Авто проблема «Инспектор даже слушать не стал»: автомобиль мамы с ребенком эвакуировали у нее на глазах

«Инспектор даже слушать не стал»: автомобиль мамы с ребенком эвакуировали у нее на глазах

Разбираемся, имеет ли владелец автомобиля право забрать его с эвакуатора

Если эвакуатор поехал, остановить его и забрать машину уже нельзя. Но что будет, если владелец появился до начала движения грузовика?
Источник:

Жительница Челябинска Мария остановилась у бассейна ЮУрГУ на улице Сони Кривой с нарушением правил: в момент подъезда эвакуатора ее Hyundai стоял на проезжей части, что в этом месте запрещено знаками. Машину уже загрузили на платформу, когда появилась владелица и попросила инспекторов вернуть автомобиль и ограничиться штрафом, но Hyundai всё равно увезли на штрафстоянку. Не считая потерянного времени, это обошлось Марии в 2040 рублей. Подобные ситуации возникают часто, и мы решили разобраться: имеет ли водитель право забрать свой автомобиль, если появился до отъезда эвакуатора?

На записи видно, что Мария подошла к эвакуаторщиками и инспекторам ГИБДД еще до начала движения спецмашины
Источник:

— Мне нужно было забрать ребенка из бассейна, что занимает пару минут, поэтому я не стала заезжать в [парковочный] карман, — рассказывает Мария. — Когда сработала сигнализация, я выскочила на улицу и увидела, что машину погрузили на эвакуатор, попросила инспектора вернуть ее, но он даже слушать не захотел. Никаких документов мне не оставили и сказали ехать на штрафстоянку и оформлять всё там.

Автомобилистке выписали штраф в 1500 рублей по части 4 статьи 12.16 КоАП (несоблюдение знаков или разметки, запрещающих остановку или стоянку). С этим наказанием Мария не спорит и уже погасила задолженность. Однако ее возмутил отказ инспекторов и эвакуаторщиков вернуть машину на месте.

Дедлайн — начало движение эвакуатора

Автоюрист Лев Воропаев считает, что действия сотрудников ГИБДД могут быть незаконными.

— Эвакуация является не формой наказания автомобилистов, а мерой обеспечения, которая позволяет прекратить правонарушение, проще говоря, устранить помехи для движения, — говорит он. — Поэтому, если на месте эвакуации появляется автомобилист, который имеет право управления данным автомобилем, и если эвакуатор еще не начал движение, машину ему должны вернуть: это указано в статье 27.13 КоАП и согласуется с судебной практикой.

Часть 1.1 статьи 27.13 КоАП. Задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.

Справедливость такой логики подтвердили нам и в ГИБДД города, подчеркнув, что водитель обязан иметь при себе права, регистрационные документы на автомобиль, полис ОСАГО.

— По факту действий сотрудников ГИБДД при задержании [транспортного средства] начальником УМВД России по Челябинску назначена служебная проверка, в ходе которой будет дана правовая оценка их действий, — добавили в ведомстве.

А была ли просьба?

Директор ООО «Нива» (осуществляет в Челябинске услуги эвакуации автотранспорта) Кирилл Сташков рассказал, что проведенное им внутреннее расследование показало законность действий его сотрудников:

— Отказа [возвращать автомобиль] и не было. Девушка подбежала к стропальщикам (сотрудникам эвакуатора. — Прим. ред.) спросить, где забирать транспортное средство, ей объяснили, что на улице Братьев Кашириных, 129а. Она интересовалась, какие документы ей понадобятся на штрафстоянке для возврата, — говорит Сташков. — После этого она пошла к сотрудникам полиции и сказала, что это ее транспортное средство. Эвакуатор в этот момент уже поехал — понятно, там всё оперативно сделано. Сотрудникам она документов не предъявила, и просьбы вернуть машину с ее стороны не прозвучало.

Видеозаписи диалога ни у кого из сторон нет. Сама Мария утверждает, что готова была сразу предъявить документы.

— Я же отлучалась на пару минут, поэтому все документы, включая страховку на автомобиль, у меня были с собой, ключи были, — рассказывает она. — Я их [инспекторов] просила снять машину, они сказали: «Нет, всё, поздно». Я снова говорю: «Снимите машину». Инспектор: «Нет, вы поставили неправильно, до свиданья, забирайте на Кашириных». А на Кашириных мне говорят, мол, пишите претензию в ГИБДД, но совсем не факт, что докажете. Разбирайтесь, судитесь.

Документы на машину обязательны

Лев Воропаев считает наличие у водителя документов важным обстоятельством:

— Безусловно, по закону потребовать снять автомобиль с эвакуатора может лишь гражданин, который подтвердит право владения транспортным средством, и, например, одних ключей от автомобиля недостаточно. Бывает, что документы находятся внутри автомобиля, и здесь водитель может попросить дать ему возможность забрать их из салона.

Но в данном случае информация о наличии документов у сторон расходится. Как понять, кто прав?

— Для автовладельца в таких случаях лучше всего включать запись на смартфоне и говорить: «Я владелец автомобиля, у меня есть необходимые документы, прошу прекратить задержание транспортного средства, поскольку в момент моего появления эвакуатор еще не тронулся», — объясняет Лев Воропаев. — По закону в этом случае инспектор должен распорядиться, чтобы автомобиль вернули, а если владелец утверждает, что документы в салоне — дать ему доступ в машину.

Кирилл Сташков в свою очередь добавляет, что решать подобные конфликты мешает несовершенство местного законодательства:

— Было бы проще сделать, как в Татарстане, где разрешили сгружать транспортное средство вне зависимости от того, закончена эвакуация или нет, — объясняет он. — Для этого включили в тарифы позицию «погрузочно-разгрузочные работы». Если сделать так, вопросов станет меньше, но это должно произойти на законодательном уровне. А возвращать машину человеку без документов мы тоже не можем. Бывает, какой-то прохожий говорит «Снимите машину, это моего знакомого». Это двоякая ситуация.

С 2016 по 2020 годы услуги по эвакуации автотранспорта в Челябинске осуществляло ООО «Лидер-Плюс», одним из собственников которого, по данным системы «Контр.Фокус», был Геннадий Вильшенко — экс-руководитель управления ФСБ по Златоусту (его сын, Сергей Вильшенко, владел крупной долей в скандальной компании ООО «ЮжУралМост»). Сейчас на смену ООО «Лидер-Плюс» пришло зарегистрированное по тому же юридическому адресу ООО «Нива», в число собственников которого с 2007 года входила Надежда Вильшенко. Однако с 2018 года компания, занимающаяся эвакуацией машин, находится в полном владении некоего Виктора Смирнова. Директором «Нивы» является Кирилл Сташков, до этого работавший заместителем директора ООО «Лидер-Плюс».

В последние месяцы эвакуация автомобилей в Челябинске нередко заканчивается конфликтами: например, прошлой осенью обозначенный автомобиль инвалида увезли на штрафстоянку, но ему удалось выиграть суд и добиться моральной компенсации. После публикации 74.RU сотрудники ГИБДД извинились перед автомобилистом.

Зимой участились жалобы челябинцев на подходы ГИБДД к эвакуации машин с мест для инвалидов, и процедура была даже временно приостановлена (но не для всех).

Большой проблемой для Челябинска является плохое обозначение мест для инвалидов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
282
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления