На западном фронте без узких мест. Знакомимся с грандиозными планами расширения Худякова

Расширенный участок в городском бору, по замыслу, решит проблему доступности пригородных микрорайонов

В часы пик участок Худякова, проходящий через городской бор, захлебывается от транспорта. Вопрос в том, почему это происходит: из-за недостаточной ширины дороги или по другим причинам?

В часы пик участок Худякова, проходящий через городской бор, захлебывается от транспорта. Вопрос в том, почему это происходит: из-за недостаточной ширины дороги или по другим причинам?

Поделиться

Пару недель назад в городской повестке робко прозвучала давняя инициатива по расширению улицы Худякова. Мы выяснили, что эта перспектива более чем реальна и проект почти готов, хотя пока не утвержден. Перекроить участок вдоль границ бора планируют уже этим летом. В администрации Челябинска поделились детальным планом расширения Худякова до шести полос на участке к плотине, цель очевидна: ликвидировать пробки, которые возникают из-за так называемой маятниковой миграции жителей западных микрорайонов. И дело не ограничится Худякова: планируется переложить асфальт на самой плотине, ликвидировать круговое движение за ней и построить новую дорогу от западных поселков в сторону Новоградского тракта. Мы нанесли все планы на карту города, побывали на месте и пообщались с инициаторами проекта, чтобы понять, чего в нём больше: плюсов или минусов.

Утренняя пробка на Университетской Набережной перед въездом на Худякова

Утренняя пробка на Университетской Набережной перед въездом на Худякова

Поделиться

Почему эта проблема наболевшая


Нагрузка на улицу Худякова резко возросла после открытия в 2011 году «кривого моста», соединившего ее с Университетской Набережной, по которой двинулись жители Тополиной аллеи и «Академа». Параллельно зарастал домами западный берег Шершней, причем в достаточно авантюрной манере: здесь всегда ощущался дефицит общественного транспорта, магазинов, школ, детских садов. В результате уровень автомобилизации района возрос, а ежедневная миграция создала высокую нагрузку на дорогу по Шершневской плотине и улице Худякова.

Сейчас при работающем светофоре каждое утро и вечер на Худякова выводят регулировщиков. Почему просто не изменить фазы светофора? В ГИБДД объяснили, что инспектор лучше справляется с «рубкой хвостов», то есть не дает загромождать перекресток

Сейчас при работающем светофоре каждое утро и вечер на Худякова выводят регулировщиков. Почему просто не изменить фазы светофора? В ГИБДД объяснили, что инспектор лучше справляется с «рубкой хвостов», то есть не дает загромождать перекресток

Поделиться

В последние годы для регулирования движения на Худякова стали выводить инспекторов ДПС. На такой шаг, очевидно, власти пошли от безысходности, и в ответ на наши запросы в ГИБДД заявили, что сделано это по просьбам самих горожан, а без ручного управления Худякова встанет совсем. Но решение спорно: в часы пик пробки образуются и на Худякова, и на прилегающих улицах, особенно эпичная — на Лесопарковой. При этом сложно сказать, не провоцирует ли заторы сам принцип ручного регулирования, ведь возможности инспектора куда скромнее, чем, например, умных светофоров.

Вечером Лесопарковая  безнадежно стоит

Вечером Лесопарковая безнадежно стоит

Поделиться

Что предлагается


Решение не ново: увеличить количество полос улицы Худякова на участке от Лесопарковой до Университетской Набережной с четырех до шести. Новую схему разработал Челябинский дорожно-транспортный проектный институт. Его директор Виталий Передерий считает, что именно недостаточная ширина проезжей части создает эффект бутылочного горла на Худякова.

