
Toyota Prius — самый медийный гибридный автомобиль, но далеко не единственный
Фото: Toyota
Поделиться
Челябинец Денис искал экономичную иномарку и планировал взять довольно популярную в России Toyota Prius. Но обнаружил, что из-за особенностей гибридной силовой установки такие машины тарифицируются по суммарной мощности бензинового и электрического моторов, что драматично увеличивает некоторые расходы. При этом, например, для чисто электрических автомобилей в Челябинской области действует нулевой транспортный налог, но для гибридов он может быть в 10 раз выше, чем для бензиновых машин. Речь о законодательной странности, которую полезно иметь в виду перед покупкой гибрида.
Что такое гибриды?
Это автомобили с комбинированной силовой установкой, которая включает двигатель внутреннего сгорания (чаще всего бензиновый) и электромотор. Есть много разновидностей гибридов, например так называемые мягкие: в них электромотор имеет небольшую мощность и помогает при интенсивных разгонах (пример — Nissan Murano с
В России интерес к гибридам в докризисные времена был невысок, потому что официально к нам завозили ограниченный набор моделей — и чаще дорогих. Но развитие параллельного импорта пробудило интерес к гибридам, потому что они неплохо представлены на рынках Японии, США и Европы.
Но с осени 2022 года их паспортную мощность в России порой рассчитывают, суммируя показатели бензинового и электрического моторов. Тенденцию зародило письмо Минфина
Изначально письмо относилась к процессу растаможки автомобиля и, кстати, само по себе обременяло ввоз гибридов. Скажем, Toyota Prius IV имеет бензиновый мотор выгодной мощности

Toyota Prius четвертого поколения с 2017 года продавалась в России официально, но цена превышала
Фото: Toyota
Поделиться
Но акциз оплачивается однократно при ввозе машины, а главные чудеса начинаются дальше. При оформлении свидетельства о безопасности (СБКТС) лаборатории в некоторых регионах стали также суммировать мощности бензинового и электрического моторов, и цифра копировалась в ПТС и другие документы. Ситуация тем более пикантна, что для электромоторов налоговой считается максимальная мощность, обеспечиваемая в течение 30 минут, которая далеко не всегда эквивалентна пиковой мощности электромотора. То есть, помимо суммирования показателей, один из них еще и завышается.
Далее эта увеличенная мощность используется при исчислении разных сборов. Насколько они вырастают из-за такого подхода? Зависит от конкретного гибрида, и в каких-то случаях это почти незаметно, в других — очень чувствительно. Вот примеры расчетов.

Hyundai Ioniq бывает чистым гибридом или подзаряжаемым
Фото: Auto.ru
Поделиться
Гибрид Hyundai Ioniq стоит сравнительно недорого и оснащается

Гибридная Honda Vezel
Фото: Honda
Поделиться
Honda Vezel часто везут из Японии, и есть выбор автомобилей ценой до 1,5 миллиона рублей. В гибридной версии электромотор имеет небольшую мощность в

Гибридная Toyota RAV4 в некоторых версиях оснащается двумя электромоторами
Фото: Toyota
Поделиться
А вот экстремальный пример — подзаряжаемый гибрид Toyota RAV4 PHV. Он имеет сразу три мотора, и если мощность бензинового составляет

Гибрид Honda Stewgn Spada имеет очень мощный электромотор, что в случае суммирования мощности увеличивает транспортный налог чуть более чем в 20 раз
Фото: Honda
Поделиться
Ну а на вершине пищевой цепи — Honda Stepwgn Spada V: по сути, она является электромобилем со
Не все сертификационные лаборатории суммируют мощности моторов, и в России встречаются одинаковые гибриды с разными данными в ПТС. В любом случае, покупая бензоэлектрический аппарат, учитывайте эти особенности. Что касается уже эксплуатируемых в России машин, то нужно просто смотреть на параметры в ПТС: если указана мощность только ДВС, проблемы нет.
Схемы параллельного импорта набирают обороты. Например, предлагается широкий выбор Volkswagen, но они недешевы. Есть и предложения до 1 миллиона рублей, хотя довольно экзотические: например, вы слышали о Chevrolet Damas? Ввоз автомобиля из Европы возможен, но требует больших расходов на посредников: вот пример расчета цены для