Авто подробности Последнее китайское предубеждение: что говорят независимые рейтинги о надежности автомобилей из КНР

Последнее китайское предубеждение: что говорят независимые рейтинги о надежности автомобилей из КНР

Машины из Поднебесной открылись миру недавно, поэтому достоверных данных об их безотказности мало

Мы посмотрели рейтинги, чтобы понять, насколько в реальности выросло качество «чайнакаров»
Источник:

Сегодня автомобили из КНР выглядят не хуже моделей именитых брендов, но всех волнует другой вопрос: насколько они надежны в сравнении с Renault, Volkswagen или Toyota? Поводов усомниться в их качестве предостаточно. Китайский автопром начал развиваться поздно и отстает от европейского, грубо говоря, на целый век. Экземпляры «чайнакаров» 20-летней давности вызывали оторопь и ломались даже во время тест-драйвов (был у меня такой опыт с BYD Flyer). А последнее время они увлеклись сложными и рискованными технологиями, пытаясь опередить мировой автопром в турборежиме. Но на их стороне мощь и богатство китайской экономики, а еще громадный рынок (25 миллионов в год), позволяющий прогрессировать очень быстро. Так что у них с надежностью? И есть ли у китайцев марки-лидеры по этому показателю?

Оценить надежность «китайцев» непросто: например, они почти не представлены в Европе, где можно было бы сравнивать их с привычными нам моделями. В прошлом году в Старом Свете продали менее 200 тысяч китайских автомобилей, из которых 65% — это английский бренд MG, принадлежащий компании из КНР (Nanjing Automobile). Куда больше в ЕС реализуется Tesla китайской сборки, но в этом материале мы концентрируемся сугубо на автомобилях родных для Поднебесной брендов. А с ними всё сложно: в немецком рейтинге TUV или английском WarrantyDirect просто нет интересующих нас «Чери» или «Джили».

«Москвич 3» тоже является китайским автомобилем — это JAC JS4
Источник:

Наиболее релевантны данные американской компании J.D. Power, которая имеет подразделение в Китае. Ее рейтинг оценивает качество и надежность автомобилей на основе претензий клиентов, правда включает не только поломки, но и любые нарекания. Например, в случае с китайскими автомобилями общим местом являются жалобы на плохую шумоизоляцию и качество мультимедийных систем, что совпадает с субъективными оценками.

Японцам пока уступают

Если сравнить отчеты J.D. Power для автомобилей разных «национальностей», получается любопытная картина. Рейтинг отражает среднее количество проблем, приведенное к сотне автомобилей. Учитывается период владения с 13-го по 48 месяц эксплуатации (то есть 1–4 года).

Для японских автомобилей на домашнем для них рынке показатель составляет 56 единиц, для китайских непремиальных внутри самой КНР — 184 (тут подчеркнем, что речь именно о китайских марках, а не совместных предприятиях с иностранными компаниями). При этом для непремиальных машин в США показатель J.D. Power составляет 182 проблемы на 100 автомобилей, то есть почти идентичен китайскому.

Рейтинг отражает, скорее, субъективную удовлетворенность качеством машины, чем именно надежность, но показывает, что китайские автомобили значительно уступают японским, но плюс-минус близки к американским (хотя тут нужно учесть и большую придирчивость американцев при оценке).

На что жалуются «чайнаводы»

В рейтинге J.D. Power для китайских автомобилей много внимания уделено именно жалобам на мультимедийные системы: плохая работа радио, бликующие экраны (о, да!), неточная работа навигационной системы, некачественное распознавание голоса. Есть и претензии к запаху клея в салоне, хотя, по моим ощущениям, с этой проблемой почти удалось справиться.

Geely попала в тройку лидеров среди китайских брендов по версии J.D. Power. Но продукты совместных предприятий с иностранными компаниями расположены выше местных автопроизводителей
Источник:

Среди автомобилей, продающихся в Китае, максимальный рейтинг J.D. Power предсказуемо имеет немецкий бренд Porsche — 136 проблем на сотню машин, далее идут Land Rover (145) и BMW (147). Близки к ним продукты совместного предприятия FAW Toyota (159), а лучший из известных нам китайских брендов — это Geely (178).