Как пройдет расширенная шестиполосная дорога

Как пройдет расширенная шестиполосная дорога

Поделиться

Радикальное преображение ждет и круговой перекресток за плотиной: его превратят в Т-образное регулируемое пересечение, при этом поворачивать направо с любого направления можно будет в объезд светофора по специальным рукавам. На самом регулируемом пересечении число полос увеличено до четырех в каждом направлении, чтобы нарастить пропускную способность перекрестка. Автобусную остановку вынесут за границы пересечения.

Кольцо за плотиной превратят в такой перекресток с островками безопасности и рукавами для поворотов. Лиловым цветом обозначены автобусные остановки. Жители Тарасовки смогут выезжать по новому проезду в районе мини-рынка, а затем — поворачивать налево в сторону плотины

Кольцо за плотиной превратят в такой перекресток с островками безопасности и рукавами для поворотов. Лиловым цветом обозначены автобусные остановки. Жители Тарасовки смогут выезжать по новому проезду в районе мини-рынка, а затем — поворачивать налево в сторону плотины

Поделиться

Но это не все идеи. Новую дорогу планируют проложить от поселка Северного к Новоградскому тракту, что, по замыслу, позволит жителям микрорайонов на берегу Шершней выбираться в северную часть города (Калининский и Курчатовские районы), минуя плотину и центр. Но путь получится длиннее: например, до ледовой арены «Трактор» жителю западных ЖК чуть более 8 км, если ехать через кольцо на плотине. По новому объезду путь составит более 20 км. Если ехать из «Вишневой горки» к заводоуправлению ЧМК, обычный путь составит 24 км, по новой дороге — 34 км. Однако предлагаемый маршрут может стать актуальным для жителей «Вавиловца», «Малинки Village» и «Парковых 2 и 3».

Поделиться

Хотя идея с расширением Худякова мусолится давно, она требует сноса деревьев, приближает дорогу к линии городского бора и, в перспективе, увеличивает общий поток транспорта вдоль лесного массива. Нет ли других альтернатив?

Почему поставили крест на реверсивке


Представленный в 2018 году план развития дорожной сети Челябинска (КСОДД-2018) предполагал создание на рассматриваемом участке Худякова реверсивного движения. Задумка казалась логичной для дороги, которая лежит на пути маятниковой миграции горожан. Такой вариант оценивался и сейчас, но его сочли нецелесообразным. Почему? Объясняет Виталий Передерий:

— Сделать реверсивное движение, не расширяя проезжую часть, по существующим нормативам невозможно. Минимальная ширина реверсивной полосы составляет 3,75 метра, плюс с каждой стороны необходимы буферные зоны по 0,75 метра, итого — 5,25 метра. Мы изучали вариант с пятью полосами, из которых одна реверсивная, но при этом требовалось расширение проезжей части до 21,25 метра, то есть больше, чем в предлагаемом нами варианте.

Сейчас ширина «лесного» участка улицы Худякова составляет 16,7 метра. Если перейти на вариант с пятью полосами без расширения, то размер крайних полос составит 2,8 метра, что не укладывается в нормативы даже для легкового транспорта, не говоря об автобусах.

Так выглядит пересечение Университетской набережной и Худякова утром буднего дня. Во встречном направлении движения почти нет

Так выглядит пересечение Университетской набережной и Худякова утром буднего дня. Во встречном направлении движения почти нет

Поделиться

А не рассматривался ли вариант с четырьмя полосами, при которых в часы пик три полосы переключаются на работу в одном направлении?

— Нет, предметно такой вариант не анализировался, поскольку не имеет смысла: в этом случае в обратном направлении останется лишь одна полоса, что, в числе прочего, затруднит движение общественного транспорта, — говорит Виталий Передерий. — Кроме того, как я сказал, реверсивные полосы шире обычных, поэтому мы просто не пройдем по нормативам.

