![Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/af/ef/75/afef75141d0a881451f013608ec72543/900x900_0xf4VHE45g_0637808811110754359.jpg)
![«Уход Renault торпедирует АВТОВАЗ»: журналист — о возможном разрыве главного партнерства русавтопрома Lada XRAY была пробой пера: в ее основе лежала франко-румынская платформа, но логотип был российским. В будущем подобный подход должен был стать основным | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/e5/1d/5d/e51d5dc05cbd2b14cf57a441782917ee/656x438_1:5723_eae536390fa1b1dda905cfaf3befa606@1280x854_0xRQbPf5gL_0039857824577463862.jpg.webp)
В четверг Renault Group объявила о приостановке выпуска автомобилей в России и возможном выходе из альянса с АВТОВАЗом. Заявление сделано вскоре после выступления президента Украины перед французским парламентом, где он призвал Францию усилить санкции против РФ. Renault был последним из европейских производителей, кто продолжал выпуск машин в марте (хотя и с остановками). Концерн владеет АВТОВАЗом и крайне значим для российского автопрома. О возможных последствиях ухода Renault с рынка рассказал редактор рубрики «Автомобили» Артем Краснов.
Кто-нибудь помнит АВТОВАЗ тех времен, когда он еще не принадлежал Renault, то есть до 2009–2014 годов, когда началось поглощение? Это помнят все: завод-бракодел, клепавший морально устаревшую технику и беспрерывно сосущий бюджеты всех уровней. Предприятие, завязанное на моногород Тольятти, тащили всем миром: для него придумывали программы господдержки, он же был главным бенефициаром таможенных пошлин на подержанные иномарки.
![Lada Priora — последняя модель АВТОВАЗа, запущенная до начала партнерства с Renault | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/79/fe/11/79fe11874e6ac5b9c950939a7e465aa2/656x492_1_dbf46ac676d7ef2c4a4e9e63e367ad25@3000x2250_0x6RzLEcjh_3975078081968448640.jpg.webp)
Впрочем, к концу нулевых годов от неспособности советского гиганта встроиться в капиталистический мир устали, кажется, даже в правительстве и стали подыскивать ему партнера. Первые контакты с Renault начались после кризиса 2008–2009 годов, а выкуп контрольного пакета акций занял пять лет.
В первые годы АВТОВАЗ сохранял идентичность. В 2011 году вышла успешная модель Granta, глубокая эволюция платформы ВАЗ-2108, а в 2015 году дебютировала сногсшибательная Lada Vesta. В инженерном смысле обе машины были именно «Ладами», и унификация с Renault у той же «Весты» была ограничена. Сейчас на «Весты» с японским вариатором Jatco ставятся франко-японские моторы H4M местной сборки, есть общие с Renault решения в конструкции подвесок, но в любом случае «Весту» можно считать своим продуктом. При этом влияние французов чувствовалось сразу по возросшему качеству автомобилей.
![Lada Vesta стала настоящим прорывом АВТОВАЗа, причем ее разработка велась без непосредственного вмешательства Renault под руководством «варяга» Бу Андерссона (вот рассказ бывшего сотрудника, почему шведский топ-менеджер преуспел в Тольятти) | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/a9/7d/d7/a97dd7572138ac6c09b570d81659179c/656x369_1_b15c420f5cbe9a304ae81da2291583b6@1280x720_0xI1BcLNfN_7334677788216334080.jpg.webp)
Lada Largus стал первым опытом создания машины на иностранной платформе и была копией Dacia Logan MCV, мгновенно став бестселлером. В 2014 году Renault уже перенесла из Москвы в Тольятти выпуск Logan и Sandero, а в 2016 запустила еще одну «Ладу» на платформе B0 — хетчбэк XRAY.
![Lada XRAY — это творческая переработка хетча Renault/Dacia Sandero. Она уступала «Весте» в популярности, но продавалась стабильно. В случае ухода Renault сохранить модель удастся едва ли | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/ae/66/23/ae66238f150803a3e1017d83559a1980/656x438_1_e6951815a0903ea3686a6e3f4c02fd5d@1280x854_0xQvHCUU4N_2638696623974271302.jpg.webp)
Финализация покупки АВТОВАЗа Renault Group состоялась в 2018 году, когда доля французов превысила 67%. Но даже тогда оставалось пространство для сохранения идентичности завода: ходили даже слухи, что новый Logan III будет построен на удачной платформе Lada Vesta.
Но победили прагматики: год назад Renault сформулировала новую стратегию, в рамках которой АВТОВАЗ объединяется с румынской Dacia (также принадлежит Renault), а его автомобили полностью переезжают на платформу CMF-B. Первой новинкой должна была стать сменщица Lada Granta, которую до начала военной операции уже собирали в Тольятти малыми партиями.
![Lada Largus — это перелицованная и адаптированная для России Dacia Logan MCV первого поколения (в Европе уже выпускается третье). Машина оказалась крайне успешной, но в марте 2022 года именно Largus подрожал сильнее других моделей АВТОВАЗа — сразу на четверть | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/27/4d/a3/274da37b8b7e90dfe8cea4cc6be99209/656x369_1_97e85381b96650963f03d9b556e95196@1280x720_0xRcvP7drG_0374449790111983124.jpg.webp)
В новой стратегии Renault роль АВТОВАЗа существенно снижалась: из полноценного завода он превращался в филиал франко-румынского альянса, полностью зависимый от глобальных поставок. Lada теряла инженерную и технологическую самостоятельность, а от соплатформенных Dacia отличалась бы дизайном, имиджем и рядом легко настраиваемых параметров. Для крупных корпораций такой подход абсолютно естественен — так меньше издержки.
