![](https://n1s1.hsmedia.ru/b8/2b/10/b82b106b53bf046f17a7849e31d78650/656x438_1:5723_5829b22f916219dfdf5c87649bf889d4@1280x853_0xb5b0qFdV_7749635446555812007.jpg.webp)
В редакцию 74.RU обратились несколько автомобилистов, которые заявляют, что купили автомобили в автоцентре «Малахит» на Университетской Набережной, 66А/2 с наценками, достигающими сотен тысяч рублей. Мы выяснили, кому принадлежит этот автосалон и как именно доводит клиентов до такой сговорчивости. Справедливости ради, накручивают цены сейчас и официалы, но «серые дилеры» помимо прочего продают автомобили еще и в кредит с огромными сроками и процентными ставками.
Вместо «Лифана» — «Логан», но втрое дороже
С подобными историями мы сталкиваемся регулярно: в Челябинске за последние три года работало несколько автосалонов с близким подходом: «Авто-Люкс», «Владис-Авто», «Аспект-Авто», «Миасс», «Металл-Мотор», «Лада-Автоград», «Феррум Авто». Периодически они закрываются и меняют название и место «прописки».
Истории клиентов — как под копирку. Так, Алексей увидел в интернете рекламу недорогого Lifan X60 (на сайте компании он стоит якобы 481 тысячу рублей) и отправился в автоцентр «Малахит». По версии автомобилиста, после долгого ожидания под разными предлогами его склонили к покупке Renault Logan, который у официального дилера стоит в пределах миллиона рублей, но Алексею обошелся в 1,7 миллиона. Причем кредит сроком на 8 лет с ежемесячной выплатой 30 тысяч означает, что с учетом банковских процентов мужчина отдаст за машину без малого 3 миллиона рублей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e1/10/58/e11058961ce7e53d542f16c7c81b96a6/656x355_1_57d20fcf553f211d2be4ccb5b2f9d3e1@1674x905_0xs6ZjxPOe_8311080727880606690.jpg.webp)
Другой клиент, Михаил, ехал покупать Lada Vesta с анонсированной ценой 587 тысяч рублей, притом что даже базовая комплектация машины у официального дилера в ноябре 2021 года стоила около 800 тысяч. По версии автомобилиста, после ряда отвлекающих маневров ему принесли договор, в котором стоимость Vesta составляла 1,8 миллиона, а ежемесячный платеж по семилетнему кредиту — 60 тысяч рублей. Если бы он согласился, с учетом процентов российская «Лада» обошлась бы ему в 5 миллионов рублей. Впрочем, столь абсурдные условия отпугнули Михаила, и он пытался отказаться от сделки, после чего, по его рассказу, на него оказали психологическое давление: якобы Vesta уже прошла предпродажную подготовку и установку допоборудования, и за одно это он должен автосалону 500 тысяч. В качестве компромисса клиенту предложили Volkswagen Polo за 1,1 миллиона (более-менее соответствует рыночным условиям), и в итоге Михаил согласился на покупку, позже обнаружив, что цена составляет 1,6 миллиона. С учетом переплаты по кредиту Polo обойдется ему в 3 миллиона рублей. Как же так?
— Мне принесли документы на подпись, и к этому времени я находился в автосалоне около 7 часов, был вымотан ожиданием, — объясняет Михаил. — Девушка, сотрудник автосалона, включила видеокамеру и стала объяснять мне условия. Когда я посмотрел договор и увидел, что ежемесячный платеж составляет 36 тысяч рублей в месяц, я заявил, что отказываюсь полностью от покупки автомобиля. На меня начали кричать и оказывать психологическое давление, что тогда я им буду должен заплатить за предпродажную подготовку уже двух автомобилей (Vesta и Polo) миллион рублей. Причем когда я говорил, что отказываюсь от сделки, видеокамеру отключали и возобновляли запись после того, как снова подсовывали договор. Мне показали график платежей с суммой платежа около 22 тысяч рублей, на что я был согласен. Дальше помню все как в тумане, я подписал договор, забрал автомобиль и уехал из автосалона.
По факту же ежемесячный взнос оказался равным 36 тысяч рублей, срок кредита — 7 лет, поэтому итоговые расходы на Polo окажутся примерно в 2,5 раза выше цены автомобиля по прайсу официального дилера.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/95/ff/9d/95ff9d0404a28c9d04940257bd0d8fda/656x438_1:5723_724ebc13448c17e95435eda413ac7ead@1280x853_0xII0hXsrI_6502840446284165428.jpg.webp)
Юрист компании «Автоадвокат» Наталья Усова представляет интересы одного из клиентов автоцентра «Малахит», которому продали Hyundai Solaris 2017 года выпуска за 945 тысяч рублей. На фоне других историй кажется, что в данном случае условия более-менее приемлемы, но есть нюанс:
— Когда мы стали проверять автомобиль по базам данных, во-первых, выяснилось, что он работал в такси, во-вторых, его пробег по всем признакам скручен, — говорит Наталья Усова.
Платный отчет «Автотеки» показывает, что автомобиль был многократным участником ДТП.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/74/ef/75/74ef753b9236da23b2ae04e20a4a392c/656x438_1_a60ea087822d1b0a10ca03f317eaa789@1293x862_0xjTZuRjfa_3837064114010754922.jpg.webp)
— При заключении договора купли-продажи 27 ноября 2021 года продавец проинформировал покупателя, что пробег по показателям одометра составляет 78 118 км, а по данным «Автотеки» на 5 ноября 2019 года, он был 98 344 км, — объясняет Наталья Усова.
Юрист и ее клиент обратились в автоцентр «Малахит» с досудебной претензией, но в автосалоне предложили лишь компенсацию 60 тысяч рублей. Сейчас Наталья Усова готовит судебный иск с целью вернуть автомобиль продавцу.
Что такое автоцентр «Малахит»
«Малахит» — коммерческое название автосалона, юрлицо, указанное в договоре купли-продажи — ООО «Малахитавто». Руководит им Андрей Батолин (данные системы «Контур.Фокус»). Мы попытались связаться с ним по телефонам, указанным на сайте компании, где нам ответили, что поговорить с директором или начальником отдела продаж невозможно, но записали наши телефоны для связи. Мы готовы отразить позицию руководства автоцентра в статье.
Как выяснилось позже, упомянутый Solaris был продан через агентский договор от лица некого ООО «Владис-Авто Про». Что интересно, название близко к автосалону «Владис-Авто», который уже фигурировал в материалах подобного рода. Компания зарегистрирована в квартире жилого дома в Магнитогорске. Руководит ООО «Владис-Авто Про» Татьяна Петровна Воротинцева, которая, по данным «Контур.Фокус», ранее была связана с ООО «ДрайвАвто» (в статусе совладельца). ООО с таким же названием в числе прочих упоминал журналист Иван Голунов в большом расследовании деятельности серых автосалонов. Причем к ООО «ДрайвАвто» было вменено 15 исков, в которых ответчиком называется ООО «Фирма Владис» (совпадает с названием одного из челябинских автосалонов). Нынешним директором ООО «ДрайвАвто» является Татьяна Батолина — обратите внимание, что фамилия совпадает с фамилией управленца из ООО «Малахитавто». Компании выглядят фирмами-однодневками: уставной капитал ООО «Малахитавто» и ООО «Владис-Авто Про», например, составляет 10 тысяч рублей. Запутанные схемы юрлиц нередко используются автосалонами для снижения рисков судебных претензий.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8a/20/95/8a20950594f63809c19ed20b150f8fa5/656x438_1:5723_aeb0f65b62f1cf0ced7a7fc1a38a8455@1280x853_0xuKuhNNIT_8707582268683528771.jpg.webp)
Кроме того, ответчиком по делу о «скрученном пробеге Соляриса» будет ООО «Д.С. Дистрибьютор», зарегистрированное в Москве на чердаке здания на улице Искры 31/1. Эта компания предоставляет финансовые услуги и в случае с Solaris продала его владельцу независимую гарантию стоимостью 132 тысячи рублей (навязывание допуслуг популярно у подобных фирм).
Чтобы вы не утонули в деталях, резюмируем: по данным сервиса «Контур.Фокус», общества с ограниченной ответственностью автоцентра «Малахит» могут быть связны с обширной сетью автосалонов, которые процветают в Челябинске и других крупных городах страны уже не первый год, специализируясь на «нестандартных» методах продажи автомобилей. Это же косвенно подтверждается однотипной схемой работы с клиентами, которых заманивают низкими ценами, а затем изматывают ожиданием и психологическим давлением, вынуждая покупать автомобиль на спорных условиях. Сеть автосалонов предположительно связана с бизнесом братьев Конула и Камрана Исмаилова, а также Даниила Полещука, о которых мы уже писали. При этом сами они отрицают причастность к этим схемам.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/96/0e/01/960e014d9c364f978a676c93ba788143/900x900_1_231c1b7bc6928bc502c278214bb49c27@900x900_0xBHQtFW4k_4466134529614133609.jpg.webp)
Что мешает победить «серых дилеров»
74.RU регулярно получает жалобы на подобные автосалоны в течение последних трех лет. За это время их руководство ни разу не вышло на связь, чтобы отразить свою позицию. После волны публикаций и/или обращений в полицию автосалон обычно исчезает, но практически сразу же появляется близкая по смыслу контора в другом месте и под другой вывеской.
Многие клиенты таких автосалонов обращались в полицию, но та чаще всего не усматривает состава преступления: считается, что люди подписывают соглашение добровольно, и потому речи о мошенничестве не идет.
В нашей летописи есть только два случая, когда полиция прикрывала подобные автосалоны: это «Феррум Авто» в 2019 году и автосалон «Миасс» в 2020-м. Несколько других фирм продолжало работать параллельно, и с чем именно связана такая избирательность, мы так и не поняли. В неофициальных разговорах сотрудники полиции указывают на отличия в подходах разных автосалонов, тем не менее, на наш сторонний взгляд, схемы работы очень близки.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/30/80/2e/30802ec1a0839fbaf3255732fd17f3fc/656x410_1:5723_81fc0de46499a08471b3b1cb7c62e632@1280x800_0xgL9FN08v_6757496324527122963.jpg.webp)
Иван Голунов в своем расследовании пришел к выводу, что братья Исмаиловы и Полещук уходят из городов, где полиция возбуждает уголовные дела против их автосалонов. Почему Челябинск не может справиться с явлением, которое в достаточно неприкрытой форме существует уже много лет, — вопрос без ответа.
Некоторые клиенты пытаются судиться, но и этот путь не гарантирует результата. Наталья Усова объясняет:
— У меня есть клиент, с которым мы выиграли дело против автосалона «Авто-Люкс» по сертификату на оказание допуслуг, но в таких случаях очень важно успеть взыскать сумму, пока компания не прекратила существование. И очень плохо, что суды не всегда принимают ходатайства об обеспечительных мерах, потому что взыскать что-то с фирмы с уставным капиталом в 10 тысяч рублей проблематично.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c8/56/ac/c856ac05b21977e085393656cae11e3f/656x438_1_8a9b3a43c280408881785ec75c526d69@1200x800_0xssJZqnZH_8796118407635649031.jpg.webp)
Работу «серых автосалонов» упрощает и ситуация на рынке: наценки делают сегодня и официальные дилеры. Главное отличие официала — клиенту не навязывают абсурдно дорогих кредитов, и надбавка, как правило, оправдывается установленным дополнительным оборудованием (хотя адекватность его стоимости может быть предметом дискуссий). Несмотря на кризисные явления, объем авторынка в 2021 году даже вырос.