Как предлагается расширять Худякова

Для получения шестиполосного движения необходимо добавить порядка 5 метров ширины проезжей части. Рассматривалось три варианта: расширение с южной стороны, с северной или сразу с двух сторон (по 2,4 метра). Наиболее целесообразным сочли третий вариант: он дешевле и снижает потребность в сносе деревьев (к этому вопросу вернемся позже). При этом не затрагиваются земли городского бора (особо охраняемой природной территории), а из минусов — только необходимость переноса коммуникаций (высоковольтных кабелей и кабелей связи). Ширина проезжей части составит 20,5 метра (+4,8 метра), правые полосы будут шириной 3,75 метра под габарит общественного транспорта, а четыре центральные — 3,25 метра. Это меньше, чем сейчас, но соответствует новым нормативам, которые применили, например, при ремонте Комсомольского проспекта.

— Для увеличения пропускной способности крайне важно исключить узкие места, — говорит Виталий Передерий. — Улица Худякова имеет шесть полос на отрезке от стыка с улицей Доватора до Лесопарковой, но затем идет сужение до четырех полос, что и приводит к заторам. Если смотреть в обратном направлении, то там идет слияние двух потоков, с плотины и с улицы Университетской Набережной, и пропускной способности Худякова, очевидно, недостаточно для такого трафика.

На участке Худякова от Лесопарковой до Татьяничевой также изменят правую полосу, которая сейчас используется в качестве парковки, а саму парковку перенесут на улицу Витебскую.

Правые полосы Худякова в будущем могут быть целиком отданы общественному транспорту.

По замыслу, расширение участка Худякова позволит гармонизировать движение. Остальная часть улицы шестиполосная уже сейчас

По замыслу, расширение участка Худякова позволит гармонизировать движение. Остальная часть улицы шестиполосная уже сейчас

Поделиться

А как же деревья?


Это самая спорная часть проекта. Авторы заявляют, что для расширения дороги требуется снести порядка 22 деревьев, что компенсируют высадкой 132 деревьев. Кстати, в первоначальной презентации указывалось, что потребуется вырубка 39 деревьев, но с пометкой: «Снос деревьев определен визуально, ориентировочно. Требуется детальное обследование».

Улица Худякова проходит по полосе земли, которая не включена в границы городского бора. С южной стороны (слева на схеме) от края проезжей части до границ бора около 6,5 метра, с северной — более 16 метров. Расширение дороги на 2,4 метра с каждой стороны приведет к тому, что с юга от края проезжей части до границ бора останется 4 метра. Ширина тротуара с южного фланга сократится с 5,5 метра до 3 метров, а северный тротуар делать не будут: такую идею рассматривали, но отказались, чтобы не наносить дополнительного вреда деревьям.

Проезжая часть Худякова пролегает в «просеке» между границ городского бора шириной около 40 метров. При этом обочины плотно засажены деревьями

Проезжая часть Худякова пролегает в «просеке» между границ городского бора шириной около 40 метров. При этом обочины плотно засажены деревьями

Поделиться

Виталий Передерий считает оптимальным решение с минимальной вырубкой:

— Альтернативные варианты предлагали снос значительно большего числа деревьев, здесь же мы обойдемся вырубкой лишь 22 штук с северной стороны улицы Худякова, причем половина из них фактически являются мертвыми. Границы городского бора проходят в 15 метрах от дороги, и речи о вырубке леса на особо охраняемой природной территории не идет.

По нормам от края проезжей части до зеленых насаждений должно быть не менее метра. В основном места для расширения достаточно, но два десятка деревьев всё же придется срубить

По нормам от края проезжей части до зеленых насаждений должно быть не менее метра. В основном места для расширения достаточно, но два десятка деревьев всё же придется срубить

Поделиться

Под снос пойдут, например, вот эти две сосны. Авторы проекта акцентируют внимание, что они уже умерли, но в этом есть и доля лукавства: вероятно, случилось это именно из-за близости магистрали.

Под снос пойдут, например, вот эти две сосны. Авторы проекта акцентируют внимание, что они уже умерли, но в этом есть и доля лукавства: вероятно, случилось это именно из-за близости магистрали.

