С октября 2022 года в очередной раз изменились правила ОСАГО, но если сентябрьские нововведения привели к подорожанию страховки для многих автомобилистов, то нынешний «апгрейд» призван разбюрократить часть процедур. Указание Банка России было опубликовано еще в декабре прошлого года, но изменения вступили в силу только в минувшую субботу. Ниже — наиболее важные отличия.
Подробности о новых тарифах ОСАГО можно узнать по ссылке.
- Фиксировать свидетелей больше не надо
- Номер меняется автоматически
- Документы из ГИБДД не нужны (почти)
- Экспертиза будет прозрачнее
- О смене собственника надо уведомлять
- Что еще изменилось в ОСАГО
Фиксировать свидетелей больше не надо
Раньше в законе об ОСАГО был пункт, обязывающий участников аварии указывать в извещении о ДТП фамилии и адреса очевидцев случившегося. Теперь этот пункт исключен, и причин две. Во-первых, такие действия подпадают под сбор персональных данных и фактически требуют письменного разрешения самих очевидцев. Во-вторых, этот пункт был мало востребован: извещение о ДТП заполняется при оформлении аварии по европротоколу (без ГИБДД), и участники редко фиксируют очевидцев. Автоюрист Лев Воропаев считает, что напрасно.
— Из-за низкой гражданской активности другие водители редко останавливаются возле места ДТП, чтобы оставить свои контакты, а у самих участников в первые минуты голова занята другим, — говорит он. — Поэтому этот пункт извещения заполнялся крайне редко. Но с точки зрения практики однозначно очевидцы очень помогают установить картину ДТП. Даже безотносительно требований страховых я бы фиксировал данные тех, кто видел происшествие. А отменили этот пункт, думаю, из-за противоречия нормам о сборах персональных данных.
Номер меняется автоматически
Раньше на автовладельца накладывалась обязанность сообщать в страховую госномер автомобиля в случае его изменения или первичной регистрации машины. Теперь же страховые получили возможность самостоятельно запрашивать данные о госномере через базу данных АИС. При получении сведений они уведомляют собственника об успехе, но тонкость в том, что, если по каким-то причинам страховая не смогла узнать новый госномер, собственник по-прежнему обязан сообщать о нем.
Кроме того, если он хочет внести новый госномер в бумажный бланк ОСАГО, потребуется обращение в страховую. Но для проверки на дороге этот номер уже не нужен: предполагается, что инспекторы ГИБДД проверят подлинность полиса с помощью системы АИС.
— Особенных проблем с полисами, в которые не вписаны госномера автомобилей, я не предвижу, — считает Лев Воропаев. — То же касается ДТП: у нас и раньше если в полисе не было номера автомобиля или он был указан неверно, это не являлось причиной отказа в выплате.
Документы из ГИБДД не нужны (почти)
Одна из неприятных обязанностей при оформления аварии в ГИБДД — это получение документов в Госавтоинспекции (копия протокола, постановления об административном нарушении или отказе в возбуждении дела). Как правило, это требовало выезда в один из пунктов ГИБДД и стояния в очередях. Теперь закон об ОСАГО разрешает страховщику и клиенту подписать согласие, которое позволит компании самостоятельно получить все необходимые данные в ГИБДД. Но если страховой не удастся это сделать, то получать документы придется самостоятельно.
Экспертиза будет прозрачнее
Раньше, чтобы узнать результаты технической экспертизы автомобиля, собственнику требовалось написать заявление. Теперь ему достаточно лишь указать способ, которым страховая должна уведомить его о результатах экспертизы. После этого в течение пяти дней после самой процедуры они должны прийти на почту или в личный кабинет собственника. Лев Воропаев считает, что если эта норма будет работать на практике, она существенно облегчит споры со страховыми по поводу ущерба.
— Сегодня, по сути, мы почти не имеем доступа к результатам технической экспертизы автомобиля, — говорит он. — Собственника могут познакомить с актом осмотра транспортного средства, а потом уже выдать ему страховой акт — это один листочек, на котором отражена сумма ущерба, способ компенсации и так далее, но без подробностей расчета.
Результаты технической экспертизы если и показывают собственнику, то по заявлению и на экране компьютера в страховой компании, то есть полноценного доступа к этому документу зачастую нет.
— При этом результаты экспертизы очень информативны: они показывают, по какой методике рассчитывали ущерб, правильно ли использовали справочник запчастей, не забыли ли отдельные позиции и так далее, — продолжает Лев Воропаев. — Поэтому, если автомобилистам откроют доступ к результатам технической экспертизы, да еще будут присылать ее автоматически на почту, это существенно облегчит проверку правильности расчета.
О смене собственника надо уведомлять
При продаже автомобиля владельцы зачастую пытаются вернуть часть неиспользованной суммы страховки, уведомляя страховую о перерегистрации. Но если владельцу не нужна эта остаточная компенсация, раньше он мог не уведомлять страховую о продаже машины, а теперь обязан.
— Думаю, это сделано для того, чтобы исключить выплату страховки, если в ДТП попадет новый собственник, не перезаключив договор на свое имя, — считает Лев Воропаев. — По закону, если на автомобиль оформлен полис ОСАГО, пусть даже конкретный водитель в него не вписан, страховая обязана компенсировать пострадавшей стороне ущерб. Видимо, они прикрывают эту лазейку: получив уведомление об изменении собственника, они аннулируют старый полис.
Что еще изменилось в ОСАГО
С 13 сентября в очередной раз расширился тарифный коридор ОСАГО: относительно осени прошлого года максимальный тариф вырос на 39%. Предыдущее подорожание было в январе 2022 года. Стоимость страховок для некоторых категорий достигла 100 тысяч рублей (и это не предел), и даже водители с идеальными параметрами отмечают подорожание. При расчете суммы ущерба разрешили учитывать неоригинальные детали, но их стоимость не должна быть ниже одной пятой от цены оригиналов.
Весной существенно изменилась таблица коэффициентов бонус-малус, отражающих аварийность водителей. Если раньше разница в стоимости полисов между очень проблемным и идеальным водителем была пятикратной, то теперь достигла восьмикратной величины.
При этом страховщики уже называют проведенную реформу недостаточной и просят продлить сроки ремонта автомобилей.