Жители микрорайона «Александровский» обратили внимание редакции 74.RU на спорную организацию движения на пересечении Комсомольского проспекта с улицей 40-летия Победы, где регулярно происходят аварии. Отчасти виноваты сами водители, нарушающие здесь правила, но если углубиться в вопрос, их действия отчасти вынужденные. Мы съездили на место, оценили обстановку и узнали у эксперта, кто больше виновен в таких ДТП?
В чём проблема
Комсомольский проспект в этом месте имеет три полосы, и вроде бы конфликтов быть не должно. Но по утрам с улицы 40-летия Победы в сторону центра сливаются два потока: от «Александровского» два ряда поворачивают налево, а навстречу им со стороны проспекта Победы однорядный поток идет направо. И вроде бы арифметика сходится (2+1=3), но проблема в том, что через 30 метров после перекрестка правый ряд упирается в автобусную остановку и выделенную полосу, движение по которой контролируют камеры (штраф — 1500 рублей). Для поворачивающих здесь оставлено 20 метров прерывистой разметки, через которую они должны перестроиться левее, уступив дорогу тем, кто уже встал в полосу. В том числе тем, кто до это поворачивал налево от «Александровского». Желающих ехать таким зигзагом немного, поэтому почти 100% потока поворачивает направо сразу в среднюю полосу, создавая конфликт с машинами, идущими со встречного направления.
По словам местных жителей, это регулярно приводит к конфликтам, перекличкам клаксонами и авариям, причем виновность в них не так и очевидна.
Как нужно проезжать это место
При повороте направо водители обязаны двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части, о чём вполне однозначно говорит пункт 8.6 ПДД. В отсутствие знаков движения по полосам из правого ряда можно повернуть только в правый, поэтому водители, стремящиеся выехать сразу на середину дороги, — однозначные нарушители.
При этом траектория поворота налево не регламентируется: водитель лишь не должен оказаться на встречной полосе при выезде с пересечений. Иногда на самом пересечении нанесена разметка 1.7, которая задает траекторию поворота, но в общем случае можно завершать его в любой доступной полосе, а при конфликте интересов пропускать помеху справа.
Но есть и обратная сторона медали: при повороте налево водители обязаны уступать дорогу тем, кто поворачивает со встречного направления направо (пункт 13.4 ПДД). То есть в случае столкновения доля вины есть на каждом автомобилисте. Так кто прав?
— С моей точки зрения, основная вина лежит на тех, кто поворачивает направо в среднюю полосу, — считает Лев Воропаев. — При этом с учетом наших реалий, безусловно, вину могут поделить 50:50, вменив второму водителю нарушение пункта 13.4 ПДД. Я сам регулярно проезжаю этот перекресток, поворачивая налево и уступаю дорогу всем. В данном случае работает правило «дай дорогу дураку», потому что в случае аварии замучаешься доказывать инспекторам ГИБДД, что в данном случае поворачивающие направо нарушали.
Кстати, по нашим наблюдениям, автомобилисты, которые едут направо в среднюю полосу, чувствуют себя хозяевами положения и стремятся оттеснить тех, кто повернул налево.
Спровоцированное нарушение?
Отчасти да: повернув направо строго по правилам, водитель должен остановиться и ждать, пока проедет поток в соседней полосе, потому что впереди стоят у остановки автобусы и, главное, начинается выделенная полоса. На перестроение отведено 20 метров: этого расстояния достаточно при разреженном потоке, но неудобно в часы пик. У автомобиля зачастую просто не остается пространства для набора скорости и плавного встраивания в среднюю полосу.
Впрочем, траектории-зигзаги в принципе характерны для участков дорог с выделенными полосами, и в данном случае альтернатив немного.
— В теории, конечно, с помощью знаков движения по полосам можно разрешить здесь поворот направо сразу в среднюю полосу, но это заткнет улицу 40-летия Победы, потому что тогда средний ряд при повороте должен будет уступать дорогу тем, кто поворачивает со встречного направления, — говорит Лев Воропаев. — При этом улица очень нагружена потоком со стороны «Александровского» и «Паркового», тогда как со встречного направления (от проспекта Победы) движение не столь интенсивное. Я думаю, здесь из двух зол выбрали меньшее.
В теории автомобилистам помог бы перенос остановки дальше по Комсомольскому проспекту, чтобы машины имели большее пространство для накопления, разгона и перестроения. Однако в прошлом году на Комсомольском проспекте делали ремонт, а такая разновидность работ не предусматривает переноса остановок.
Кто, на ваш взгляд, больше виноват в ДТП по описанному выше сценарию?
После изменения схемы движения на Комсомольском проспекте возникло несколько крайне неудобных для проезда мест, например, его пересечение с улицей Красного Урала. А год назад на пересечении проспекта с улицей 40-летия Победы образовались впечатляющие лужи. Автомобилисты пытаются объезжать Комсу, из-за чего возрос поток по проспекту Победы, в том числе через прилегающие к нему дворы.
А самая обсуждаемая дорожная тема весны — это расширение улицы Худякова на ее участке вдоль городского бора.