Поделиться

При этом расширение дороги приблизит ее к другим деревьям, которые окажутся в зоне риска. Виталий Передерий настаивает, что при соблюдении нормативов угрозы для них не будет:

— Нужно будет защитить корневую систему и шейки деревьев с помощью габионов, в остальном расстояние более метра считается достаточным по нормам безопасности, — говорит он. — Кроме того, будут компенсационные посадки в шестикратном объеме. Чем иметь мертвые деревья вдоль дороги, лучше высадить новые там, где им будет комфортно.

Но всё же заявленная цифра в 22 дерева — это пока лишь декларация самих властей. Отдельный вопрос связан с выживаемостью деревьев, которые окажутся в непосредственной близости от шестиполосной магистрали после расширения.

Поможет ли увеличение полос?

Пропускная способность определяется не только шириной проезжей части, но и пересечениями с другими магистралями или переходами. Рассматриваемый участок улицы Худякова ограничен двумя регулируемыми перекрестками: один — с Лесопарковой, другой — с Университетской Набережной и плотиной. Кроме того, поток рвется пешеходными светофорами у школы-интерната и особенно сильно — на дороге, ведущей к резиденции губернатора (Обкомовская дорога).

Основные пробки обычно скапливаются перед пересечениями, тогда как перегон вдоль бора как будто справляется с нагрузкой. Так, например, по данным «Яндекс.Пробки», самые сильные утренние заторы возникают в 7:45, но пробка тянется лишь до светофора на пересечении с Обкомовской дорогой. В обратном направлении хуже всего обстановка в 17:45: затор возникает на участке Худякова, предшествующем «лесному перегону», плюс всё очень плохо на прилегающих улицах. На участке же вдоль границ бора движение плотное, но рабочее.

Это час пик в пятницу вечером. Хорошо видно, что до пересечения с Лесопарковой улица Худякова стоит в пробке (со стороны железнодорожного вокзала)

Это час пик в пятницу вечером. Хорошо видно, что до пересечения с Лесопарковой улица Худякова стоит в пробке (со стороны железнодорожного вокзала)

Поделиться

Но трафик на самом «лесном перегоне» отнюдь не критический, то есть сама по себе улица справляется с нагрузкой

Но трафик на самом «лесном перегоне» отнюдь не критический, то есть сама по себе улица справляется с нагрузкой

Поделиться

Сложным местом являются перекрестки. При этом они и так огромны, то есть увеличить их пропускную способность не так-то просто

Сложным местом являются перекрестки. При этом они и так огромны, то есть увеличить их пропускную способность не так-то просто

Поделиться

Вечерний час пик: машины скапливаются на подъезде к участку вдоль бора, а причина — в светофоре (регулировщике) перед интернатом и Обкомовской дорогой

Вечерний час пик: машины скапливаются на подъезде к участку вдоль бора, а причина — в светофоре (регулировщике) перед интернатом и Обкомовской дорогой

Поделиться

Обкомовская дорога пользуется спросом у велосипедистов. Тут так и просится велопешеходный мост с плавными въездами

Обкомовская дорога пользуется спросом у велосипедистов. Тут так и просится велопешеходный мост с плавными въездами

Поделиться

Вечерний час пик: одолев последнего регулировщика, поток набирает ход

Вечерний час пик: одолев последнего регулировщика, поток набирает ход

Поделиться

Не получится ли так, что расширение Худякова не даст долговременного эффекта, потому что узкими местами станут пересечения транспортных потоков? Виталий Передерий считает, что подобная логика не совсем верна:

— Да, безусловно, пропускная способность участка определяется и перекрестками, но в данном случае мы видим, что проблемы на них возникают, когда поток тормозится сужением улицы Худякова и не может набрать ход, из-за чего пробка разрастается и по самой улице, и в поперечных направлениях. Посмотрите на перекресток Худякова и Лесопарковой: там при включении разрешающего сигнала по улице Худякова проехать пересечение нельзя, потому что впереди стоит «хвост» пробки. То же самое — в обратном направлении, где идет слияние потоков с Университетской Набережной и плотины: перекресток загромождается, потому что транспорт стоит на улице после него.

