В Челябинске продолжается принудительная эвакуация автомобилей, запаркованных с нарушением правил, и вы регулярно спрашиваете нас, законны ли те или иные действия ГИБДД. На днях машину мамы ребенка с ограниченными возможностями увезли с площади Революции, потому что на стекле не было знака «Инвалид». Наш читатель Виктор написал в редакцию гневное письмо, настаивая, что с начала 2021 года достаточно лишь электронной записи в федеральном реестре инвалидов (она у женщины была). Так ли это? Мы собрали ответы на этот и другие популярные вопросы о челябинской эвакуации в шести карточках. Есть еще вопросы? Пишите в редакцию.
- Нужен ли знак «Инвалид» на машине после введения электронного реестра?
- А что будет, если повесить на машину знак «Инвалид» нелегально?
- Почему в Челябинске парковочные места для инвалидов обозначают комбинированным знаком?
- Допустимо ли «оптовое» обозначение мест для парковки инвалидов?
- Законна ли эвакуация машин нарушителей из дворов?
- За какие неявные нарушения эвакуируют в Челябинске?
Нужен ли знак «Инвалид» на машине после введения электронного реестра?
В этой теме много путаницы. До 2018 года знаком «Инвалид» часто злоупотребляли, поэтому власти попытались индивидуализировать их, указывая персональные данные человека прямо на знаке. Идея не прижилась, и с 2020 года персонифицированный знак отменили, а данные стали накапливать в ФРИ (Федеральном реестре инвалидов) — эта практика стала обязательной с 2021 года. И с тех пор учреждения медико-социальной экспертизы действительно перестали выдавать знак «Инвалид», создав у автомобилистов иллюзию, будто запись в реестре его полностью заменяет.
И, наверное, в идеальном мире следовало сделать именно так. Но в нашем мире ПДД остались неизменны, и табличка 8.17, обозначающая места для инвалидов, разрешает парковку автомобилям и мотоколяскам, на которых установлен соответствующий опознавательный знак.
Остается, правда, открытым вопрос, стоило ли наказывать женщину эвакуацией автомобиля за незначительное нарушение, ведь все-таки ее машина была зарегистрирован во ФРИ?
А что будет, если повесить на машину знак «Инвалид» нелегально?
Раньше так делали часто. Сейчас смысл отпал, потому что инспектор в любом случае может определить законность его использования по базе ФРИ.
Кроме того, согласно пункту 2.1.1 ПДД, водитель обязан предоставить по требованию инспектора документы, подтверждающие инвалидность (его самого или пассажира). Отсутствие таковых грозит штрафом 5000 рублей по статье 12.4 КоАП (для должностных и юридических лиц больше).
Почему в Челябинске парковочные места для инвалидов обозначают комбинированным знаком?
Год назад привычную комбинацию знаков 6.4 «Парковка» в сочетании с табличкой 8.17 «Инвалиды» стали менять на объединенный знак. Он плохо заметен, и мы регулярно получаем жалобы от водителей. Хуже того, подобного знака нет в правилах дорожного движения, что наводит водителей на мысль, будто выполнять его требования необязательно.
Мы уже рассказывали, почему комбинированный знак с точки зрения закона равносилен классическому. Он появился в 2020 году в ГОСТ Р 52290–2004, на который в приложении № 1 ссылаются ПДД. А значит, обозначенные им места адресованы только инвалидам, и эвакуация остальных машин с них законна: по крайней мере, такова позиция ГИБДД и районных судов.
Допустимо ли «оптовое» обозначение мест для парковки инвалидов?
Еще одна челябинская практика — использование знака 6.4 с табличкой «Инвалиды» в сочетании со стрелками 8.2.5 и 8.2.6, распространяющими их зону действия сразу на несколько мест. Это вызывает споры не первый год, но в целом считается законным, хотя такая манера неудобна для водителей. При этом ряд нормативов, например строительные нормы и правила (СП 59.13330.2016), требуют индивидуального обозначения каждого места для инвалидов, но суды все же считают требования знаков и ПДД первичными для водителей.
Кстати, место для инвалидов имеет ширину до 3,6 метра, то есть вдвое шире среднестатистической машины. Имейте это в виду, паркуясь по соседству со знаком 8.17 при отсутствии таблички, обозначающей зону действия.
Законна ли эвакуация машин нарушителей из дворов?
Челябинские эвакуаторы периодически работают в жилых зонах, если их обитатели пожаловались в ГИБДД на автомобили, стоящие, например, на тротуарах. Сотрудники инспекции имеют право организовать вывоз автомобилей, мешающих проезду другого транспорта, в том числе коммунальных машин.
Такие меры законны: мы уже разъясняли, что на прилегающих территориях, вроде дворов, также есть улично-дорожная сеть, а значит, есть тротуары и пешеходные зоны. Въезд и остановка на них, кроме ряда исключений, запрещены.
Сложнее с парковой на газонах и детских площадках: пока такие нарушения не попадают под юрисдикцию ГИБДД (газон — это не дорога), но все должно измениться с выходом нового КоАП, который предусматривает штрафы 4–5 тысяч рублей и эвакуацию.
Будьте, кстати, аккуратны у ТРК: их парковки также имеют тротуары, с которых осуществляется эвакуация.
За какие неявные нарушения эвакуируют в Челябинске?
Помимо наиболее очевидных причин, есть и скрытые поводы для эвакуации. Например, не все водители с должной серьезностью относятся к знаку 5.18 «Место стоянки легковых такси», который запрещает остановку частным машинам на расстоянии 15 метров в каждую сторону. Аналогичные правила действуют для знаков, обозначающих остановку общественного транспорта.
Увезти машину могут и со стоянки, где необходимо парковочное разрешение: это отражено на табличке под знаком «Парковка».
Эвакуация положена и в случае, если между автомобилем и сплошной разметкой осталось менее трех метров, причем это касается не только осевой линии, но и разметки, разделяющей попутные направления. Нельзя парковаться ближе 5 метров перед пешеходным переходом и вблизи трамвайных путей.
Увезти машину могут за остановку в разрешенном месте, но под неправильным углом: по умолчанию мы должны парковаться параллельно краю проезжей части, если иное не предписывают таблички «Способ парковки».
Также в Челябинске практикуется эвакуация брошенного автохлама, и процедура будет закреплена в новом КоАП.