Нынешний кризис застал АВТОВАЗ в транзитной фазе: завод медленно врастал в структуры Renault-Dacia, но еще не слился с ними окончательно. Костяк модельного ряда у «Лады» еще свой: Granta, Vesta, Niva Legend, Niva Travel. В случае ухода Renault потери вроде бы невелики — Largus да XRAY. Но АВТОВАЗ уже интегрирован в структуры Renault, например, пользуется единой системой закупок компонентов, поэтому даже исконно российские модели частично зависимы от иностранных владельцев АВТОВАЗа.
![Наименее импортозависимыми остаются классические «Нивы»: за исключением электронных блоков и ряда мелких компонентов их выпуск возможен без помощи иностранцев. Но модели уже почти 45 лет | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/3f/5e/8f/3f5e8fc7075017b750ab23cf6a23eb87/656x438_1_d4331864fe216a6b6a65c9fb45de10ac@1024x683_0xHRcCYSVY_7958418448522269996.jpg.webp)
Что будет, если Renault примет решение свернуть деятельность в России? Сразу оговорюсь, что подобное решение для французской стороны крайне болезненно, потому что Россия является для марки вторым после Франции рынком сбыта, в несколько раз опережая все прочие страны, в числе которых (по убыванию значимости) Германия, Италия, Бразилия, Турция. В распространенном французами релизе отмечалось снижение плановых показателей на 2022 год, например, уменьшение прибыльности с 4% до 3%, что свидетельствует о некоем пессимизме французской стороны. На заявление Renault отреагировали на АВТОВАЗе, но возможность ухода материнской компании отрицать не стали, пообещав лишь снизить количество импортных компонентов в автомобилях.
![Lada Granta имеет примесь импорта, но принципиальных проблем с их заменой быть не должно, по крайней мере, если говорить о самых простецких версиях машины с минимумом дополнительного оборудования | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/cd/57/75/cd5775f8ca7e1d10f40eeb2a618ca04f/656x369_1_0e4c9389050ffd687f246a8149caee5b@1280x720_0xX8NPz5Ws_0098943663566544600.jpg.webp)
Хорошая новость: в отличие от чистопородных автосборщиков (Hyundai под Питером или Volkswagen в Калуге), АВТОВАЗ всё еще остается предприятием полного цикла и в теории способен выпускать автомобили и без прямой помощи Renault. Мы не знаем, какие именно компоненты и технологические операции при выпуске «Гранты» или «Весты» зависят от Renault, но развод вряд ли будет мгновенным, и у завода будет время для адаптации. Проблемы с автокомпонентами начались еще в прошлом году и специфическими для нынешнего кризиса не являются, а потому поиск решения идет уже некоторое время.
![Одно время казалось, что дни Chevrolet Niva сочтены, но в 2020 году АВТОВАЗ разорвал партнерство с GM и переименовал модель в Lada Niva Travel, заодно проведя рестайлинг. Это еще одна модель с низкой зависимостью от импорта, но почти столь же архаичная, как и обычная «Нива» | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/a2/77/44/a277448eabe958036c48b0bbe00a814f/656x369_1_28492480327d3d6ef34a380ee903018c@1280x720_0xZQLLkJlK_0308005434910435810.jpg.webp)
Плохая новость: о развитии завода можно будет забыть. Лишившись инженерной мощи Renault и западной культуры производства, скорее всего, он вернется в ту же точку, с которой начал свой французский вояж. Я не удивлюсь, если нормой станут «Лады-Гранты» в самых простейших комплектациях без АБС (такие выпускали в первые годы), а «Ладу-Весту» включат в перспективный план развития до 2036 года. Уход Renault торпедирует АВТОВАЗ, хотя такой гигант может тонуть достаточно долго.
![Последние лет десять АВТОВАЗ встраивался в производственную систему Renault, так что разрыв в любом случае будет крайне болезненным | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/13/93/d1/1393d1092eb6c9299043b3b81f8771cd/656x438_1_fad4e80b0182596ccdc9fccf71c1eec5@1280x854_0xPB0QHDCI_7196312412410660126.jpg.webp)
Есть ли надежда, что завод найдет свой особый путь? Надежда всегда есть: в конце концов, возможен альянс с китайцами, которые знают толк в создании совместных предприятий. Но подобные партнерства вызревают десятилетиями, а собственный потенциал АВТОВАЗа нам хорошо известен по опыту 1990-х годов. Снижение конкуренции плюс статус градообразующего предприятия вернут завод в исходную точку: ту, где его доходы определялись лояльностью властей, а не удовлетворенностью клиентов.
![Источник: Полина Авдошина](https://n1s1.hsmedia.ru/e0/d2/5b/e0d25b2258dd0f4966c3f88e5039b500/900x900_1_737103b064a4550a6e409ee62b1191f1@900x900_0xEvSXAHqP_2169351701791304368.jpg.webp)
Правительство тем временем презентовало проект нового завода по производству сверхмощных электрических кроссоверов под Липецком. Но большая часть традиционных предприятий приостановила производство.
Согласны с автором?