По отчетам J.D. Power хорошо виден прогресс китайских марок: так, в 2010 году фиксировалось 298 проблем на 100 машин, а уже на следующий год их количество сократилось до 218 (сейчас 184). В те годы проблемы были серьезнее, например, клиенты жаловались на потерю мощности двигателя при включении кондиционера, шумные тормоза, неработающие стеклоочистители, высокий расход топлива и запах из системы вентиляции. В последующих отчетах рейтинг J.D. Power колебался в диапазоне 150–180 единиц, что, вероятно, связано с улучшением качества с одной стороны и с усложнением китайских машин с другой (а последнее обычно приводит к росту числа нареканий).

Китайская метрика

Внутри Китая есть собственный рейтинг, напоминающий J.D. Power — его составляет китайская ассоциация контроля качества автомобилей (Chinese Automobile Quality Network). В нем также используются жалобы клиентов, и по итогам 2022 года было обработано около 36 тысяч заявок. Лидерские позиции в рейтинге занимают совместные предприятия китайских компаний с именитыми производителями: Honda (Dongfeng), Jetta (это суббренд Volkswagen для китайского рынка), Mitsubishi (GAC).

Из китайских брендов лидирует, как ни странно, Volvo — ее авторы исследования причисляют к местным маркам (шведская компания принадлежит Geely). Из чисто китайских производителей впереди люксовый бренд Hongqi, сразу за ним — Dongfeng Fengon и Geely. Неплохо выглядят Tank и Changan, а вот Chery находится во второй половине списка, равно как близкие ей бренды Jetour, Exeed, Kaiyi. При этом в рейтинге качества первого года эксплуатации Chery Arrizo 5 Plus лидирует (в России это Omoda S5).

В апреле начались продажи модели Omoda S5 — седана, копирующего Chery Arrizo 5 Plus
Источник:

Вообще, сделать однозначный вывод о долговременной надежности китайских автомобилей нельзя — все рейтинги такого плана имеют элемент субъективности и оценивают относительно новые модели в возрасте до 3–4 лет, что не позволяет ответить на вопрос, сможет ли китайский турбомотор пройти без поломок 200–300 тысяч километров. По общему количеству нареканий чисто китайские бренды пока уступают продукции совместных предприятий, но и аутсайдерами не смотрятся. Достаточно сказать, что последнее место в рейтинге Chinese Automobile Quality Network занимает популярная в России Skoda.

Любовь к турбинам

Главная проблема — это невозможность оценить надежность дорогостоящих узлов «чайнакаров», например, двигателей и коробок передач. Помимо отсутствия рейтингов сказывается и переменчивость китайского автопрома. Например, в 2016–2018 годах марки Из КНР стали переходить на двигатели объемом 1,5 литра, которые сулили льготные тарифы при экспорте. Поскольку атмосферные моторы такого формата имеют ограниченную мощность, китайцы стали активно внедрять турбомоторы и большинство продаваемых в Россию кроссоверов из Поднебесной имеют 1,5-литровые двигатели с наддувом мощностью 150–185 л.с. Столько высокий уровень форсировки потенциально снижает надежность, да и сам турбонаддув бензиновых двигателей считается капризной технологией. Но в массовый обиход китайские турбомоторы вошли пять-семь лет назад и выборки автомобилей с большими пробегами по России пока просто нет.

Двигатель BlueCore на Changan Uni-V развивает 181 л.с. при объеме 1,5 литра
Источник:

Китайские компании пытаются убедить публику в надежности своих турбомоторов разными способами, например, Changan в 2020 году вошел в Книгу рекордов Гиннесса, но в странной категории — «Самая длинная прямая трансляция». Она длилась 259 часов, пока турбодвигатель BluCore NE 1.5 T работал на предельной частоте 5500 об./мин. Хотя, если честно, это мало что доказывает.

