В ноябре прошлого года житель Магнитогорска Андрей приехал в челябинский автосалон «Малахит» на Университетской Набережной, 66а/2 и приобрел Hyundai Solaris 2017 года выпуска за 945 тысяч рублей в кредит, попутно отдав еще 130 тысяч за дополнительные услуги. Цена изначально выглядела завышенной — полгода назад сравнимые деньги просили за новые «Солярисы». Но главное — пробег автомобиля оказался значительно выше заявленного, а машина — изрядно битой. Автомобилист обратился в суд и не только расторг договор купли-продажи, но и добился крупной компенсации. Впрочем, автосалон «Малахит» — контора с неоднозначной историей, поэтому вернет ли Андрей свои деньги — вопрос открытый.
Что такое автосалон «Малахит»
Он уже попадал в фокус нашего внимания. Например, в редакцию 74.RU обращался другой автомобилист, который приехал в «Малахит» покупать Lifan X60 за 481 тысячу рублей, но в итоге был склонён к приобретению Renault Logan (вот как это было) за 1,7 миллиона рублей. С учетом переплаты по кредиту общая сумма составит около 3 миллионов рублей.
Подобные конторы появляются в Челябинске регулярно, меняя адреса и названия: им посвящен у нас целый раздел. В разное время такие автосалоны работали под вывесками «Авто-Люкс», «Владис-Авто», «Аспект-Авто», «Миасс», «Металл-Мотор», «Лада-Автоград», «Феррум Авто». А сейчас в автосалоне на Университетской набережной, 66а/2 расположена компания «Марк Моторс», на сайте которой заявлены аномально низкие цены: например, Lada Granta якобы стоит от 310 тысяч рублей (у дилера ее не купить дешевле 678 тысяч).
В случае с Андреем и его «Солярисом» договор купли-продажи был подписан с ООО «Малахитавто», но фактическим владельцем машины являлось некое ООО «Владис-Авто Про», которое стало соответчиком в судебном разбирательстве. Что интересно, ранее в Челябинске работал автосалон с похожим названием «Владис-Авто».
Обществом «Владис-Авто Про» руководит некая Татьяна Петровна Воротинцева, которая, по данным сервиса «Контур.Фокус», ранее была связана с ООО «ДрайвАвто» (в статусе совладельца). ООО с таким же названием в числе прочих упоминал журналист Иван Голунов в большом расследовании деятельности серых автосалонов. Их сеть предположительно связана с бизнесом братьев Конула и Камрана Исмаилова, а также Даниила Полещука, о которых мы уже писали. Притом сами братья отрицают причастность к этим схемам.
Кроме того, ответчиком по «делу о скрученном пробеге Соляриса» стало ООО «Д.С. Дистрибьютор», зарегистрированное в Москве на чердаке здания на улице Искры 31/1. Эта компания предоставляет финансовые услуги и в случае с Solaris продала его владельцу независимую гарантию стоимостью 132 тысячи рублей (навязывание допуслуг популярно у подобных фирм).
Как удалось расторгнуть договор
Это довольно редкий прецедент, и мы уже неоднократно рассказывали, что ни суды, ни полиция обычно не усматривают противозаконности в действиях таких фирм. Исключением является автосалоны «Феррум Авто» и «Миасс», против сотрудников которых возбуждены уголовные дела.
О ходе разбирательств с «Солярисом» рассказывает юрист компании «Автоадвокат» Наталья Усова, которая представляла интересы Андрея в суде Курчатовского района.
— Во-первых, нам удалось добиться ареста 945 тысяч рублей на счетах «Малахитавто» в качестве обеспечительной меры, и, видимо, поэтому представитель ответчика появился на одном из заседаний суда и предложил условия для мирового соглашения, которые выглядели, откровенно говоря, очень мутными, поэтому мы не согласились, — рассказывает она. — На другие заседания ответчики не явились вовсе.
