафы, достигавшие в сумме миллионов рублей, автовладельцам пришлось через суды. По информации юристов, работающих в сфере, судьи практически сразу вставали на сторону оштрафованных.
Нештрафуемый порог снова в фокусе внимания
В России не ослабевает дискуссия о пороге 20 км/ч, и вчера, 31 января, вице-мэр Москвы по транспорту Максим Ликсутов в очередной раз предложил снизить эту величину до 10 км/ч.
— Я уверен, как и эксперты федерального уровня, которых мы привлекали к этой работе, что снижение нештрафуемого порога — это не вопрос количества штрафов, это действительно существенным образом отразится на снижении смертности на дорогах города, — пояснил он свою позицию агентству РИА Новости.
Идея сразу встретила сильное сопротивление, и ее раскритиковал секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак:
— Инициатива господина Ликсутова не нова и откровенно вредна, — заявил он агентству «Интерфакс». — Мы это всё уже обсуждали еще до пандемии и пришли к общему мнению, что эта мера избыточна и ничего общего с безопасностью не имеет. Эта идея — только про то, чтобы поглубже залезть в карманы граждан. Как и техосмотр в том виде, в котором мы недавно его отменили.
При этом снижение нештрафуемого порога осложнено чисто техническими причинами: например, на Троицком тракте Челябинска, который переходит в загородную автодорогу, года три назад установили лимиты скорости 20 км/ч, видимо, подразумевая реальное ограничение 40 км/ч.
Получали ли вы явно незаконные штрафы с челябинских камер видеофиксации?
Подробнее о челябинских камерах
Новые камеры видеофиксации появились на Комсомольском проспекте: они фиксируют незаконный выезд на выделенную полосу для общественного транспорта. По новым правилам в населенных пунктах камеры больше не обозначаются табличками фотовидеофиксации.
Попытки оспорить штраф за превышение скорости в Челябинске предпринимаются регулярно, в том числе с привлечением физиков. Но, как правило, безуспешно.
С 1 марта камеры начнут фиксировать два новых типа нарушения: езду без диагностической карты техосмотра и без действующего полиса ОСАГО. В финальной стадии находится проект «Народный инспектор», который позволяет фиксировать ряд нарушения с помощью смартфонов и видеорегистраторов.