
Электромобили BYD в одном из автосалонов выставлены пока ради исследования спроса. Но спрос растет
Фото: Артем Краснов
Поделиться
Продажи электромобилей в России по итогам прошлого месяца оказались почти вдвое выше результата годичной давности и достигли 550 машин. А с начала года продажи превысили 900 штук, что означает полуторакратной рост в годовом выражении, сообщает агентство «Автостат». При этом доля машин на электротяге достигла 1%, и хотя в целом это небольшая величина, нужно помнить, что еще год назад она была втрое меньше. А, например, десять лет назад, по итогам 2013 года, доля электромобилей составляла 0,0035%, то есть выросла почти в 300 раз.
Причины этого, правда, скорее печальны: продажи новых машин обрушились из-за дефицита и дороговизны, поэтому сыграл роль эффект низкой базы. Но не только, потому что продажи электромобилей растут и в абсолютных величинах, например за весь 2013 год продавалось меньше электромобилей, чем сейчас — за неделю.

Evolute i-Pro, i-Jet и i-Joy, которые собирают в Липецке из китайских машинокомплектов
Фото: Evolute
Поделиться
Десятку самых популярных электромобилей в феврале возглавляет седан Evolute i-Pro, который выпускается липецкой компанией «Моторинвест», но де-факто является моделью Dongfeng Aeolus E70. На втором месте — ввозимый параллельным импортом Volkswagen ID.4, «серая» Tesla Model Y, далее кроссовер Voyah Free, Volkswagen ID.6, вторая модель Evolute i-Joy, BMW iX, люксовый Hongqi E-HS9, Skywell ET5 и спорткар Zeekr 001. Состав получился очень разношерстным, например, лидер списка i-Pro является простенькой моделью в оболочке старого Nissan Sylphy и стоит около 3 млн рублей, тогда как Hongqi
Hongqi E-HS9 — премиальный электрический кроссовер
Фото: Auto.ru
Поделиться
Тенденция говорит в пользу электромобилей. Продажи многих перечисленных марок стартовали только в прошлом году (некоторых — в конце года), так что они еще только набирают обороты. Evolute планирует вывод на рынок минивэна i-Van, кросс-купе i-Jet и еще одного кроссовера класса С+. К списку скоро добавится «Москвич 3е», причем на бывшем заводе Renault до конца года планируется собрать аж 10 тысяч электрических «Москвичей», а в перспективе довести этот показатель до 20–25 тысяч. На такую же величину ориентируется липецкий Evolute. Попутно калининградский «Автотор» анонсировал проект переделки классических автомобилей в электрокары, а дилеры проявляют к ним всё больший интерес. Электрическую версию Largus готовит АВТОВАЗ, рассматривая также и чисто российский электромобиль e-Neva, а в Саратовской области скоро стартует сборка электромобилей FAW Bestune NAT под маркой Alfarus.

Электрический «Москвич 3е» почти не отличается от обычной «трешки» внешне, но гораздо мощнее: 193 л. с. против 150 л. с.
Фото: Москвич
Поделиться
Вообще, Минпромторг называл переход на электромобили одним из приоритетов еще до кризиса 2022 года, но печальные события, как ни странно, подстегнули развитие. Россия столкнулась с дефицитом компонентов для классических автомобилей, а производство электрокаров в целом проще: у них нет сложного ДВС, а зачастую — и коробки передач. Основные технологические партнеры России, китайцы, весьма поднаторели в производстве электромобилей, и Россия всё больше уповает именно на восточный опыт. Наиболее проблемным узлом электромобиля является аккумулятор, поэтому в России создается несколько кластеров по производству тяговых батарей, включая проект в Москве и гигафабрику в Калининградской области (проект Росатома).
Другой нерешенной проблемой является сеть зарядных станций, но и ей уделяется внимание: почитайте, например, как предпринимательница из Челябинска занялась строительством ЭЗС.

Эти Evolute i-Pro будут работать в нижегородском такси
Фото: Evolute
Поделиться
Впрочем, не станем преувеличивать. Если тщательно посмотреть структуру продаж электромобилей, основной спрос идет от госструктур, сервисов каршеринга, такси и состоятельных людей. Что касается массового потребителя, интерес к электрокарам по-прежнему близок к нулю. Но, вероятно, это может измениться.
Будьте аккуратны при покупке «параллельных» автомобилей: надзорные органы стали постфактум проверять их легальность в России.