Ржавь и цинк

Как еще оценить качество китайских машин? Например, с первых лет в России они быстро ржавели, поэтому сейчас сложно увидеть Chery Amulet с целым кузовом. Даже в 2016 году лишь треть китайских автомобилей имела оцинковку кузова, и вообще, долговечность никогда не была приоритетом для машин из КНР с их стремительно меняющимся автопромом.

Оставшиеся в России Chery Amulet часто выглядят вот так
Источник:

Проблема сохраняется до сих пор, но всё же китайцы учитывают особенности российской эксплуатации. Поэтому тульские Haval имеют двухстороннюю оцинковку всех кузовных панелей, кроме крыши. Кузова белорусских Geely Coolray также штампуют из оцинкованного листа, а затем подвергают катафорезному грунтованию. Но, например, Chery Tiggo 4 Pro лишь частично оцинкован холодным методом, хотя более дорогой Chery Tiggo 8 имеет гальваническое покрытие на внешних панелях кузова, кроме капота и крыши. Холодным способом (то есть не самым эффективным) оцинкован кузов Changan Uni-K, хотя модель сравнительно новая и дорогая. Cитуация с коррозионной устойчивостью китайских моделей неоднородна, и эта зона риска, скорее всего, остается, хотя марки из Поднебесной всё чаще учитывают этот фактор при экспорте моделей.

А что с безопасностью?

Она не связана напрямую с надежностью, но многое рассказывает о качестве автомобиля. Например, для хорошей защиты седоков при фронтальном и боковом ударе используют кузова с клетками безопасности из высокопрочных сталей, при этом все системы должны работать стабильно и надежно: преднатяжители ремней, подушки безопасности, деформируемые зоны. У китайцев с этим поначалу были проблемы.

В 2007 году китайский бренд Brilliance «прославился», набрав лишь одну из пяти звезд в краш-тесте EuroNCAP, чем закрыл себе путь в Старый Свет. Но уже в 2011-м Geely Emgrand EC7 набрал уже четыре звезды, что тогда казалось достижением.

Сегодня ситуация радикально иная: китайские машины колотят в Европе всё чаще и максимальные пять звезд набрали, например, BYD ATTO3, Chery Omoda 5 (в России — Omoda C5), Link&Co 01, Nio ET7 и ES8, Wey Coffee 01/02.

В европейском краш-тесте EuroNCAP Omoda C5 набрала 5 звезд
Источник:

Кстати, в Европе продают в основном неизвестные у нас модели, кроме Omoda C5, что объясняется разностью предпочтений: России китайцы адресуют классические модели, Европе — в основном гибриды и электромобили.

В КНР есть свой рейтинг безопасности C-NCAP с похожей на европейскую методикой. Максимальные пять звезд в нем набирают, например, популярные в России Chery Tiggo 7 Pro и Tiggo 8, Geely Atlas и Haval F7. Для сравнения: модели умершего бренда Lifan, одно время популярные в России, набирали в основном по три звезды.

В качестве вывода

Долгие годы китайские марки были практически неизвестны в мире, а в России их доля лишь в последний год поднялась выше 5–8%, а потому достоверных данных о их надежности мало. Оценивать современные «чайнакары» по уже поездившим моделям пятилетней давности тоже не всегда правильно: машины из КНР прогрессируют так быстро, что в некоторых случаях пять лет — это существенная разница.

Интерьер JAC JS6. По качеству отделки и эргономике китайские кроссоверы вполне сравнимы с корейскими. Претензии в основном к мелочам, например, обилию маркого пластика
Источник:

Можно лишь констатировать, что за последние 20 лет китайские автомобили стабильно улучшали все аспекты: ровнее стали кузова, аккуратнее сборка салонов, мягче закрываются двери, почти исчез запах клея. Но удалось ли им догнать японские и европейские марки по уровню надежности, пока сказать невозможно.

Попробуйте, кстати, отличить модель из КНР по внешнему виду: сегодня это почти невозможно. Скоро китайские автомобили будут выпускать даже под брендом Lada. Тест-драйвы машин из Поднебесной собраны в отдельном разделе.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
252
ТОП 5
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Рекомендуем
Объявления