В мае мы стали получать десятки жалоб автомобилистов на работу камеры фотовидеофиксации дорожных нарушений у дома № 101 на Братьев Кашириных. Обратившиеся в редакцию челябинцы утверждали, что не ездят по городу быстро и нарушения фиксирует только конкретный комплекс. Все они присылали копии постановлений: порой комплекс фиксировал скорости более 100 км/ч. В областной ГИБДД обратили внимание на проблему и пообещали разобраться, а во вторник провели инструментальную проверку работы камеры. Рассказываем, что показали результаты.
Понятно, что подобная проверка позволяет лишь судить о точности работы камер в данный момент времени, тогда как большая часть нарушений, в которых усомнились автомобилисты, совершены в марте 2023 года.
Исследование проводили с помощью GPS-прибора, свидетельство о поверке которого выписано в ноябре 2022 года. По результатам трех проездов со скоростями 40–50 км/ч разница в показаниях GPS-прибора и комплекса «Автодория 3» составила 0,28–0,69 км/ч, то есть погрешность укладывается в нормативы. Акт подписали представители ООО «Квирит», госучреждения «Центр обработки вызовов системы 112 — Безопасный регион» и ЦАФАП ГИБДД по Челябинской области.
ООО «Квирит», по данным сервиса «Контур.Фокус», является подрядчиком, выигравшим в конце 2022 года госконтракт на 6 миллионов рублей на техническую поддержку комплексов фотовидеофиксации нарушений в Челябинске до конца 2024 года. Гендиректор компании — Людмила Червоткина. ОГКУ «Центр обработки вызовов системы 112 — Безопасный регион» — казенное учреждение, на балансе которого состоят комплексы фотовидеофиксации Челябинской области.
Таких обращений мы получили десятки. В редакцию также обратились представители ООО «Автолайн», обслуживающего автобусные маршруты № 78 и 128, которые предоставили данные с ГЛОНАСС-трекеров. Они показывают гораздо более низкую скорость, чем камера на Кашириных в те же моменты времени. Руководство «Автолайна» обратилось с жалобой в ГИБДД, но официального ответа пока не получило. На наши вопросы об этой ситуации заместитель начальника ЦАФАП Челябинской области Андрей Смирнов сказал, что данные маршрутки превышали и в других местах города. Мы попросили показать постановления, которые бы подтверждали систематичность таких нарушений, но Андрей Смирнов сказал, что это возможно только по согласию собственника транспорта. В самом «Автолайне» на наш вопрос о массовости нарушений ответили, что эти автобусы получили штрафы за превышение скорости только с камеры на Кашириных. С других же участков, по их словам, иногда приходят штрафы за выезд за стоп-линию, но не за скорость.
В ЦАФАП категорически отрицают возможность некорректной работы этой камеры, отмечая в числе прочего, что не было зафиксировано пика нарушений на данном участке.
— Этот комплекс видеофиксации установлен здесь сравнительно недавно — в октябре прошлого года, — отметил Андрей Смирнов. — Зимой скорости падают в силу дорожных условий, а как только потеплело, скорости возросли, и люди стали получать штрафы. Этот участок прямой и часто свободен от транспорта, позволяя разгоняться достаточно сильно.
Андрей Смирнов также подчеркивает, что комплекс «Автодория 3» работает не в визуальном режиме (то есть определяя скорость по серии снимков), а за счет электромагнитного излучения.
— С такими комплексами проблем практически не бывает, они работают очень надежно, — добавил он.
После публикаций 74.RU, по его словам, количество жалоб на некорректную работу самых разных камер в Челябинске резко возросло, но все они, по мнению руководства ЦАФАП, несостоятельны.
— Мы садимся с человеком, смотрим снимки и видим, что его машина едет быстрее потока, — объяснил Андрей Смирнов. — На глаз мы не можем определять ее скорость, поэтому для этого есть сертифицированный и поверенный прибор.
Трекеры на основе систем GPS или ГЛОНАСС в ГИБДД считают слишком неточным средством фиксации скорости, чтобы использовать как доказательство. То же касается данных спидометра или круиз-контроля.
— Частая ситуация: приходит водитель и говорит, что на трассе выставил на круиз-контроле скорость 110 км/ч и потому абсолютно уверен, что не нарушал, — продолжил Андрей Смирнов. — Но, во-первых, по правилам скорость на обычных загородных трассах у нас ограничение 90 км/ч, а не 110 км/ч, и никто эти лимиты не менял. Во-вторых, точность спидометра зависит от массы факторов, в том числе того, какой размерности колеса стоят на автомобиле, поэтому если человек ставит на круиз-контроле 110 км/ч — он с большой вероятностью будет нарушать.
Оспорить постановление за превышение лимита скорости очень проблематично: мы уже подробно рассказывали, как это делается. Первая инстанция для жалоб — руководство подразделения ГИБДД, чей сотрудник вынес постановление. Далее автомобилист имеет право обратиться в суд, но проблема в том, что там потребуют доказательства движения с определенной скоростью. Отчасти могут пригодиться данные с видеорегистраторов, фиксирующих скорость, но в любом случае автомобилисту потребуется сертификат производителя, где указана погрешность измерения прибора, а также доказательство того, что запись сделана именно в то время и в том месте, что указаны в постановлении.
Осложняет дело и отсутствие независимого контролера, который мог бы проверить работу камер по жалобам автомобилистов. В Челябинской области сами комплексы принадлежат бюджетной организации ОГКУ «Центр обработки вызовов системы 112 — Безопасный регион», а постановления выносят непосредственно сотрудники ЦАФАП ГИБДД. Представители этих же структур проверяют работу камер. Возможно, разрешению споров помогло бы наличие полной видеозаписи проезда с другого ракурса, что позволило бы оценить скорость визуально, но законодательного требования делать такую запись и хранить ее нет.
Большой брат — большой брак?
Напомним, самый громкий скандал с камерами в Челябинской области разгорелся в 2021 году, когда дальнобойщики и владельцы фур стали получать стотысячные штрафы за якобы имевшее место превышение массы или габарита. Впоследствии комплексы поставили на паузу, а часть штрафов отменили в судебном порядке.
В начале 2022 года мы стали получать жалобы на камеру, установленную на «Меридиане». ГИБДД тогда не обнаружила с ней проблем.
Через два месяца автомобилисты заподозрили в искажении данных камеры на Уфимском тракте. В тот раз мы также присутствовали при их проверке.