Заявленный при продаже «Соляриса» пробег составлял 78 тысяч километров, но состояние автомобиля говорило, что этот показатель, скорее всего, занижен.
— Предположительно, автомобиль работал в такси, по системе «Автотека» мы увидели, что он является участником множества ДТП, а его пробег в 2019 году составлял уже 98 тысяч километров.
То есть поначалу «Солярис» наматывал по 50 тысяч километров в год, но к концу 2021-го его пробег вдруг сократился на 20 тысяч километров.
— Но данные «Автотеки» не являются исчерпывающими для суда, потому что не являются официальной информацией о пробеге, — продолжает Наталья Усова. — Тогда мы обратились в ГИБДД, и наудачу обнаружилось, что при прохождении одного из техосмотров в 2019 году указан пробег больший, чем был в 2021-м.
Недостоверная информация при продаже автомобиля — существенное нарушение договора купли-продажи, поэтому, по словам Натальи Усовой, суд Курчатовского района принял решение в пользу истца. Таким образом, ответчик ООО «Малахитавто» должен возвратить клиенту 945 тысяч рублей (стоимость автомобиля), еще 530 тысяч неустойки, 500 тысяч судебного штрафа и около 80 тысяч процентов по кредиту под 20% годовых. Итого — более 2 миллионов рублей. Реально ли получить эти деньги с автосалона, которого де-факто уже нет на карте города?
— Это вопрос, конечно, — констатирует Наталья Усова. — Вроде бы 945 тысяч рублей на счетах компании арестовано, но даже в этом случае у нас нет полной уверенности, что удастся их вернуть. Что же касается остальной части суммы, то есть риск, что фирма просто растворится.
Помешать взысканию денег может и введенный мораторий на банкротства.
Что такое «безвозвратная гарантия»
Еще 132 тысячи рублей должны вернуть Андрею за навязанные услуги: изначально ответчиком было ООО «Д.С. Дистрибьютор», но в ходе судебных разбирательств выяснилось, что взыскивать деньги нужно с некоего ИП.
— Ему навязали финансовую услугу, которая называется «безвозвратная гарантия», если очень упрощенно, то это что-то вроде страховки на случай, если человек не сможет платить по кредиту, — объясняет Наталья Усова. — По факту условия такого договора сформулированы таким образом, что получить что-то практически нереально.
Подробности о схеме подобного «страхования» мы уже рассказывали.
Информация о частичном удовлетворении иска есть на сайте суда Курчатовского района. Связаться с представителями ООО «Малахитавто» редакции не удалось: в учетной записи сервиса «Контур.Фокус» нет телефонов, а указанный адрес юрлица помечен как недостоверный (проверка была 4 апреля 2022 года). Редакция 74.RU готова отразить в статье позицию автосалона «Малахит» или ООО «Малахитавто».
Как действуют «серые дилеры»
Клиентов обычно заманивают через интернет-объявления, где указана стоимость автомобиля ощутимо ниже рыночной. В автосалоне человека мурыжат до 10–12 часов под разными предлогами (скажем, нужная машина едет с другого склада), а когда потенциальный покупатель устает и теряет критичность, склоняют его к приобретению другого автомобиля по завышенной цене и в кредит. Иногда клиентов вынуждают подписать тот или иной договор (например, под видом заявки на кредит), после чего утверждают, что отказ от сделки грозит чудовищными штрафами.
Правило простое — не клюйте на объявления с аномально низкой ценой и не покупайте новые автомобили в мультибрендовых салонах, которые не являются официальными дилерами. Как правило, клиенты «серых дилеров» уезжают на машинах, которые на 30–50% дороже аналогичных у официальных дилеров.
На российском авторынке складывается очень сложная ситуация: продажи упали до многолетнего минимума. Дефицит машин и завышенные цены увеличили спрос на автомобили из Эмиратов. АВТОВАЗ тем временем начал выпуск упрощенной версии Lada Granta.