Перекрестки на данном участке широки и перегружены, но, по мнению авторов проекта, проблемы возникают из-за пробки на узком участке Худякова

Перекрестки на данном участке широки и перегружены, но, по мнению авторов проекта, проблемы возникают из-за пробки на узком участке Худякова

Поделиться

Представители АО «СМЭУ» (отвечают за эксплуатацию светофоров) настаивают, что в случае расширения Худякова можно будет увеличить пропускную способность перекрестков за счет настройки светофоров и переноса стоп-линий ближе к краям пересечений, что сократит холостое время, когда стартующая на зеленый машина подкатывает к перекрестку.

По расчетам, пропускная способность участка возрастет с 3600 до 4200 автомобилей в час (в двух направлениях), то есть на 17%. И это не так уж много: например, в 2021 году на западном берегу Шершней начали строить жилой массив общей площадью 500 тысяч квадратных метров. По нашим прикидкам, это эквивалентно добавлению туда порядка 6–8 тысяч автомобилей, и даже если они не будут стопроцентно ездить в часы пик, то возросшая нагрузка съест изрядную часть профита от расширения дороги.

Ручная регулировка при «живых» светофорах — это, конечно, дикость

Ручная регулировка при «живых» светофорах — это, конечно, дикость

Поделиться

Комплексное решение


Вице-мэр Челябинска по дорожному хозяйству и транспорту Андрей Ксензов подчеркивает, что речь идет о комплексном решении, которое подразумевает ряд других мер для ускорения потоков от западных микрорайонов.

— Обстановку разгрузит дорога, идущая от поселка Северный к Новоградскому тракту, а в перспективе планируется продолжение улицы Братьев Кашириных, — говорит он. — Нынешний проект расширения Худякова я считаю грамотным, особенно с учетом тех ограничений, что накладывают расположенные рядом земли городского бора.

Не получится ли так, что разрастание западных микрорайонов рано или поздно остановит и шестиполосную улицу Худякова?

— Нет, это решение позволит забыть о проблеме навсегда, потому что избыточный поток не пройдет по четырехполосной плотине, и люди всё равно будут выбирать альтернативные маршруты, которые мы им предложим, — считает Андрей Ксензов.

Дорогу на плотине планируется отремонтировать, а пробку на ней — убрать за счет расширения Худякова

Дорогу на плотине планируется отремонтировать, а пробку на ней — убрать за счет расширения Худякова

Поделиться

Глава комитета дорожного хозяйства Ринат Кучитаров объясняет, что расширение Худякова не нужно рассматривать обособленно от других проектов:

— Изначально прорабатывался комплексный подход к решению проблемы, и в администрации губернатора поставлен вопрос и по строительству социальной инфраструктуры на западном берегу: это четыре садика, четыре школы. То есть речи не идет о том, что мы сделаем шестиполосную дорогу и успокоимся. При этом мы пошли не по типовому сценарию, а запланировали полосы меньшей ширины, чем сейчас, чтобы ограничиться минимальным расширением проезжей части.

В 2022 году в микрорайоне «Привилегия» планируется сдача школы на 1100 мест, еще одна такая же школа строится в «Вишневой горке». В этом году введут в эксплуатацию детсады в поселке Западный, микрорайоне «Привилегия» и поселке Кременкуль, к которым в 2023 году добавится детсад в «Вишневой горке». Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области рассматривает строительство еще нескольких школ и садиков в Сосновском районе через механизм инфраструктурных облигаций.

Почему отказались от идеи велопешеходного моста?


