Пенсионеру-инвалиду, который купил автомобиль в дилерском центре «Ювеста» на Блюхера, 96, компенсировали все расходы, связанные со сделкой. Мы уже рассказывали подробности этой истории: Lada XRAY 2019 года обошлась Григорию в 1,31 миллиона рублей, плюс порядка 160 тысяч рублей он заплатил за сертификаты непонятного назначения, а кредит на 7 лет под 22% годовых вылился в ежемесячную выплату почти 27 тысяч рублей. Семья наняла юриста, который организовал экспертизу автомобиля: выяснилось, что у него скручен пробег. Рассказываем, как удалось аннулировать сделку, которую семья постфактум считала практически кабальной.
Сам Григорий рассказал сайту 74.RU, что ему компенсировали все расходы, включая первоначальный взнос, первые выплаты по кредиту, а также затраты на юридического представителя и экспертизу. Также компания «Ювеста» закрыла кредит, и Григорий получил соответствующую справку в банке. Единственная потеря — это его Nissan Almera, сданная «Ювесте» в трейд-ин с оценочной стоимостью 400 тысяч рублей, тогда как семья считала, что восьмилетний седан стоил 500–600 тысяч или больше. Сейчас Григорий рассматривает покупку Lada Granta.
Юрист Денис Созинов, представлявший интересы Григория, рассказал, что требовать возврата самой Almera было рискованно: в компании его уведомили, что машина уже продана. Однако семью клиента в большей степени волновали кредитные выплаты, и Денис Созинов готовил материалы для расторжения сделки в судебном порядке. При этом основным поводом был именно скрученный пробег автомобиля.
— Сама сделка выглядела добровольной, и тот факт, что условия покупки кажутся клиентам нерыночными, не является поводом для расторжения договора: у нас товар стоит столько, сколько за него готовы платить, — объясняет он. — Но, помимо подготовки судебных документов, я также обратился во множество инстанций, включая и Банк России, и в эти дни начал получать от них ответы. Думаю, что повлияло всё в совокупности: интерес СМИ, реакция надзорных органов. Я ездил в компанию и предлагал урегулировать вопрос, и в один из визитов менеджер позвонил начальству и сказал: «Пишите заявление, мы всё компенсируем». Сейчас действительно все деньги возвращены.
Мы связались с компанией «Ювеста» по телефонам, указанным в справочнике 2GIS. Менеджер автосалона ответил, что начальница, имеющая право комментировать такие вопросы, в отпуске, заместителя у нее нет, поэтому в случае необходимости она свяжется с редакцией впоследствии. Мы готовы отразить точку зрения автосалона.
Похоже, это был прецедент
Добровольный возврат автомобиля мультибрендовыми автосалонами — редкость. Мы, например, писали про выигранный суд по поводу Hyundai Solaris со скрученным пробегом, купленного в автосалоне «Малахит», но с возвратом денег возникли проблемы, так как фирма с небольшим уставным капиталом к тому времени перестала существовать. Был также случай с выплатой 3 миллионов рублей владельцу Chery Tiggo, купленного в компании «Авто-Люкс» с накрутками. Но компенсацию делала сама компания Chery, а поводом стала треснувшая во время осмотра деталь ходовой части. На добровольные же компенсации «серые дилеры» идут редко и чаще всего выплачивают лишь часть суммы, так что «Ювеста» в этом смысле создает интересный прецедент.
Проведению таких сделок способствует политика банков, которые дают людям миллионные кредиты без требования о личной явке в офис и тщательной проверки заявляемых данных. В здании, где располагается «Ювеста», раньше был автосалон «Аспект Авто», на который мы получали аналогичные жалобы.
Что такое «серые дилеры»? Так называют мультибрендовые автосалоны, схема работы которых заключается в продаже автомобилей с разнообразными наценками. Клиентов заманивают рекламой низких цен, затем изматывают долгим ожиданием (до 10–12 часов), после чего склоняют к покупке автомобиля в кредит, маскируя реальную цену. Психологически сломленный клиент подписывается под невыгодными для себя условиями и часто уезжает на машине другой модели или в другой комплектации, чем планировал. Подобные автосалоны впервые появились в России более 10 лет назад, в Челябинске их расцвет начался в 2018 году. «Серые дилеры» часто меняют вывески, например, в Челябинске они «прославились» под названиями «Металл-Моторс», «Феррум Авто», «Аспект Авто», «Миасс», «Авто-Люкс», «Владис-Авто», «Малахит», «Смолино-Моторс».