В прошлом году цены на автомобили обновили все рекорды, и особенно высокий уровень наблюдался весной (за Tiguan просили 8,5 миллиона). Во второй половине года произошел легкий откат, и некоторые модели подешевели, хотя всё равно их цены оказались заметно выше докризисного уровня. В 2023 году эксперты не видят поводов для существенного удешевления машин, хотя точечные корректировки возможны.
— В этом году ситуация не изменится, потому что главным драйвером роста цен был дефицит автомобилей, и он никуда не исчез, — говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. — Массового импорта машин не возникает, дефицит сохраняется, и единственное, что сдерживает этот процесс, — ограниченность денежных средств у россиян. Потребители сильно снизили закупки, у них просто нет ресурсов. Я думаю, мы будем видеть равновесную ситуацию.
Высокие цены прошлого года оформились на фоне сравнительно крепкого рубля, но под Новый год его курс начал ослабевать. Может ли этот фактор привести к еще большему повышению цен?
— Гадать о курсах валют бессмысленно, они зависят в том числе от макроэкономической ситуации, и вряд ли их кто-то сможет прогнозировать, но в любом случае вряд ли это окажет сильное влияние, — рассуждает Антон Шапарин. — Курсы валют актуальны при формировании цены нового импортируемого автомобиля, а у нас идет продажа того, что уже было завезено или продукции АВТОВАЗа, которая от валют зависит в меньшей степени.
В дилерской среде, напротив, очень надеются на усиление конкуренции за счет выхода на рынок новых китайских брендов. Так, в конце прошлого года в Россию пришли Omoda, Tank, Voyah, а в наступившем ожидаются дебюты еще нескольких чайнакаров. В 2022 году китайские марки работали с существенными наценками, поскольку оказались монополистами, но появление соперников в теории должно сдержать аппетиты.
При этом дилеры отмечают, что жесткий подход к доению рынка китайскими марками не несет автобизнесу России и клиентам никаких плюсов:
— Да, мы вынуждены переносить центр тяжести на китайские марки, но это товарищи со своим подходом, они своего не упустят, а теперь у них есть еще и мощный рычаг, — объясняет генеральный директор автохолдинга «Планета Авто» Андрей Кольцук. — Бизнес они ведут так жестко, что многие потом еще заплачут: у них есть возможность заработать — они ей воспользуются. Надеяться на то, что китайцы спасут рынок? Ну это розовые очки. Проблема же в том, что рынка потребления нет, доходы населения падают, люди уезжают, население в стрессе и не готово приобретать дорогие товары, автомобили. Пока не будет сформирован новый политический курс в автобизнесе, будет лишь вялое подрыгивание. Да, китайские марки остались, но цены подскочили в 2,5 раза, и им плевать, может ли дилер продать автомобиль за такую цену или нет.
Китайские бренды работают в ценовой нише от 2 миллионов рублей, в том числе, вероятно, по политическим мотивам: чтобы не конкурировать с российскими марками. Поэтому в ценовом сегменте до 1 миллиона рублей монополистом стал АВТОВАЗ, а в нише 1–2 миллионов рублей предложений практически нет. Исправить это призван новый проект АВТОВАЗа по выпуску иномарок под брендом Lada на бывшем заводе Nissan в Петербурге, но производство в лучшем случае стартует во второй половине года, а план по выпуску — 10 тысяч автомобилей. Для сравнения, завод Hyundai в Питере в лучшие времена выпускал более 200 тысяч машин в год.
В конце прошлого года на бывшем заводе Renault запустили производство автомобиля «Москвич». Но цена намекает, что бестселлером он станет едва ли. А вот примеры новых машин, которые можно купить за миллион рублей.