Говоря откровенно, слабым звеном улицы Худякова выглядит ее пересечение с Обкомовской дорогой — той, что ведет к резиденции губернатора. Не лучше ли построить здесь двухуровневое пересечение, пустив пешеходов и велосипедистов над землей или под ней?

Летом здесь ощущается конфликт интересов, и пробки зачастую стоят именно до этого рубежа

Летом здесь ощущается конфликт интересов, и пробки зачастую стоят именно до этого рубежа

Поделиться

Андрей Ксензов говорит, что вариант не выглядит реалистичным:

— Подземный переход получится золотым, в том числе потому, что внизу — скальная порода. Обычный пешеходный мост создаст проблемы для велосипедистов, родителей с колясками и маломобильных категорий граждан, а также пенсионеров. А велопешеходный мост — это крупное сооружение, которое не получается вписать в имеющиеся габариты.

В принципе, проект велопешеходного моста по Обкомовской дороге через Худякова был разработан еще в 2019 году и тогда же прошел экспертизу. Проект стоимостью 115 млн рублей предполагал устройство 246-метрового путепровода, перенос коммуникаций и снос 295 деревьев. В мэрии города нам сообщили, что именно из-за последнего обстоятельства его и положили на полку. Также открыт вопрос безопасности роллеров, скейтеров, велосипедистов, самокатчиков и родителей с колясками при спуске с моста.

А что с общественным транспортом?


После активного расширения дорог в 2009–2013 годах Челябинск в последние годы отказался от концепции города для автомобилистов и сделал акцент на развитие общественного транспорта. За это, в частности, выступает областной замминистра транспорта Александр Егоров.

Для западных ЖК проблема излишней зависимости от автомобиля особенно остра: жители уже не первый год жаловались на дефицит автобусных маршрутов, а январскую реформу восприняли в штыки, заявив, что новая схема для них неудобна. Не лучше ли сфокусироваться на этой проблеме и настроить автобусное движение таким образом, чтобы жители западного берега Шершней могли обойтись без автомобиля?

— Безусловно, проблема выходит за рамки только дорожного строительства, — соглашается Андрей Ксензов. — С одной стороны, необходимо развитие общественного транспорта, с другой — внутренней инфраструктуры данных микрорайонов с точки зрения обеспеченности детсадами, школами и другими социальными объектами. И эта работа также будет вестись. Но при этом все подобные проекты носят долгосрочный характер, тогда как дорожная ситуация обострилась уже сейчас. И в этом году у нас есть возможность разгрузить этот участок, заложив фундамент для будущего развития. Так, проект предусматривает создание в будущем выделенных полос для общественного транспорта, который без расширения дороги будет стоять в той же пробке, что и автомобили.

Нынешний поток общественного транспорта на Худякова довольно скромен

Нынешний поток общественного транспорта на Худякова довольно скромен

Поделиться

Проект расширения Худякова еще не принят. Из формальностей ему еще требуется государственная экспертиза, кроме того, администрация Челябинска хочет услышать мнение горожан: общественные слушания в данном случае не нужны, но мэрия всё же стремится понять, считают ли сами челябинцы такой проект оправданным (примите участие в голосовании ниже). В теории, расширение Худякова может начаться уже в августе (деньги в бюджет заложены) и завершиться до конца строительного сезона, равно как и перекладка покрытия на плотине. Остальные работы, возможно, разобьют на несколько этапов, захватив следующий год.

Что касается нашего впечатления, то расширение Худякова выглядит попыткой решить системные и застарелые проблемы малой кровью, сославшись на экстренный характер ситуации. При этом альтернативные варианты рассмотрены, кажется, не в полном объеме.

Западный берег Шершней продолжает активно застраиваться. Очередной проект был анонсирован в начале 2022 года.

Для решения транспортной проблемы Западного предлагалось много решений, включая мост через Шершни.

  • ЛАЙК23
  • СМЕХ4
  • УДИВЛЕНИЕ6
  • ГНЕВ65
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter