В редакцию 74.RU обратилась семья пенсионера-инвалида, купившего в автосалоне «Ювеста» автомобиль Lada XRAY на условиях, которые его близкие считают издевательскими. Описанный ими случай очень напоминает десятки происшествий такого рода. Сама «Ювеста» находится на Блюхера, 96, где ранее располагался автосалона «Аспект Авто» с близкой схемой работы. В очередной раз рассказываем читателям о том, почему нужно быть максимально аккуратными, покупая автомобиль у мультибрендовых автосалонов.
«Хорошо отнеслись, угостили чаем»
Григорий (имя изменено) является инвалидом первой группы из-за тяжелой формы рака и ездит в Челябинский онкодиспансер за лекарствами. По словам его супруги Анны, вопрос покупки автомобиля в семье никогда не поднимался.
— Он просто увидел в интернете объявление, что продается Lada XRAY 2022 года за 800 тысяч рублей, и, видимо, оставил заявочку, менеджеры стали ему звонить, — рассказывает Анна. — По пути за лекарствами он заехал в этот салон. Оказалось, той машины в помине не было, стояла Lada XRAY 2019 года. Менеджеры к нему очень хорошо отнеслись, угостили чаем, начали уговаривать, мол, давайте прокатимся. А он под действием серьезных лекарственных препаратов, да и сам по себе человек такой... Он говорит: «Я ничего не собирался покупать, но почему-то вот согласился».
Григорий заключил сделку, согласно которой его восьмилетнюю Nissan Almera приняли в трейд-ин с оценочной стоимостью в районе 400 тысяч рублей, а сам он уехал на упомянутой Lada XRAY 2019 года ценой по договору 1,31 млн рублей. Также он оформил две дополнительные услуги, одна из которых — полис страхования стоимостью 10 тысяч рублей, другая — некий абонентский договор на получение услуг аваркома стоимостью 152 тысячи рублей.
Из 1,31 млн рублей стоимости автомобиля 1,1 млн Григорий взял в кредит сроком на 7 лет под 22,2% годовых с ежемесячной выплатой 26,8 тысячи рублей.
— Для нас это катастрофа, — признаётся его супруга Анна. — У него пенсия 34 тысячи, из которых 7 тысяч он отдает за другой кредит. Получается, что мы сейчас вообще без денег останемся.
С учетом дополнительных услуг, переплат по кредиту и сданной в трейд-ин «Альмеры» общие затраты на покупку Lada XRAY 2019 года превысят 2,7 млн рублей.
Что такое серые дилеры? Так называют мультибрендовые автосалоны, схема работы которых заключается в продаже автомобилей с разнообразными наценками. Клиентов заманивают рекламой низких цен, затем изматывают долгим ожиданием (до 10–12 часов), после чего склоняют к покупке автомобиля в кредит, маскируя реальную цену. Психологически сломленный клиент подписывается под невыгодными для себя условиями и часто уезжает на машине другой модели или в другой комплектации, чем планировал. Подобные автосалоны впервые появились в России более 10 лет назад, в Челябинске их расцвет начался в 2018 году. Серые дилеры часто меняют вывески, например, в Челябинске они «прославились» под названиями «Металл-Моторс», «Феррум Авто», «Аспект Авто», «Миасс», «Авто-Люкс», «Владис-Авто», «Малахит», «Смолино-Моторс».
Что предприняла семья
Когда отпустил первый шок, Анна сумела связаться с изначальным владельцем этой Lada XRAY в Екатеринбурге. Тот продал ее частному лицу 5 мая 2023 года, за три недели до сделки, заключенной Григорием, за 950 тысяч рублей. При этом в договоре фигурирует куда больший пробег, чем в документах, выданных Григорию «Ювестой»: 86 493 км против 60 500 км.
Факт скручивания пробега отражен и в отчете «Дрома». Юрист Денис Созинов, которого наняла семья Григория для расторжения договора, считает, что отчет «Дрома» юридической силы не имеет. Он организовал независимую экспертизу, которая подтвердила факт скручивания пробега автомобиля.
— Сама по себе сделка, которую заключил Григорий, выглядит добровольной, и тот факт, что завышена цена Lada XRAY и занижена цена сданной в трейд-ин Nissan Almera, не значим, потому что эти обстоятельства ничем не регулируются: захотел продать за рубль или за сто рублей, если вторая сторона согласна — пожалуйста, — говорит эксперт.
По словам Дениса Созинова, наиболее перспективным с точки зрения аннулирования сделки является скручивание пробега, и такие прецеденты уже были. Семья намерена обратиться в суд с уже готовой экспертизой, ссылаясь в числе прочего на разъяснения Верховного суда РФ о необходимости уведомлять покупателя о всех существенных обстоятельствах сделки, которыми, в случае продажи автомобиля, является и его пробег.
— Еще один существенный момент: Almera была куплена в совместном браке, и супруга не давала согласия на ее продажу, — продолжает Денис Созинов. — Это является основанием для возврата «Альмеры». Я приезжал в «Ювесту», спрашивал: «Вы можете в добровольном порядке вернуть Almera?» Но они говорят, что уже продали ее. Возвращать ее и забирать XRAY они отказываются наотрез. Юридический отдел у них в Москве, все претензии были направлены, ждем ответа.
Что такое услуга «Аварком»
За некий договор на получение услуг аваркома Григорий отдал 152 тысячи из тех денег, что пошли в зачет его «Альмеры». В перечне этих услуг фигурируют круглосуточная поддержка, оформление ДТП без вызова ГИБДД, замена колеса, подвоз топлива, эвакуатор и так далее. Срок договора — 2 года.
Нюансы, как обычно, отражены мелким шрифтом. Из 152 тысяч лишь около 15 тысяч — это непосредственно услуги «Аваркома», а 136,8 тысячи — это стоимость комплекса консультаций при покупке автомобиля. Денис Созинов обратился в компанию с претензией, и семья Григория вскоре получила перевод в размере упомянутых 15 тысяч рублей.
Директор новосибирской компании ООО «Аварийные комиссары» Александр Полищук в официальном ответе семье указал, что на момент расторжения абонентского договора Григорию уже был оказан комплекс консультационных и аналитических услуг. Проще говоря, эта часть суммы (136,8 тысячи) считается отработанной.
Компания ООО «Аварийные комиссары» зарегистрирована в Новосибирске в 2021 году, и, по данным сервиса «Контур.Фокус», в 2022 году имела лишь двух штатных сотрудников.
Что такое ООО «Ювеста»
По данным «Контур.Фокуса», ООО «Ювеста» зарегистрировано в 2021 году в Москве. В штате сотрудников числится один человек, директором является Екатерина Жданова, у которой также есть регистрация ИП (в сфере строительства).
Привязанный к записи 2GIS сайт компании «Ювеста» не имеет упоминаний ее юрлица, и в его подписи фигурирует некое ООО «Премьер-Авто». Сайт типичен для мультибрендовых автосалонов и предлагает машины практически всех марок, включая экзотику вроде Ravon и Zotye. Бросаются в глаза низкие цены: например, новую Lada Granta предлагают за 478 тысяч рублей. Рекомендованная АВТОВАЗом розничная цена начинается от 692,3 тысячи.
Мы позвонили в компанию «Ювеста». Менеджер Артем ответил, что к дополнительным услугам автосалон отношения не имеет, а что касается скрученного пробега, то автомобиль был продан Григорию именно с тем пробегом, с которым сам автосалон купил его у предыдущего владельца. Мы уточнили, почему автосалон не выяснил предысторию автомобиля с помощью многочисленных электронных систем, но менеджер, выслушав вопрос, повесил трубку. В дальнейшем телефон взял другой менеджер и сказал, что Артем занят. Он пообещал передать наш запрос руководству компании, не уточнив, о ком именно речь.
Мы готовы отразить точку зрения компании «Ювеста» в случае получения развернутого комментария.
Что делать, если вы сомневаетесь?
Допустим, вы нашли дилера с интересной машиной, но не уверены в его чистоплотности.
Проверьте историю компании с таким названием: если она появилась недавно и у нее нет понятных инвесторов (скажем, крупный автохолдинг), это плохой признак. Не слишком доверяйте комментариям на специализированных сайтах-отзовиках: как правило, серые дилеры заполоняют их хвалебными одами из серии «Спасибо менеджеру Алексею за чудесный выбор»;
позвоните в компанию и узнайте все подробности об автомобиле. Приезжая в автосалон, требуйте именно ту машину, о которой шла речь. Любые отговорки, что она вдруг оказалась на другом складе, автовоз сломался, директор с печатью отъехал или сидит в туалете — типичный признак затягивания времени;
в автосалон возьмите с собой родственника или друга. Приехав, не подписывайте впопыхах никаких бумаг, пока не увидели живую машину, ее VIN и не убедились, что условия договора соответствуют декларируемым (в том числе кредитного, страховок, «помощи на дорогах»). Очень часто серые дилеры берут в заложники автомобиль, сданный в трейд-ин, или требуют подписать тот или иной предварительный договор, заявку на кредит или какой-нибудь сертификат. Не соглашайтесь, пока не прочтете всё до запятой, а от навязанных услуг отказывайтесь на берегу;
если менеджеры затягивают время, вставайте и уходите. Такие автосалоны изматывают клиента психологически, так что не ждите, пока от усталости вы утратите критичность мышления. И не пейте предложенных напитков;
если возник конфликт, вам угрожают или откровенно давят психологически, вызывайте полицию, СМИ, друзей. Серые дилеры не любят огласки, поэтому со скандальными клиентами дела предпочитают не иметь. Все договоры нужно расторгать и аннулировать сразу, в том числе с банками-партнерами (вот позитивный пример).
Можно ли бороться с серыми дилерами?
Многие клиенты таких автосалонов обращались в полицию, но та чаще всего не усматривает состава преступления: считается, что люди подписывают соглашение добровольно, потому речи о мошенничестве не идет.
В нашей летописи есть только два случая, когда полиция прикрывала подобные автосалоны: это «Феррум Авто» в 2019 году и автосалон «Миасс» в 2020-м.
Иван Голунов в своем расследовании пришел к выводу, что автосалоны уходят из городов, где полиция возбуждает уголовные дела.
Прецеденты возврата автомобиля есть, но это скорее редкие исключения. И напоследок: все наши материалы о серых дилерах — будьте аккуратнее!